/
Результат поиска


Федотова Е. Я. К теме родства в Новом Завете // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 83-96.
PDF
Традиционно отрывок Мф 12. 46-50 (и пар.) толкуют в рамках биографического жанра – как поучение Иисуса, основополагающее для христианской концепции familia Dei, и в то же время – как пример поведения ученикам, данный Учителем. В настоящей работе рассмотрены основания для интерпретации отрывка в соответствии с жанром «типологической экзегезы» – как мессианской аллюзии на Втор 33. 8-11, а именно: 1) приведены доводы в пользу того, что христианская традиция могла связывать Святого мужа из пассажа Втор 33. 8-11 с образом Моисея, который в христианской же традиции есть типологический прообраз Христа; 2) исследование структуры определенных единиц текста синоптических Евангелий показывает выделенность и мессианскую значимость эпизода Мф 12. 46 слл. и пар.; 3) привлечены свидетельства святоотеческой, раннехристианской и кумранской традиций о возможной взаимообусловленности безродности, отказа от семьи – и особой предназначенности к высшему служению. Предлагаемая интерпретация не отменяет, но скорее дополняет традиционный комментарий на Мф 12. 46 слл.
Федотова Елена Яковлевна
Федотова М. А. О неизданных сочинениях святителя Димитрия Ростовского: к постановке проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 1 (36). С. 47-64. DOI: 10.15382/sturIII201436.47-64
Творческое наследие святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского (1651-1709), православного святого и одного из самых популярных славянских авторов, всегда привлекало внимание исследователей, его сочинения являются объектом изучения отечественных и зарубежных медиевистов.В статье М. А. Федотовой поставлен один из самых актуальных вопросов современного «димитриеведения» — вопрос о неизученных, неизданных и не введенных в научный оборот сочинениях святителя, которые обнаруживаются в рукописных сборниках, созданных и вышедших из ростовского скриптория (некоторые из них — это авторские рукописи из библиотеки митрополита), а также в сборниках его проповедей. В статье рассмотрены основные рукописи с этими текстами из собраний РНБ, ГИМ, РГАДА. Автором статьи, с одной стороны, обобщены и проанализированы исследования, затрагивающие эту тему (труды И. А. Шляпкина, А. А. Круминга, Л. А. Янковской и других), с другой — вводятся в научный оборот новые, неизвестные и неизданные сочинения святителя Димитрия Ростовского. Среди этих текстов памятники агиографии (краткие жития на сентябрь), проповеди на подвижные и неподвижные праздники церковного года, драматические (декламация «Кающийся грешник»), исторические («Разсмотрение и исследование лет Рождества Христова...»), гимнографические («Служба святым девяти мученикам кизическим») и другие сочинения. По мнению автора статьи, проповеди составляют один из самых больших пластов творчества Димитрия Ростовского, поэтому вопросы атрибуции для многих слов и поучений все еще остаются актуальными, в связи с чем вопросам авторства того или иного текста в статье уделено особое внимание.
святитель Димитрий Ростовский, неизвестные сочинения, проблемы атрибуции, агиография, драматургия, проповеди, гимнография
1. Жигулин Е. В. Источниковедение театра святителя Димитрия Ростовского // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 139-145.
2. Каменева Т. Н. Черниговская типография, ее деятельность и издания // Труды Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. М., 1959. Т. 3. С. 224-383.
3. Клепиков С. А. Издания Новгород-Северской типографии и ложночерниговские издания 1674-1679 годов // Книга: Исследования и материалы. М., 1963. Сб. 8. С. 255-278.
4. Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись Ростовского музея № 828) // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993. С. 69-91.
5. Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: очерк истории издания // Филевские чтения. Вып. IX: Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы / Ред. Л. А. Янковска. М., 1994. С. 5-52.
6. Круминг А. А. Подражания «Подражанию». Римейки книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу» в славяно-русской письменности: Библиографический обзор // Фома Кемпийский. О подражании Христу. В переводе с лат. К. П. Победоносцева (1869. 2-е изд., исправл. и дополн.) / Пред. и комм. В. А. Захарова, сост. и ред. И. А. Настенко. М., 2009. С. 267-285.
7. Лествицын В. Новое сочинение св.Димитрия Ростовскаго // Ярославские епархиальные ведомости. 1880. № 47. Ч. неоф. С. 374-375.
8. Нестеров Вл. Неизданное слово св. Димитрия митрополита Ростовскаго // Странник. 1891. Т. 2. С. 432-433.
9. Никольский А. И. Несколько слов о житии и сочинениях святаго Димитрия Ростовского // ИОРЯС. СПб., 1909. № 1. С. 160-171.
10. Петров Н. И. Очерки из истории украинской литературы XVII-XVIII веков. Киев, 1911.
11. Петров Н. И. О сочинении студента Евгения Троицкого на тему: «О драматических произведениях св. Димитрия Ростовского» // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1912. № 3. С. 678-680.
12. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. Н. Невоструева). М., 1970. Ч. 1.
13. Рубан В. Г. Московский любопытный месяцеслов. М., 1776.
14. ТитовАн. Проповеди Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго, на украинском наречии. М., 1909.
15. Федотова М. А. Украинские проповеди Димитрия Ростовского (1670-1700 гг.) и их рукописная традиция. Статья 2. // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 409-431.
16. Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исследование и тексты. М., 2005.
17. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского (к вопросу об истории текста) // ТОДРЛ. СПб., 2009. Т. 60. С. 150-182.
18. Федотова М. А. Источники жития Димитрия Ростовского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации СПб., 2011. Т. 2. С. 180-222.
19. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891.
20. Янковска Л. А. К вопросу об истоках «Псальмы» «Новый год бежит», приписанной преосвященным Амфилохием Угличским святому Димитрию, митрополиту Ростовскому // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2002. Вып. 12. С. 15-21.
21. Янковска Л. А. Еще несколько замечаний по поводу проблемы источников и литературно-богословского значения Житий свв. Зосимы и Савватия Соловецких // Филевские чтения. Вып. 9: Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. С. 75-107.
22. Bercoff G. B. 2009 “Old and new narrative: «Runo orošennoe» by Dimitrij Tuptalo, metropolitan of Rostov”, in Starob’lgarska literature, Sofia, 2009, vol. 41–42: Jubileen sbornik v chest na 60-godishninata na Krasimir Stanchev i Aleksand’r Naumov, pp. 359–366.
Федотова Марина Анатольевна
Федотова М. А. «Мартиролог или мученикословие, житиа святых по мѣсяцех и числах въкратцѣ собранныя, в себѣ содержащое»: об одном неизданном сочинении Димитрия Ростовского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 52. С. 76-111. DOI: 10.15382/sturIII201752.76-111
Четьи Минеи, или «Книга житий святых» – одно из самых значительных сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, изданное еще при жизни святителя и неоднократно переиздававшееся после его смерти. Кроме «Книги житий святых», к агиографическому жанру принадлежит «Мартиролог или мученикословие, житиа святых по месяцех и числах въкратце собранныя, в себе содержащое». Это неизданное сочинение святителя Димитрия в данной статье впервые вводится нами в научный оборот, таким образом, в статье поставлен один из самых актуальных вопросов современного «димитриеведения» — вопрос о неизученных, неизданных сочинениях ростовского митрополита, которые обнаруживаются в рукописных сборниках. «Мартиролог» сохранился в единственном авторизованном списке – ГИМ, Синодальное собр., 811. Работа над текстом началась еще на Украине, в 1701 г., но в силу ряда причин Димитрий Ростовский не завершил свой труд, им были написаны только краткие жития на сентябрь. Приступая к работе над «Мартирологом или мученикословием», Димитрий Ростовский преследовал совершенно утилитарные и полезные цели: во-первых, он полагал, что полные Четьи Минеи, книги большие по объему и дорогие по цене, были почти не доступны для большинства верующего населения; во-вторых, тексты в Четьих Минеях, по сравнению с краткими житиями, были длинными и пространными, что делало их трудными для чтения, и, в-третьих, в состав «Мартиролога или мученикословия» должны были войти, в отличие от Четьих Миней, все памяти на каждый день, т.е. «Мартиролог» должен был иметь более полный месяцеслов, что позволило бы христианину знать и поминать всех святых. Месяцеслов "Мартиролога", ориентированный на Четьи Минеи, имеет свои отличия - сокращения и дополнения.
святитель Димитрий Ростовский, агиография, Четьи Минеи, мартиролог, месяцеслов, неизданные сочинения, источниковедение
  1. Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: Очерк истории издания // Филевские чтения. Вып. 9: Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы / Л. А. Янковская, ред. М., 1994. С. 5–52.
  2. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. Н. Невоструева). М., 1970.
  3. Федотова М. А. К истории Четьих Миней Димитрия Ростовского: рукописные материалы // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11: Филология. С. 123–133.
  4. Федотова М. А. Об одной рукописи из собрания Петра I: к истории Четьих Миней Димитрия Ростовского // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. СПб., 2013. С. 187–194.
  5. Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исследование и тексты. М., 2005.
  6. Федотова М. А. О неизданных сочинениях святителя Димитрия Ростовского: к постановке проблемы // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. № 1. С. 47–64.
Федотова Марина Анатольевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-5167-3414;
Электронный адрес: fedotova_m@mail.ru.
Статья написана при финансовой поддержке РФФИ, проект «Сочинения Димитрия Ростовского: неизвестные тексты. Исследование и публикация», № 15-04-00081
Федотова М. А. Слова на память святого Гурия Казанского: к вопросу о неизвестных сочинениях Димитрия Ростовского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 56. С. 86-105. DOI: 10.15382/sturIII201856.86-105
Проповеди святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского (1651–1709), составляют один из самых больших пластов его творчества, поэтому вопрос принадлежности ему многих слов и поучений все еще остается актуальным. Проповеди обнаруживаются в рукописных сборниках его сочинений. Некоторые из них были созданы и вышли из ростовского скриптория (среди них есть авторские рукописи из библиотеки митрополита), другие читаются в сборниках проповедей, которые не были созданы при жизни митрополита, но переписаны с использованием его черновых рукописных материалов. К таким сборникам относится рукопись, рассматриваемая в статье М. А. Федотовой «Слова на память святого Гурия Казанского: к вопросу о неизвестных сочинениях Димитрия Ростовского», из собрания Ростовского музея-заповедника, № 828. В ее составе содержатся две неизвестные и не опубликованные ранее проповеди, сохранившиеся в единственном списке в данной рукописи. Они написаны на память святого Гурия, митрополита Казанского: первая — на 20 июня (на день перенесения мощей святого в Казанский кафед ральный Благовещенский собор) и вторая — на 5 декабря (на день смерти святого). В данной статье представлен анализ этих слов, а также других сочинений святителя Димитрия Ростовского, созданных на память Гурия Казанского. К этим текстам относятся две службы, написанные, соответственно как и проповеди, на день смерти святого Гурия и на день перенесения его святых мощей, проложное житие и еще одно поучение, получившее широкое распространение в рукописной традиции и опубликованное в первом собрании сочинений святителя Димитрия 1786 г. Все эти тексты, по мнению автора статьи, могли составлять единый комплекс, который не получил своего завершения, в отличие, например, от текстов, созданных митрополитом и посвященных девяти мученикам кизическим.
святитель Димитрий Ростовский, авторские рукописи, неизвестные сочинения, проблемы атрибуции, проповеди, гимнография
  1. Виденеева А. Е. К истории посвящений храмов Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. Ростов, 1991. С. 74–119.
  2. Державин А., протоиерей. Радуют верных сердца / Четьи Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Ч. 1–3. М., 2006–2012.
  3. Димитрий Ростовский. Книга житий святых на месяцы первыя: сентябрь, октябрь, ноябрь. Киев, 1689. Л. 229–231.
  4. Запаско Я., Iсаевич Я. Пам’ятки книжкового мистецтва: Каталог стародрукiв, виданих на Украïнi. Кн. 1 (1574—1700). Львiв, 1981. С. 59. № 262.
  5. Каталог рукописных книг из собрания НГОУНБ / сост. И. В. Нестеров: Ч. 1. XV–XVII вв. Н. Новгород, 1999. С. 82–83.
  6. Корзо М. А. Освоение католической традиции московскими и киевскими книжниками XVII в.: Иннокентий Гизель и Симеон Полоцкий // Православие Украины и Московской Руси в XV—XVII веках: общее и различное / Под ред. М. В. Дмитриева. М., 2012. С. 290–301.
  7. Краткое учение о седми таинствах Церкви святителя Димитрия Ростовскаго, исправленное собственною его рукою / Издано А. А. Титовым (собственность издателя); С пре- дисловием А. А. Титова. М., 1880.
  8. Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись Ростовского музея № 828) // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993. С. 69–91.
  9. Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: Очерк истории издания // Филевские чтения. Вып. 9: Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы / Под ред. Л. А. Янковской. М., 1994. С. 5–52.
  10. Липаков Е. В., Чугреева Н. Н. Гурий // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 464–469.
  11. Литвина Т. А. Рукописные жития святых в казанских книгохранилищах // Русская и сопоставительная филология. Серия: Языкознание (Русистика: синхронический и диахронический аспекты). Казань, 2003. С. 75–78.
  12. Минея на 12 месяцев. М., 2002.
  13. Симеон Полоцкий. Книга Вечеря душевная. М., 1683.
  14. Симеон Полоцкий. Книга Обед душевный. М., 1691.
  15. Собрание разных поучительных слов и других сочинений святого Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, на шесть частей разделенное, с приложением Жития его,
  16. Духовной грамоты святаго Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, и Надгробной, 1–6, Москва, 1786.
  17. Украинские книги кирилловской печати XVI—XVIII вв. Каталог изданий, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. Вып. 2. Т. 1: Киевские издания 2-й половины XVII в. М., 1981. С. 12, № 99.
  18. Федотова М. А. К истории Четьих Миней Димитрия Ростовского: рукописные материалы // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11: Филология. С. 123–133.
  19. Федотова М. А. Слово на память Леонтия, епископа Ростовского: к вопросу о неопубликованных сочинениях Димитрия Ростовского // IX чтения по истории и культуре Древней и Новой России: Материалы научной конференции / Ярославль 25―27 сентября 2014 года. Ярославль, 2016. С. 178–199.
  20. Федотова М. А. Драматургия святителя Димитрия Ростовского // Пятые Лихачевские чтения. Русская культура: история и экология (Ясная Поляна. 28 сентября — 1 октября 2016 года). Ясная Поляна, 2016. С. 237–246.
  21. Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Ч. 2. Н. Новгород, 1859. С. 60–67.
Федотова Марина Анатольевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт Русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Российская Федерация, 192236, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская 20-4-40;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-5167-3414;
Электронный адрес: fedotova_m@mail.ru.
Статья написана при поддержке гранта РФФИ 18-012-00236 (Проповеди Димитрия Ростовского: проблемы атрибуции и научного издания).