/
Результат поиска


Урбанович Л. Н. М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 89-101.
PDF
В статье на основе сочинения Марии Михайловны Манасеиной «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» рассматривается одна из главных и трудных педагогических проблем — проблема определения цели воспитания. М. М. Манасеина анализирует различные мнения, взгляды на цель воспитания, представленные в философско-педагогической литературе, и приходит к выводу о необходимости пересмотреть сам подход к целеполаганию. Отмечая и обосновывая с позиции научных данных в области медицины, психологии, социологии, педагогики несостоятельность «идейных» и «индивидуалистических» определений, Манасеина предлагает в качестве цели воспитания подготовку ребенка к предстоящей ему борьбе с самим собой и с окружающим его миром. Взгляд на природу ребенка, которая вследствие грехопадения прародителей подвержена греху и потому имеет дурные, злые эгоистические наклонности, а также положение человека «среди людей» побудило ученого к постановке данной цели воспитания. Особый интерес и ценность представляет утверждение М. М. Манасеиной, что для психического здоровья человека необходима борьба с грехом, с собственным эгоизмом через приобщение к высоким идеалам христианской религии и этики. А вера и религия определяются как важные и непременные условия развития и совершенствования и каждого отдельного человека, и всего человечества. Отсюда достаточно требовательные отношения М. М. Манасеиной к профессионализму каждого воспитателя. Сегодня, когда при определении цели воспитания важно сообразовываться с национальными духовными ценностями, концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной представляет интерес для теории и педагогической практики.
педагогическая концепция М. М. Манасеиной, религиозное воспитание, основы воспитания, природа ребенка, альтруистические и эгоистические цели воспитания, подготовка к борьбе, христианские идеалы, вера, религия
1. Pidkasistyj P. I. (ed.) Pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej (Pedagogics: Textbook for Pedagogic Students), Moscow, 1998.
2. Pirogov N. I. Voprosy zhizni (Life Questions), in http://nayanaworld.com/publ/voprosy_zhizni/1-1-0-120 (Date: 23.08.2013)
3. Podlasyj I. P. Pedagogika: Uchebnoe posobie (Pedagogics: Textbook), Moscow, 2000, vol. 1.
4. Stoljarov A. A. 1991 “Avgustin. Zhizn'. Uchenie” (Augustine. Life. Teaching), in Avrelij Avgustin. Ispoved', Moscow, 1991.
5. Trubeckoj E. N. Smysl zhizni (Sense of Life), Moscow, 1994.
6. Ushinskij K. D. 1948–1952 “Pedagogicheskie sochinenija Pirogova” (Pedagogical Works of Pirogov), in Sobr. soch., Moscow, Leningrad, 1948–1952, vol. 3.
7. Shhurkova N. E. Obraz zhizni, dostojnoj Cheloveka, i ego formirovanie u shkol'nika (Metodicheskoe posobie dlja pedagogov shkoly) (Mode of Life, Worth for Human, and Its Forming by a School Pupile), Smolensk, 1995.
Урбанович Любовь Николаевна
Урбанович Л. Н. Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 81-94. DOI: 10.15382/sturIV201432.81-94
В данной статье представлены взгляды педагога и общественного деятеля конца XIX– начала XX вв. Марии Михайловны Манасеиной на обучение детей молитве. Особый интерес представляет сама концепция религиозного воспитания Манасеиной, в основе которой — христианское учение и научные данные из области возрастной, социальной психологии и физиологии детства. Обращение к теме религиозного воспитания в указанный исторический период было продиктовано общим кризисом веры и духовности русского народа. Справедливо отмечая, что Православие — основа и оплот Российской государственности и нравственности народа, педагог обосновывает важность воспитания детей в духе национальной религии с самого раннего детства. Особое внимание в статье уделяется значению детской молитвы в религиозном воспитании, которая способна развить и укрепить в душе ребенка само понятие о Боге, любовь и доверие к Нему. Автор статьи анализирует принципиально важные условия обучения детей молитве, изложенные М. М. Манасеиной: приучать ребенка к самостоятельной молитве; отдавать предпочтение благодарственным молитвам за семью, народ и Отечество; избегать торопливой, механической, формальной молитвы; научить искренней личной молитве; сообразовываться с возрастными психосоматическими особенностями детей. Как педагог, психолог, физиолог и врач, Манасеина обосновала важность молитвы не только для духовной жизни, но и для психического, нравственного здоровья и личностного развития ребенка. Ее педагогические мысли актуальны и значимы и сегодня. Особенно ценны указания и рекомендации М. М. Манасеиной по религиозному воспитанию детей: когда начинать обучение детей молитве, на что следует обращать особое внимание, а чего избегать, чтобы молитва и вера были искренними и живыми в детских сердцах.
концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной, христианские идеалы, религиозные представления, альтруистические чувства, научение молитве, детская молитва, благодатное влияние молитвы, требования к молитве, укрепление в вере.
1. Андреева И. С., Гулыга А. В. Семья: книга для чтения. М., 1991. Кн. 2.
2. Василевская В. Я. Учение Ушинского о воспитании // Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.
3. Зеньковский В. В., прот. О религиозном воспитании в семье. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravmir.ru/o-religioznom-vospitanii-v-seme
4. Зеньковский В. В., прот. Педагогика. М., 1996.
5. Зеньковский В. В., прот. Психология детства. М., 1996. С. 223.
6. Исаак Сирин о молитве. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravoslavie.ru
7. Каледа Г., свящ. Домашняя церковь. М., 1998.
8. Ковальзон В. М. Марья Михайловна Манасеина-Коркунова: Штрихи к портрету / Материалы 5-й Российской (с международным участием) школы-конференции «Сон — окно в мир бодрствования». М., 2009. С. 6–14.
9. Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. СПб, 1894. Вып. 1. С. 58.
10. Н. С. Лесков. Л. Н. Толстой: Переписка. Часть 7. [Электронный ресурс.] URL: http://leskov.lit-info.ru/leskov/pisma/tolstoj/perepiska-tolstoj-7.htm (13.02. 2013)
11. Пестов Н. Е. Православное воспитание детей. СПб., 1999.
12. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма: Князь В. Ф. Одоевский. М., 1913. Т. 1.
Урбанович Любовь Николаевна
Урбанович Л. Н. Конфессиональное сопровождение преподавания православно-ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 106-116. DOI: 10.15382/sturIV201537.106-116
В статье обосновывается необходимость конфессионального сопровождения дисциплин духовно-нравственной и православной направленности в общеобразовательной школе. Автором отмечается, что конфессиональное сопровождение дисциплин с религиозным содержанием исторически обусловлено и предусмотрено современными нормативными правовыми документами и иными актами в сфере российского образования. На примере Смоленского региона показаны возможные направления конфессионального сопровождения со стороны православной религиозной организации. Описан опыт Смоленской Православной Духовной семинарии, оказывающей православно-конфессиональное сопровождение преподавания дисциплин с религиозным содержанием в регионе. В статье также намечены проблемные вопросы и возможные риски, требующие, по мнению автора, профессионального подхода к их разрешению.
конфессиональное сопровождение, православно ориентированные дисциплины, профессиональная педагогическая подготовка, научнометодическая поддержка, экспертно-консультативная помощь, Смоленская Православная Духовная семинария
1. Зыбина Т. М. От слова к Слову: интегрированное обучение религиозной лексике. Смоленск, 2014.
2. Православная культура в общеобразовательной школе. Методические разработки и рекомендации к курсу / Л. Н. Урбанович, авт.-сост. Смоленск, 2010.
3. Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт: науч.-методическое пособие в помощь учителю / Л. Н. Урбанович, авт.-сост. Смоленск, 2014.
4. Розина О. В. Профессиональные компетенции и конфессиональное самоопределение педагога духовно-нравственных дисциплин в общеобразовательной школе // Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт: науч.-метод. пособие в помощь учителю / Л. Н. Урбанович, авт.-сост. Смоленск, 2014.
5. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности / Ж. В. Лукашенкова, авт.-сост. Смоленск, 2013
Урбанович Любовь Николаевна
Урбанович Ю. Я. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV±V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 7-26. DOI: 10.15382/sturV201519.7-26
В статье анализируются особенности развития североафриканской раннехристианской архитектуры в связи с местной традицией почитания мучеников и исповедников, восходящей к дохристианской традиции поминовения усопших. Археологические и литературные исследования позволяют сделать вывод, что Церковь в Северной Африке в IV–V вв. испытывала серьезное влияние языческого отношения к смерти и почившим предкам, которое проявлялось в архитектуре, богословии (донатизм) и повседневной религиозной практике. Только к VI в., когда вандальская Северная Африка была завоевана византийскими войсками, эта местная практика почитания умерших была приведена в согласие с византийской литургической и архитектурной традицией.
мученик, гробница, мартириум, Северная Африка, блж. Августин, донатизм, погребальная трапеза, алтарь, менса, базилика, апсида.
1. Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике. СПб., 1995.
2. Сергеева Е. В. Первые христианские общины в Северной Африке // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. СПб., 2007. Вып. 6. С. 421–432.
3. Ш.-Андре Жюльен. История Северной Африки. Тунис. Алжир. М., 1961.
4. Cintas J., Duval N. 1976 “Le martyrium de Cincari et les martyria triconques et tétraconques en Afrique”, in Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité, 1976, vol. 88/2, pp. 853–927.
5. Cintas M., Duval N. 1978 “Basiliques et mosaïques funéraires de Furnos Minus”, in Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité, 1978, vol. 90/2, pp. 871–950.
6. Delehaye H. Les origines du culte des martyrs, Bruxelles, 1912.
7. Duval Y. 1984 “Densité et répartition des évêchés dans les provinces africaines au temps de Cyprien”, in Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité, 1984, vol. 96/1, pp. 493–521.
8. Duval N. 1987 “Une basilique chrétienne à deux absides à Sabratha (Tripolitaine)? La basilique I: une révision récente. Études d'Archéologie chrétienne nord-africaine. XVI”, in Revue des Etudes Augustinniennes, 1987, vol. 33, pp. 269–301.
9. Duval N. 1968 “L'église de l'évêque Melleus à Haïdra (Tunisie): la campagne franco-tunisienne de 1967”, in Comptes-rendus des séances de l'Académie des inscriptions et belles-lettres, 1968, vol. 112/2, pp. 221–244.
10. Duval N., Barrate F. Les ruines de Sufetula Sbeitla, Tunis, 1973.
11. Jensen R. M. 2008 “Dining with the Dead: From the Mensa to the Altar in Christian Late Antiquity”, in Brink L., Green D. (eds.) Commemorating the Dead. Texts and Artifacts in Context. Studies of Roman, Jewish, and Christian Burials, Berlin, New York, 2008, pp. 107–143.
12. Krautheimer R. Mensa-Coemeterium-Martyrium in Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art, New York, 1969.
13. Monceaux P. Histoire litteraire de 1'Afrique chretienne, Paris, 1901.
14. Quasten J. 1940 ““Vetus Superstitio et Nova Religio” the Problem of Refrigerium in the Ancient Church of North Africa”, in The Harvard Theological Review, 1940, vol. 33/4, pp. 253–266.
15. Raven S. Rome in Africa, New York, 1993.
16. Rebillard É. 1993 “Koimetérion et Coemeterium: tombe, tombe sainte, nécropole”, in Mélanges de l’école française de Rome, 1993, vol. 105/2, pp. 975–1001.
17. Romanelli P. 1940 “La basilica cristiana nell'Africa settentrionale italiana”, in Atti IV Congresso int. di Arch. Crist. 1938, Vatican, 1940, vol. 1: Description de la basilique I, pp. 247–253.
18. Telfer W. 1961 “The Origins of Christianity in Africa”, in Studia Patristica, Berlin, 1961, vol. 4, pp. 512–517.
19. Toutain J. 1891 “Fouilles de M. Gsell à Tipasa: Basilique de Sainte Salsa”, in Mélanges d'archéologie et d'histoire, 1891, vol. 11/1, pp. 179–185.
20. Ward-Perkins J. B. Interim Report on Excavations at Sabratha in 1948, Reports on Monographs of the Department of Antlquities in Tripolitania, 1949, vol. 2.
Урбанович Юрий Язепович, протоиерей
Урбанович Ю. Я. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V–VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 7-20. DOI: 10.15382/sturV201520.7-20
В статье анализируется процесс становления внешних форм североафриканской храмовой архитектуры в связи с местной традицией почитания мучеников и исповедников. Археологические и литературные исследования позволяют сделать вывод, что в Северной Африке языческое отношение к смерти и почившим предкам продолжалось и в христианские времена, отразившись в наибольшей мере в идеологии и архитектурных особенностях донатистских церквей. Полемика и борьба с язычеством и донатизмом известных епископов — Августина Иппонского и Аврелия Карфагенского создали богословскую основу для преодоления этих негативных течений, что нашло отражение в памятниках североафриканской христианской архитектуры V–VI вв.
мученик, гробница, Северная Африка, бл. Августин, св. Киприан Карфагенский, донатизм, погребальная трапеза, алтарь, менса, базилика, апсида
1. Ш.-Андре Жюльен. История Северной Африки. Тунис. Алжир. М., 1961.
2. Elbern V. H. 1979 “Altar Implements and Liturgical Objects”, in Weitzmann K. (ed.) Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century, New York, 1979, pp. 592–640.
3. Frend W. H. C. The Donatist Church, Oxford, 1952.
4. Jensen R. M. 2008 “Dining with the Dead: From the Mensa to the Altar in Christian Late Antiquity”, in Brink L., Green D. (eds.) Commemorating the Dead. Texts and Artifacts in Context. Studies of Roman, Jewish, and Christian Burials, Berlin, New York, 2008, pp. 107–143.
5. Krautheimer R. Mensa-Coemeterium-Martyrium in Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art, New York, 1969.
6. Markus R. A. 1983 “Donatism: the Last Phase”, in From Augustine to Gregory the Great. History and Christianity in Late Antiquity, London, 1983, pp. 118–126.
7. Metzger C. 1991 “Le mobilier liturgique”, in Naissance des arts chrеtiens, Paris, 1991.
8. Quasten J. “«Vetus Superstitio et Nova Religio» the Problem of Refrigerium in the Ancient Church of North Africa“, in The Harvard Theological Review, 1940, vol. 33/4, pp. 253–266.
Урбанович Юрий Язепович, протоиерей
Урбанович Л. Н. К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 17-26. DOI: 10.15382/sturIV201640.17-26
В статье поднимается проблема педагогической подготовки студентов духовных школ — семинарий. Автор акцентирует внимание на важности для будущих священнослужителей получения начального педагогического образования, обращается к историческому опыту и анализирует современную ситуацию, требующую участия Церкви в образовательном пространстве. Предложенная статья знакомит с моделью педагогической подготовки, которая сложилась в Смоленской православной духовной семинарии, раскрывает цели и задачи, содержание и особенности преподавания педагогических дисциплин.
педагогическая подготовка студентов семинарии, религиозное образование, православно ориентированные дисциплины, профессиональные компетенции, стандарт «Теология», духовная школа
1. Дивногорцева С. Ю. К вопросу о формировании педагогической компетентности учащихся духовных школ Русской Православной Церкви // Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды: Материалы научно-практической конференции (15–16 мая 2014 г.) / Л. Н. Урбанович, общ. ред. Смоленск, 2014. С. 40–48.
2. Плеханов Е. А. Педагогика в духовных академиях России (URL: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1193139420&archive=1195596785&start_from=&ucat=&).
3. Розина О. В. Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога. М., 2015.
4. Синельников С. П. Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Ч. 1 (URL: http://www.orthedu.ru/news/3208-zakonouchiteldorevolyucionnoj-shkoly-lichnost-i-ispolnenie-obyazannostej.html).
5. Урбанович Л. Н. Конфессиональное сопровождение преподавания православно ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 106–116.
Урбанович Любовь Николаевна
Урбанович Ю. Я. Христианская архитектура Северной Африки (IV–VI вв.). Карфаген // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 7-24. DOI: 10.15382/sturV201622.7-24
В статье рассматриваются особенности развития североафриканской храмовой архитектуры столицы региона — Карфагена — в связи с местной традицией почитания мучеников, а также с тем, что в период с IV по VI в. церковное искусство Северной Африки находилось под влиянием четырех различных направлений — православного латинского, донатистского, арианского и православного византийского. Объяснить и классифицировать этапы развития христианской архитектуры, устанавливая при этом первоначальный облик и интерьер храма, можно лишь в результате комплексного подхода, основанного на изучении литературного наследия (Августин Иппонский, Кводвультдей Карфагенский, Виктор Витенский, Прокопий Кесарийский) и анализа археологических раскопок североафриканских базилик. Среди христианских памятников Карфагена наиболее изученными и интересными с точки зрения устройства внутреннего пространства являются епископские базилики Dermech I, св. Киприана и Damous el Karita, которые и предлагаются для рассмотрения.
Северная Африка, Карфаген, блж. Августин, св. Киприан, мученик, гробница, мартириум, базилика, апсида, алтарь, Dermech I, Damous el Karita, Эннабли, Дюваль.
1. Купча Н. Музей Бардо «От мифа к мифу». Тунис, 2006.
2. Урбанович Г., прот. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV–V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. 2015. V: 3 (19). С. 7–27.
3. Урбанович Г., прот. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V–VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. 2015. V: 4 (20). С. 7–21.
4. Урбанович Г., прот. Семь Церквей Апокалипсиса. Смоленск, 2011.
5. Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М., 2006.
6. Duval N. 1978 “Basiliques et mosaïques funéraires de Furnos Minus”, in Mélanges de Cintas M., l'Ecole française de Rome. Antiquité, 1978, vol. 90/2, pp. 871–950.
7. Duval N. 1972 “Études d'architecture chrétienne nord-africaine”, in Mélanges de l’école française de Rome, 1972, vol. 84/2, pp. 1071–1172.
8. Duval N. Les églises africaines a deux absides. Recherches archéologiques sur la liturgie chrétienne en Afrique du Nord. Recherches archéologiques a Sbeitla 1: Les Basiliques de Sbeitla a deux sanctuaires opposés. Basiliques I, II et IV, Paris, 1971.
9. Ennabli L. Christian Cartage. Ministere de Ιа Culture Agency for the Development of National. Heritage and Cultural Promotion, 2001.
10. Gauckler P. 1913 “Basiliques chrétiennes de Tunisie. In-4°, 29 p. et 32 planches”, in Revue Archéologique, vol. 22 (4 série), Paris, 1913, pp. 230–233.
Урбанович Юрий Язепович, протоиерей
Урбанович Л. Н. Система работы с религиозными понятиями на уроках духовно-нравственной направленности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 11-19. DOI: 10.15382/sturIV201744.11-19
В статье уделяется внимание системе работы с понятиями и концептами религиозной тематики в контексте религиозно-культурологического образования в школе. Интеграция религиозных знаний в школьное образование сегодня — актуальная педагогическая проблема. При включении религиозных знаний в содержание образования на первый план выходят задачи формирования ценностно-смысловой сферы учащихся, расширение их эрудиции и обогащение словами, лексикой историко-культурологического и духовно-религиозного значения. В работе осмысливается воспитательный потенциал изучения религиозных понятий на уроках духовно-нравственного цикла, описываются педагогические условия, приемы и методы терминологической и понятийной работы, уделяется внимание методическим особенностям работы с понятиями религиозной тематики, а также обосновывается важность и актуальность раскрытия не только лексического значения, но и смыслового, и духовно-содержательного наполнения слов религиозного дискурса. Известно, что учебный материал религиозного содержания вызывает сегодня у педагогов затруднение. Автором предлагается определенная система работы с ключевыми понятиями на уроке и описывается алгоритм реализации этой системы. Особое внимание в статье обращается на концепт слова, который позволяет раскрыть его содержание в конкретном конфессиональном и национально-культурном дискурсе.
православная культура, религионимы, религиозное понятие, религиозно-культурологическое образование, интеграция религиозных знаний в школьное образование, концепт, концептуальный анализ
Алексеева М. О. Терминология православия с позиций когнитивной лингвистики // Известие РПГУ им. А. И. Герцена. 2009. Вып. 119. С. 197–201.
Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. В 2 частях. М., 2009. Ч. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами.
Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала ХХI века). Чита, 2009.
Зыбина Т. М. От слова — к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2014.
Ивина Л. В. Лингво-когнитивные основы анализа отраслевых терминосистем. М., 2003.
Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование. СПб., 2010.
Левитский А. В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2011.
Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
Урбанович Любовь Николаевна
Урбанович Ю. Я. Христианская архитектура IV–VI вв. в североафриканских городах области Бизацен (Byzacena) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 11-31. DOI: 10.15382/sturV201725.11-31
Североафриканская история свидетельствует, что в области Бизацен всегда сохранялись сильное культурное влияние коренного населения и относительная экономическая независимость от столичной Карфагенской (римской, вандальской, византийской) власти. В церковном отношении это способствовало развитию в провинции в IV–V вв. своего взгляда на христианскую миссию (движение донатистов) и традицию, опиравшуюся на обычаи местного населения. В провинцию Бизацен входили города, представляющие сегодня несомненный интерес для христианской истории и археологии: Сбейтла — шесть церквей, Хайдра — пять церквей, Телепта — восемь церквей, Мактар — три церкви, Юнка — две церкви. Именно здесь археологи с большей или меньшей степенью достоверности выявляют православное (латинское), донатистское, арианское и православное (византийское) направления церковной архитектуры. Храмы области Бизацен не поражают своей величиной и монументальностью, как храмы Карфагена, но они чрезвычайно важны для церковной истории, так как являются свидетелями становления раннехристианской архитектуры в IV–V вв. Многие церкви этого региона сохранили свою первозданную конструкцию и сегодня могут быть предметом самого пристального изучения археологов и историков. В статье особо уделяется внимание базиликам Сбейтлы (Pretre Servus, Bellator, Vitalis), Мактара (Schola Juvenum) и Хайдры (Melleus), как отражающим все характерные черты североафриканской архитектуры. В городах провинции Бизацен, как и в Карфагене, сложно определить хронологические рамки и принадлежность храмов какой-либо христианской общине, так как многие из них могли являться последовательно каноническими (православными в латинской традиции), донатистскими, вандальскими и вновь каноническими (православными в византийской традиции). Внешние отличия православных церквей от донатистских немногочисленны. Заметными представляются изменения в архитектуре, возникающие в период арианского порабощение и в результате победы византийцев.
Северная Африка, Бизацен, мученик, гробница, базилика, апсида, алтарь, Сбейтла, Претре Сервус, Беллатор, Виталис, Мактар, Хайдра, Дюваль
Апостольские постановления. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006.
Апродов В. А. По следам античных культур древней Бизацены. URL : http://www.mtu-net.ru/ariad-in/History/Bizacene.htm (дата обращения: 02.12.2016).
Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. М., 1980.
Урбанович Г., прот. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV–V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. № 3 (19). С. 7–27.
Урбанович Г., прот. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V–VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. 4 (20). С. 7–21.
Урбанович Г., прот. Христианская архитектура Северной Африки (IV–VI вв.). Карфаген // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 2 (22). С. 7–25.
Burns J. Patout, Jensen Robin. M. Christianity in Roman Africa. Cambridge, 2014.
Duval N. Études d’architecture chrétienne nord-africaine // Mélanges de l’école française de Rome. 1972. Vol. 84. No. 2. P. 1071–1172.
Duval N., Baratte F. Les ruines de Sufetula Sbeitla. Tunis, 1973.
Duval N. La Basilique de Zana (Diana veteranorum) // Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité. 1977. Vol. 89. No. 2. P. 847–873.
Duval N. L’église de l’évêque Melleus à Haïdra (Tunisie): la campagne franco-tunisienne de 1967 // Comptes-rendus des séances de l’Académie des inscriptions et belles-lettres. 1968. Vol. 112. No. 2. P. 221–244.
Ennabli L. Christian Cartage. Ministere de Ιа Culture Agency for the development of national heritage and cultural promotion, 2001.
Goff aux B. Cultores, basilica et horrea a Mactar (Afrique Proconsulare) // Horread' Hispanie et de la Mediterranee romaine. Collection de la Casa de Velazquez (125). Madrid, 2011. P. 97–116.
Picard G. Civitas Mactaritana. P., 1957.
Урбанович Юрий Язепович, протоиерей
Урбанович Л. Н. Интеграция агиографической литературы в содержание образования как ресурс духовно-нравственного воспитания школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 9-18. DOI: 10.15382/sturIV201848.9-18
Вниманию читателей предлагается проблема интеграции материалов агиографической литературы в содержание школьного образования. Обосновывается актуальность и своевременность обращения к житийной литературе на уроках духовно-нравственных и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе. Раскрывается воспитательный ресурс жития святого в контексте культурологического образования и духовно-нравственного воспитания в соответствии с требованиями ФГОС. В работе уделяется внимание специальным характеристикам агиографического материала: жанровым, событийно-биографическим, историко-культурным, нравственно-аксиологическим. Автор приводит критерии отбора житийной литературы для использования на уроках православной культуры, обозначает алгоритм действий учителя при подготовке к уроку с включением житийного материала, делает акцент на решении общепедагогических задач на основе религиозно ориентированного учебного материала. В статье предлагаются методы и приемы работы с агиографической литературой, которые способствуют достижению предметных, метапредметных и личностных результатов, приводятся конкретные методические рекомендации.
агиография, житийная литература, житие святого, духовные ценности, историко-культурный стандарт, православная культура, религиозно ориентированные дисциплины, духовно-нравственное воспитание
  1. А. Маслоу и психология самоактуализации. URL: http://www.jourclub.ru/6/74/2/
  2. Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.
  3. История России с древнейших времен до XVI в. 6-й кл.: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, сост. М., 2016.
  4. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989.
  5. Кологривов Иоанн, иером. Очерки по истории русской святости. М., 1991.
  6. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://www.apkpro.ru/doc/koncepn_umk.pdf.
  7. Коровина В. Я. Литература. 5-й класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: В 2 ч. М., 2012.
  8. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. М., 2012.
  9. Литературное чтение. 4-й класс («В океане света»): В 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, сост. 3-е изд., перераб. М., 2013. Ч. 1.
  10. Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности. Смоленск, 2013.
  11. Подвижники нужны как солнце. URL: http://www.stoletie.ru/sozidateli/podvizhniki_nuzhny_kak_solnce_2010-01-29.html
  12. Религия и СМИ. URL: http://www.religare.ru/20_54557.html
  13. Урбанович Л. Н. М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 89–102.
  14. Урбанович Л. Н. Преподавание религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования: теория и методика: Учебное пособие. Смоленск, 2016.
Урбанович Любовь Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Смоленская Православная Духовная Семинария; Российская Федерация, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7776-8745;
Электронный адрес: urbanus-l@yandex.ru.