/
Результат поиска


Тюрина Г. А. Христиан Фридрих Маттеи и греческая филология в России во второй пол. XVIII - нач. XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2006. Вып. 2. С. 157-168.
PDF
Статья содержит общий обзор направлений деятельности Христиана Фридриха Маттеи, ученого и государственного деятеля в области греческих древностей в России.
Тюрина Галина Андреевна
Тюрина О. В. Стихиры евангельские большего знамени как модель для работы распевщиков (на примере цикла задостойников) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 60-72.
PDF
Статья посвящена одному из певческих стилей древнерусской церковной музыки – большому роспеву и его воплощению в двух циклах песнопений – в стихирах евангельских и в задостойниках. На их примере исследуется явление создания мелоса «по модели», когда уже существующие распевы песнопений становятся образцом для создания новых распевов. Показана роль цикла евангельских стихир в качестве такой модели, а также различные приёмы работы роспевщиков с готовым мелодическим материалом, заимствованным из стихир. Материалом для написания статьи послужили рукописи из собраний РГБ и ГИМ.
Тюрина Ольга Владимировна
Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 7-22.
PDF
Статья посвящена одному из памятников древнерусской певческой мелизматики —циклу Ексапостилариев, или Светильнов воскресных большого роспева. Материалом для написания статьи послужили певческие рукописи XV, XVI и XVII вв. На основании подробного исследования композиционной, формульной и мелодической структуры песнопений выявляются уникальные особенности цикла Светильнов, позволяющие причислить его к отдельной стилевой ветви большого роспе
Тюрина Ольга Владимировна
Тюрина О. В. Мелодико-графические особенности формул большого роспева в его поздних образцах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 71-83.
PDF
Статья посвящена способам работы с формульным материалом, применявшимся древнерусскими мастерами-распевщиками при написании композиций в стиле большого роспева. На материале поздних образцов стиля, созданных в XVII в., выявлены и описаны некоторые новые приемы мелодического развития и преобразования формул, отличающие поздний большой роспев от его ранних, «классических» памятников. Кроме того, здесь идет речь о графической фиксации напевов, в частности, об особенностях употребления степенных помет, могущих вызвать затруднения при прочтении и расшифровке мелоса.
древнерусское церковное пение, знаменный роспев, знаменная нотация, большой роспев, мелизматические стили пения, мелизматические формулы
Тюрина Ольга Владимировна
Тюрина О. В. Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 7-24.
PDF
Статья посвящена анализу мелодической формульности певческого стиля «большой роспев». Будучи мелизматическим стилем, мелос которого строится главным образом из пространных оборотов фитного и лицевого типа, большой роспев обладает богатейшим комплексом мелодических формул. В представленной статье рассмотрена лишь часть этого комплекса, а именно — мелодические обороты, завершающие распевы песнопений. Мы обращаемся к детальному разбору трех основных заключительных формул большого роспева. Это универсальное «негласовое» лицо царь-конец, а также два распева, имеющие в песнопениях четкое гласовое прикрепление: заключительный оборот 3-го гласа и общая конечная формула 2-го и 6-го гласов. Перечисленные распевы проанализированы с точки зрения их мелодических особенностей и специфики графического воплощения. Многочисленные примеры иллюстрируют различные модификации и особенности упо требления трех заключительных формул большого роспева и, кроме того, их тайнозамкненную запись в списках ранних редакций песнопений.
древнерусское церковное пение, знаменная певческая традиция, знаменный роспев, большой роспев, мелизматические стили пения, мелизматические формулы, знаменная нотация
1. Brazhnikov M. V. Lica i fity znamennogo raspeva (Faces and Fitas of Znamennyj Chant), Leningrad, 1984.
2. Tjurina O. V. Drevnerusskaja melizmatika: bol'shoj rospev: dis. ... kand. Iskusstvovedenija (Old Russian Melizmatic: Great Chant: Dissertation), Moskva, 2010.
3. Tjurina O. V. 2008 “Cikl Stihir Evangel'skih: stilevye redakcii po rukopisjam konca XV — serediny XVII veka”, in Ustnaja i pis'mennaja transmissija cerkovno-pevcheskoj tradicii: Vostok — Rus' — Zapad, Moscow, 2008, pp. 171—176.
Тюрина Ольга Владимировна
Тюрина О. В. Преобразование попевки кулизма средняя в цикле Евангельских Стихир большого роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 30-42. DOI: 10.15382/sturV201414.30-42
Статья посвящена одному из основных тайнозамкненных лиц-попевок знаменного роспева — кулизме средней. Подобно прочим формулам группы лиц, она ведет свое происхождение от мелизматических оборотов византийской традиции — больших ипостасей. Термин «кулизма» представляет собой чуть измененное наименование византийской невмы «килизма», входящей в том числе и в начертание тайнозамкненных каденционных формул. В древнерусской знаменной традиции кулизма предстает в удивительном многообразии мелодических разновидностей и вариантов и в этом смысле не сравнится ни с одним другим лицом или попевкой. С этой точки зрения, представляет интерес ее изучение в составе мелоса большого знаменного роспева. В песнопениях этого стиля автором было обнаружено несколько оригинальных гласовых разновидностей кулизмы средней (5, 6, 7 и  8-й гласы). Большезнаменные варианты розвода имеют порой весьма значительные отличия от соответствующих им распевов, известных по нормативной столповой традиции. В предложенной статье проводится подробный, подкрепленный многочисленными примерами анализ всех особых разновидностей кулизмы, встречающихся в Евангельских Стихирах большого роспева.
древнерусское церковное пение, знаменная певческая традиция, знаменный роспев, большой роспев, мелизматические стили пения, мелизматические формулы, знаменная нотация, попевки, тайнозамкненность
1. Тюрина О. В. Стихиры Евангельские. Новый взгляд на исторический путь развития цикла и соотношение редакций // «Иду в неведомый мне путь». Памяти Елены Филипповой (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 55.). М., 2006. С. 53–61.
2. Тюрина О. В. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток – Русь – Запад (Гимнология; вып. 5). М., 2008. С. 171–176.
3. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. … канд. искусствоведения. М., 1996. С. 135–142.
Тюрина Ольга Владимировна
Тюрина О. В. О графическом воплощении Евангельских Стихир большого роспева: от тайнозамкненной формы записи к розводу дробным знаменем // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 41-51. DOI: 10.15382/sturV201519.41-51
В статье рассмотрены две основные графические редакции цикла Евангельских Стихир, являющиеся выражением двух способов записи мелоса песнопений, — тайнозамкненная и разведенная (розводная). Вступительный раздел статьи посвящен краткому обзору исторического пути развития цикла, зафиксированного в певческих рукописях с XII до конца XVII в. — от ранних тайнозамкненных, не поддающихся расшифровке, до поздних, записанных дробным знаменем форм. После чего, уже на материале конкретных песнопений, автор подробнее обращается к анализу их графического содержания, в частности к сравнению записи песнопений в ранних (80-е гг. XVI в.) и поздних (2-я пол. — кон. XVII в.) списках разведенной редакции и выявлению расхождений между ними. Проведенный сравнительный анализ наглядно показывает вариативность графической фиксации единого мелоса в разных списках, на основании чего сделан вывод о поэтапном создании розводов Стихир дробным знаменем на протяжении нескольких десятилетий.
древнерусский распев, знаменный распев, знаменная нотация, большой роспев, мелизматические певческие стили, мелизматические формулы.
1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
2. Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой распев. Дис. … канд. искусствоведения. М., 2010. С. 42–71.
3. Тюрина О. В. О некоторых особенностях древних графических форм мелизматического стиля на примере цикла Евангельских Стихир // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (Гимнология. Вып. 6). М., 2011. С. 215–230.
4. Тюрина О. В. Тайнозамкненная фиксация фит в цикле Евангельских Стихир большого роспева // XXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: мат-лы. Т. 2. М., 2011. С. 290–296.
5. Тюрина О. В. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад (Гимнология. Вып. 5). М., 2008. С. 171–176.
Тюрина Ольга Владимировна
Тюрина О. В. Некоторые образцы малого роспева в певческих Обиходах XVII и XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 56-76. DOI: 10.15382/sturV201829.56-76
В древнерусских певческих рукописях позднего периода (XVII–XVIII вв.) широко распространена традиция киноварных ремарок-заглавий, предваряющих песнопение и указывающих на стиль и характер мелоса. Статья посвящена одному из таких обозначений — термину «малый роспев». Ограничив круг исследования рамками певческой книги Обиход, автор рассматривает несколько песнопений, к которым стабильно приписывается это определение (задостойники «Владычице, приими» и «О Тебе радуется», воскресные светильны, псалом «На реках Вавилонских» и др.), анализирует их мелос, а также проводит сравнение с более древними редакциями тех же песнопений в рукописях предшествующего периода. Главным выводом статьи становится следующее. Термин «малый роспев» не предполагает мелодического и стилевого единства. Часть песнопений, имеющих в поздних списках указание на «малый роспев», по стилевым характеристикам полностью идентичны образцам осмогласного столпового знаменного роспева. Другая часть, напротив, не вписывается в сферу знаменного осмогласия и представляет собой негласовый мелос силлабического типа, сходный с другими неизменяемыми песнопениями из репертуара Обихода.
древнерусское церковное пение, знаменная певческая традиция, певческие книги, знаменная нотация, столповой роспев, малый роспев, мелодические формулы, попевки
  1. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
  2. Гринченко О. С. Молебный задостойник «Владычице приими» в крюковом Обиходе Антониево-Сийского монастыря (ГИМ. Син. Певч. 1243, 70-е гг. XVII в.) // Вестник ПСТГУ. Cер. I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 169–177.
  3. Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой роспев. Дис. … канд. искусствоведения. М., 2010.
  4. Тюрина О. В. О графическом воплощении Евангельских стихир большого роспева: от тайнозамкненной формы записи — к розводу дробным знаменем // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 41–51.
  5. Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (3). С. 7–22.
  6. Тюрина О. В. Формирование графического облика мелизматических песнопений: цикл Светильнов воскресных по спискам XII — конца XV в. // XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. М., 2009. Т. II. С. 202–213.
  7. Тюрина О. В. Цикл Стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад. М., 2008. С. 171–176 (Гимнология; вып. 5).
Тюрина Ольга Владимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6662-7530;
Электронный адрес: tiurinao@mail.ru.