/
Результат поиска


Тупицына К. С. О времени и стиле мозаик купола Св. Софии в Фессалониках // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 33-51. DOI: 10.15382/sturV201830.33-51
Вплоть до недавнего времени мозаики купола Св. Софии в Фессалониках датировались по эпиграфической надписи, находящейся в орнаментальной ленте купола. Однако исследование К. Феохариду показало, что надпись является фрагментом предыдущей декорации и не может служить основанием для датировки композиции «Вознесение». В данной статье мы попробуем заново посмотреть на развитие византийской живописи в постиконоборческом периоде и, опираясь на стилистический анализ, предложить новые датировки для Солунских мозаик. В кон. IX — нач. X в. в искусстве македонского ренессанса можно выделить ряд памятников, в которых аскетические интонации начинают постепенно вторгаться в систему классической живописи. Это мозаики в люнете над царским входом храма Св. Софии в Константинополе (886–912); мозаики северного тимпана Софии Константинопольской (после 878 г.), мозаики в параклесионах собора (880–890-е гг.); мозаичный портрет царя Александра в северной галерее (912), а также ряд рукописей: Христианская топография Космы Индикоплова (Vat. gr. 699), Гомилии Григория Назианзина (Paris. BNF. gr. 510), книга Иова (Codex Gr. 538 Venice, Biblioteca Nazionale Marcian), Евангелие № 5 афонского Андреевского скита, ныне находящееся в Принстоне (Garrett 6). Стиль мозаики купола логично вписывается в круг этих памятников и наряду с ними смотрится как произведение, в котором этот процесс достигает наиболее полного развития. В Солунских мозаиках аскетические тенденции уже начинают главенствовать, а классические интонации становятся заметны лишь при пристальном вглядывании. Ближайшие аналогии, которые позволяют уточнить датировку мозаик купола, мы находим в росписях Каппадокии, датированных 913–920 гг., а именно в церкви Айвали Килисе, церкви Святых Апостолов в Синасос и в Старой церкви в Токалы. Все это дает нам возможность говорить о первой попытке в постиконоборческом искусстве Византии в кон. IX — нач. X в. отойти от классической традиции в сторону аскетической, которая в дальнейшем наиболее ярко воплотится в искусстве 1-й пол. XI в.
мозаики купола Св. Софии в Фессалониках, Вознесение, византийская живопись кон. IX — нач. X в., византийские рукописи кон. IX — нач. X в., росписи Каппадокии 1-й пол. X в., живопись постиконоборческого периода, искусство македонского периода
  1. Айналов Д. В. Рецензия на статью Ш. Диля и М. Ле Турно в MonPiot, XVI 1908 // Византийский временник. М., 1910. С. 535–541.
  2. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Э. С. Смирнов, пер. с англ.; А. С. Преображенский, ред. и сост. М., 2001.
  3. Диль Ш. Византийские портреты. Гл. VIII: Четыре брака императора Льва Мудрого / М. Безобразова, пер. с фр. М., 1994.
  4. Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская книжная миниатюра // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 267–277.
  5. Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
  6. Кондаков Н. П. Македония: Археологическое путешествие. М., 1909.
  7. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
  8. Лозовая И. Е., Фонкич Б. Л. О происхождении Хлудовской Псалтири // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь [т. 25]. СПб., 2004. С. 7–20.
  9. Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу византийских псалтирей IX в. // Византийский временник. 61. М., 2002. С. 151–171.
  10. Орецкая И. А. Гомилии Григория Назианзина (Biblioteca Ambrosiana cod. E49-50inf) — греческая иллюстрированная рукопись IX века: Взаимоотношение образов и текста //
  11. Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2002. C. 16–21.
  12. Орецкая И. А. О миниатюрах греческой рукописи IX века Sacra Parallela // Византийский временник. Т. 62 (87). М., 2003. С. 133–140.
  13. Орецкая И. А. Стиль миниатюр ватиканской Книги Иова (Vatican, gr. 749): К проблеме художественных традиций // Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 109–122.
  14. Покровский Н. В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. СПб., 1894.
  15. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001.
  16. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах, греческих и русских // Труды VII Αρхеологического съезда. М., 1890. Т. 1. С. 1–158.
  17. Попова О. С. Искусство первых веков христианства. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 212–303.
  18. Попова О. С. Образ Христа в византийском искусстве V–XIV веков // Византийский временник. Т. 60. М., 2001. С. 159–173.
  19. Попова О. С. Пути византийского искусства. М., 2013.
  20. Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески св. Софии Киевской. М., 2017.
  21. Редин Е. К. Мозаика купола св. Софии Солунской (К вопросу о времени ее) // Византийский временник. Т. VI. М., 1899. С. 370–379.
  22. Смирнов Я. И. Еще о времени мозаики св. Софии Солунской // Византийский временник. Т. VII. М., 1900. 1–2. С. 60–67.
  23. Смирнов Я. И. О времени мозаик св. Софии Солунской // Византийский временник. М., 1898. Т. III. С. 365–392.
  24. Фонкич Б. Л. Хлудовская Псалтирь: кодикология и палеография, история рукописи // Образ Византии: Сб. статей в честь О. С. Поповой. М.: Северный паломник, 2008. С. 577–586.
  25. Βuchwald Η. The Church of the Archangels in Sige near Mudania. Graz, 1969.
  26. Cormack R., Hawkins E. J. W. The Mosaics of St. Sophia at Istanbul: the Rooms above the Southwest Vestibule and Ramp // Dumbarton Oaks Papers. Washington, D. C., 1977. Vol. 31. P. 175–251.
  27. Demus О. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. L., 1947.
  28. Diehl Ch., Le Tourneau M., Saladin H. Les Monuments Chrétiens de Salonique. P., 1918.
  29. Diez E., Demus O. Byzantine Mosaics in Greece: Hosios Lucas and Daphni. Harvard University Press, Cambridge, Mass., 1931. P. 97–98.
  30. Feissel D., Sρieser J. M. Les inscriptions de Thessalonique, supplement. Travaux et Mémoires 7, P., P. 303–348.
  31. Kalligas M. Die Hagia Sophia von Thessaloniki. Würzburg, 1935.
  32. Le Tourneau M., Diehl Ch. Les Mosaïques de Sainte — Sophie de Salonique // Monuments et mémoires de la Fondation Eugène Piot. Tome 16. Paris, 1909. P. 39–60.
  33. Mango C., Hawkins E. J. W. The Mosaics of Saint Sophia at Istanbul. The Church Fathers in the North Tympanum // Dumbarton Oaks Papers. Washington, D. C., 1972. Vol. 26. P. 1–41.
  34. Marava-Chatzinicolau A., Toufexi-Paschou Chr. Catalogue of the Illuminated Byzantine Manuscripts of the National Library of Greece. Athens, 1978. Vol. 3. № 5. P. 57–69.
  35. Mentzos A. Santa Sofia di Salonicco: il problema della prima fase // Atti del Convegno Internazionale. Bologna-Ravenna, 2007. P. 87–98.
  36. Panayotidi М. La peinture monumentale en Grèce de la fin de l’Iconoclasme jusqu’à l’avènement des Comnènes (843–1081) // Cahiers archéologiques. Picard, 1986. Vol. 34. P. 75–108.
  37. Pelekanides St. I Mosaici di S. Sophia di Salonicco // Corso di Cultura sull'arte Ravennate e Bizantina. XI. Ravenna, 1964. P. 37–49.
  38. Sρieser J. M. Les inscriptions de Thessalonique // Travaux et Mémoires 5. P., 1973. P. 145–180.
  39. Theocharidou K. The Architecture of Hagia Sophia, Thessalonike: from its Erection up to the Turkish Conquest // British Archaeological Reports. International Series. Vol. 399. Oxford, 1988.
  40. Thierry N. A propos de l'Ascension d'Ayvali kilise et de celle de Sainte-Sophie de Salonique. Peintures d'Asie Mineure et de Transcaucasie au Xe et XIe s. L., 1977. P. 145–154.
  41. Wharton A. Tokali Kilise: Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia //
  42. Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Washington. D.C., 1986. P. 14–15.
Тупицына Ксения Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова; Российская Федерация, Москва,125080 Волоколамское ш., 9;
ORCID: 0000-0002-2850-4652;
Электронный адрес: ksuxa02@mail.ru.