/
Результат поиска


Туминская О. А. Изображение святых Василия Великого и Василия Блаженного в единой иконографической композиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 57-75. DOI: 10.15382/sturV201726.57-75
Статья посвящена изучению парной композиции святителя Василия Кесарийского и блаженного Василия, чьи изображения на одной плоскости раскрывают изречение ап. Павла: «Mы юроди Христа ради». Иконографическая композиция, в которой соединены образы святых Василия Великого (Кесарийского) и Василия Блаженного, московского чудотворца, распространилась в искусстве иконописания для передачи важной позиции догматического православия — святости мучеников. Автор статьи указывает на устоявшуюся схему расположения Василия Великого (Кесарийского) слева и Василия Блаженного справа молящимися, обращенными к Троице вверху. Она вошла в иконописную практику Москвы после канонизации Василия Блаженного (1588) и уже к кон. XVI — нач. XVII в. представляла сложившийся иконографический образец, который воспроизводился не только в иконе, но и в других видах церковного искусства, например, использовалась в произведениях золотошвейных мастерских.
образ Василия Великого, образ Василия Блаженного, иконографическая композиция святых мучеников, семантика, шитые пелены, Синодик, Требник
Баталов А. Л. Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву и особенности почитания святого в конце XVI века // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 121–132.
Бибарцева Я. Р. Иконография образа Василия Блаженного в собрании древнерусской живописи Государственного исторического музея // 450 лет Покровскому собору. Покровский собор в истории и культуре России: Материалы науч. конф., посвящ. 450-летию Покровского собора. М., 2013.
Бусева-Давыдова И. Л. Образ мира в иконах строгановской школы // Древнерусское искусство: Исследования и реставрация. Памяти Николая Николаевича Померанцева. М., 2001.
Дмитриев Ю. Н. Государственный Русский музей. Древнерусское искусство: Путеводитель. М.; Л., 1940.
Древнерусское шитье XV — начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки / Л. Д. Лихачева, сост. и автор статей. Л., 1980.
Живопись Великого Новгорода. XV век / Э. С. Смирнова, В. К. Лаурина, Э. А. Гордиенко, сост. М., 1982.
Икона «Святитель Василий Великий и Василий Блаженный в молении Спасителю». URL: http//www.iconrussia.ru/iconography/ (дата обращения 11.08.2016).
Икона «Святой Василий Великий и Василий Блаженный». URL: http//www.iconrussia.ru/iconography/ (дата обращения: 11.08.2016).
Иконописный подлинник (толковый). XVII в. // РНБ. ОЛДП. Q. 21. 355 л.
Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под ред. Г. Д. Филимонова. М., 1876.
Иконопись, деревянная резная пластика, медное художественное литье XVII — начала XX века из собрания Национальной галереи Республики Коми: Каталог / Н. Е. Плаксина, авт.-сост. Сыктывкар, 2008.
Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков. М., 2003.
Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Каталог. М., 2004.
Московский патерик: Сборник / Игумен Иосиф (Шапошников), сост. М., 1991.
Нравоучительные уроки из Апостольского чтения в Шестую неделю по Пятидесятнице (Рим 12. 6–14): Из творений Блаженного Феофилакта, святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. М., 1894.
Описание Великого Устюга в Устюжской писцовой книге… // Бысть на Устюзе… Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1993. С. 171.
Переписныя книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. М., 1890.
Подлинник иконописный / Издание С. Т. Большакова. М., 1998. С. 125.
Покровский (святого Василия Блаженного) собор в Москве. Святые Василий и Иоанн Христа ради юродивые. Лобное место / Свящ. И. И. Кузнецов, сост. М., 1900.
Поучение Василия Великого в память 40 мчн. По сербскому списку XV в. Варшава, 1886.
Руководство к написанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года, содержащее сказания о внешнем виде их, об одеждах, возрасте, типе, с приложением рисунков одежд: Опыт пособия для иконописцев / Сост. академик ИАХ В. Д. Фартусов. М., 1910.
Сийский лицевой иконописный подлинник XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. 547 л.).
Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1552 года. Н. Новгород, 2009. (Материалы по истории Нижегородского края).
Требник. 1623 г. РНБ. ОРК. Инв. № 682. 239 л. Л. 63 об.
Требник 1639 г. РНБ. ОРК. II. 3. 12а. Инв. № 626. 600 л.
Туминская О. А. Пелена «Василий Кесарийский и Василий Великий» из собрания Русского музея // Покров: сб. науч. статей. Вып. II: Традиции древнерусского шитья и современное образование / Науч. ред.: С. А. Гончаров, В. Б. Казарина. СПб., 2006. С. 44–57.
Успенский А. И. Подлинник иконописный. М., 1903. Ч. 2. Церковное шитье в Древней Руси: Сб. статей, посвящ. памяти Л. Д. Лихачевой / Ред.-сост. Э. С. Смирнова. М.: Галарт, 2010.
Шумилова Х. В. Новгородские Царские врата XV–XVII вв. с изображением Благовещения и двух святителей // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (18). С. 63–84.
Туминская Ольга Анатольевна