/
Результат поиска


Трунина О. К. Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 98-105. DOI: 10.15382/sturIV201537.98-105
Цель статьи — познакомить читателя с особенностями семейных ценностей в православной культуре и исследованиями современных социологов и педагогов, показать возможности использования содержания учебного предмета «Основы православной культуры» в формировании представлений учащихся о семейных ценностях, основанных на православном мировоззрении, традиционном для русского народа. В статье рассмотрено формирование представления о милосердии и кротости на основании конкретного учебного материала указанного предмета. Эти добрые качества в православной культуре являются нравственной основой отношения человека к окружающим его людям, прежде всего к членам его семьи. Для христианских семейных ценностей характерно понятие иерархии в отношениях между всеми членами семьи. В младшем школьном возрасте следует формировать в первую очередь такие ценности, как почтительное, благодарное и заботливое отношение к родителям и старшим и искренность.
традиционные семейные ценности, православная культура, семья, воспитание, милосердие, кротость, почитание родителей.
1. Акутина С. П. Теоретико-методологические основы воспитания семейных духовно-нравственных ценностей школьников: монография. Арзамас-Саров, 2008.
2. Артамонова А. В. Православная семья // Газета клуба «Возрождение». 2009. Март, № 2 (4). URL: http:///club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-85.
3. Балдицына Е. И. Семья и государство в социальном пространстве современной России: дис. ... канд. философ. наук. Ставрополь, 2005. URL: http://www.dissercat.com/content/semya-i-gosudarstvo-v-sotsialnom-prostranstve-sovremennoi-rossii#ixzz2OX0uAHWO.
4. Болотова С. Р. Динамика ценности семьи в сознании студенческой молодежи: на примере вузов г. Хабаровска: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2005. URL: http://www.dissercat.com/content/dinamika-tsennosti-semi-v-soznanii-studencheskoi-molodezhi-naprimere-vuzov-g-khabarovska#ixzz2OkSJJKLQ
5. Гелло Т. А. Воспитание ценностного сознания младших школьников средствами поликультурного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2005.
6. Глушкова Е. А. Роль современной российской семьи в формировании и сохранении социальных ценностей: дис. ... канд. социол. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/rol-sovremennoi-rossiiskoi-semi-v-formirovanii-i-sokhranenii-sotsialnykhtsennostei#ixzz2OX0cGTl8
7. Домострой. URL: http://www.bibliotekar.ru/rus/9.htm
8. Дюльдина Ж. Н. Формирование у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. URL: http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-u-yunoshey-semeynyhtsennostey-v-usloviyah-polikulturnoy-sredy#ixzz2OXKFe5I2
9. Ефименкова С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2002.
10. Иванова С. В. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011.
11. Нестеренко А. И. Динамика семейных ценностей. Социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.
12. Уварова В. А. Динамика традиционных семейных ценностей в российской культуре конца XX — начала XXI века: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
13. Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. ... канд. философ. наук. Архангельск, 2003.
Трунина Ольга Константиновна
Трунина О. К. Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 27-37. DOI: 10.15382/sturIV201640.27-37
В статье определяются и характеризуются традиционные семейные ценности, наиболее значимые для формирования нравственной культуры и поведения учащихся при изучении ими основ православной культуры по выбору в начальной школе. В процессе исследования семейных ценностей в православной христианской культуре выделены два основных сущностных начала, на которых строится система ценностей, — любовь и иерархия. Любовь является мотивом жертвенного служения, а иерархия основанием устойчивости ценностных отношений. Показано, что ни одна из христианских семейных ценностей не противоречит и нерелигиозному представлению о семейных ценностях в общероссийской культурной традиции, в системе российской светской (гражданской) этики, фиксированной основными положениями и нормами о семье в Конституции России, российском законодательстве. На этом основании система традиционных семейных ценностей может входить в ценностные основания воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
воспитание, традиционные семейные ценности, младшие школьники, изучение основ православной культуры.
1. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: дис. … д-ра пед. наук. Нижний Новго- род, 2010.
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления. СПб., 2006. С. 221.
3. Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. … канд. философ. наук. Архангельск, 2003.
4. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. М., 1999. С. 56.
Трунина Ольга Константиновна
Петрунина О. Е. Митрополит Нил Пентапольский и его роль в греко-российских церковных отношениях второй половины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 30-45. DOI: 10.15382/sturII201779.30-45
Несмотря на то, что митрополит Нил Пентапольский (1809-1887) занимал важные посты в Церкви и считался одним из самых образованных клириков эпохи, его жизнь и деятельность до сих пор специально не изучались. В статье биография преосв. Нила реконструируется по найденным в нескольких отечественных архивах неизвестным ранее источникам, собранным по крупицам опубликованным письмам и документам. Их анализ позволил восстановить основные этапы биографии преосв. Нила как церковного и общественного деятеля и дать им оценку в контексте греко-российских отношений. В 1840-1860-е гг. архим. Нил управлял афонскими имениями в Молдавии. В борьбе за неприкосновенность церковной собственности, на которую посягали местные власти, архим. Нил, который к 1860-му г. стал уполномоченным всех афонских монастырей по вопросу о судьбе их имуществ в Молдавии и Валахии, тесно сотрудничал с российскими дипломатами и общественными деятелями. В конце 1860-х гг. архим. Нил стал одним из главных участников борьбы за патриарший престол в Александрийской церкви. Он был избран местоблюстителем патриаршего престола, хиротонисан во митрополита Пентапольского, а затем избран патриархом Александрийским. Однако, несмотря на поддержку российской дипломатии, патр. Нил не сумел добиться прекращения политической борьбы и оставил патриарший престол. Затем он проживал преимущественно на Афоне и не оставался в стороне от важных для Церкви событий, действуя в интересах русских монахов и Церкви. Многолетнее тесное сотрудничество греческого иерарха с русскими было следствием его глубокого убеждения в том, что только Россия могла искренне и эффективно защищать интересы вселенского Православия.
Румынская Церковь, Александрийский патриархат, Константинопольский патриархат, Афон, преклоненные имения, внешняя политика России, Православный Восток, борьба за патриарший престол, новогреческие исследования
  1. Герд Л. А. Секуляризация имений восточных монастырей и церквей в Валахии и Молдавии в начале 1860-х гг. и Россия // Вестник ПСТГУ. Сер. ΙΙ: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 7–34.
  2. Петрунина О. Е. Афины — Фанар — Иерусалим: особенности взаимоотношений во второй половине XIX — начале ХХ века // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 52. Октябрь 2015 г. С. 38–60.
  3. Петрунина О. Е., Вах К. А. Слабоумие Александрийского патриарха Никанора (1866-1869): правда или вымысел? // Каптеревские чтения: Сб. ст. Вып. 12. М., ИВИ РАН, 2014. С. 82–97.
  4. Порфирий (Успенский). Александрийская патриархия: сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии. Т. 1. СПб., 1898.
  5. Порфирий (Успенский). Состояние апостольской, православно-кафолической церкви египетской в первой половине девятнадцатого столетия // Труды Киевской духовной академии. Май 1868.
  6. Русский Афон ХIX–ХХ веков. Т. 5: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1735 до 1912 года. Святая Гора Афон, 2015.
  7. Русский Афон ХIX–ХХ веков. Т. 12: Граф Игнатьев и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Святая Гора Афон, 2016.
  8. Fahmy Z. Jurisdictional Borderlands: Extraterritoriality and “Legal Chameleons” in Precolonial Alexandria, 1840–1870 // Comparative Studies in Society and History. 2013. Vol. 55 (2). P. 305–329.
  9. Politis A.G. L’Hellénisme et l’Égypte moderne. Tome 1er. Histoire de l’hellénisme égyptien de 1798 à 1927. P., 1929.
  10. Παπαδόπουλος Χ. Þστορία τßς Âκκλησίας Ãλεξανδρείας (62–1934). Θεσσαλονίκη, 2009.
  11. Σταματόπουλος Δ. Μεταρρύθμιση και εκκοσμίκευση. Προς μια ανασύνθεση της ιστορίας του Οικουμενικού Πατριαρχείου τον 19ο αιώνα. Αθήνα, 2003.
  12. Χαμχού γιας Χ. š Ϝ κουμενικό ς Πατριά ρχης Κωνσταντινουπό λεως Γρηγό ριος ΣΤ´ Ÿ Φουρτουνιά δης ¡ ν μέ σ£ ¡ θνικ¥ ν καί ¡ θνοφυλετικ¥ ν ¨ νταγωνισμ¥ ν. Διδακτωρική διατριβή . Θεσσαλονί κη, 2006.
Петрунина Ольга Евгениевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп.4;
Должность: профессор Исторического факультета;
Электронный адрес: petrunina@narod.ru.
Статья написана при поддержке гранта РГНФ 16-01-00306.
Трунина О. К., Склярова Т. В. Проектирование программы предмета «Православная культура» в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования (5–9 классы) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 11-21. DOI: 10.15382/sturIV201849.11-21
В статье исследованы подходы к проектированию программы предмета «Православная культура» в составе обязательной для изучения в 5–9 классах образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Названы концептуальные основы разработки содержания предмета: логическое продолжение изучаемого в начальной школе модуля «Основы православной культуры», нацеленность предмета на решение задач общего образования, соответствие требованиям образовательных стандартов в части формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Проектирование личностных результатов освоения программы предмета основано на социокультурных линиях развития подростков (М. Р. Битянова): становлении мировоззрения и самосознания, развитии рефлексии, проектности, ценностного самоопределения и способности к сотрудничеству и диалогу. Характеристики личностных образовательных результатов, достигаемых при изучении православной культуры, приведены в статье. Предложена модель конструирования содержания образования по данному предмету, включающая основные и дополнительные содержательные линии, приведены их характеристики. Сформулированы главные темы изучения предмета по каждому году обучения, предложены цели и задачи. Названы ведущие принципы конструирования предмета, показаны основные и вариативные темы для каждого года обучения. Проект программы предмета «Православная культура» для основного общего образования представлен в форме таблицы.
федеральный государственный образовательный стандарт, основное общее образование, духовно-нравственная культура, духовное развитие, православная культура, основы религиозных культур и светской этики, образовательная область, актуальные социокультурные линии развития подростков
  1. Письмо Минобрнауки России «О методических рекомендациях». URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismominobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsiyakh-odnkr.html
  2. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: “Основы религиозных культур и светской этики” и “Основы духовно-нравственной культуры народов России”». URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastejosnovy-relig.html
  3. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», М., 2002.
  4. Склярова Т. В., Битянова М. Р., Беглова Т. В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза, 2017.
Трунина Ольга Константиновна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №17"; Московская область, г. о. Балашиха, Балашихинский район, мкр Салтыковка, Разинское ш., 27а;
Должность: учитель ОРКСЭ;
ORCID: 0000-0002-6343-2076;
Электронный адрес: trun-ok@mail.ru.
Склярова Татьяна Владимировна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
Должность: декан педагогического факультета;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.
Работа выполнена в рамках проекта «Общероссийская олимпиада школьников “Основы православной культуры”», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов в соответствии с договором № 17-1-006284 о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.