/
Результат поиска


Трубенок Е. А. Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых и мелодических архетипах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 9-18. DOI: 10.15382/sturV201413.9-18
Te Deum — христианский латинский гимн, возникший в IV в. Его создание приписывается, по легенде, св. Амвросию (на основании этого Te Deum часто называют «Амвросианским гимном»). С IV в. до настоящего времени гимн исполняется в христианском богослужении. Со временем оформилась также дополнительная (светско-церемониальная) функция Te Deum: гимн стал исполняться по случаю важных политических событий, таких как заключение мира, военные победы, коронации, встречи и бракосочетания царственных особ, приближаясь к праздничной кантате или оратории. Внелитургическая функция жанра Te Deum проявляется в форме концертного бытования композиторских обработок текста гимна. Обработки Te Deum имеют ряд общих черт, объединяющих все подобные композиции независимо от времени их создания. Эти общие черты — жанровые архетипы — признаки, наличие которых в произведении указывает на принадлежность произведения к данному жанру. В качестве архетипов Te Deum выступают его словесный текст и каноническая мелодия. Но по отношению к самому тексту-первоисточнику и канонической мелодии Te Deum есть более глубокие архетипы, которые стали основой многих церковных песнопений, — псалмы и псалмовые тоны. Генезис текста и мелодии Te Deum определяется опорой гимна на традицию псалмового пения и корпус христианских текстов, в особенности — Псалтири. Общехристианский источник гимна проясняет его необычное распространение не только в Католической Церкви, но и в Православной, а также протестантской (лютеранской, англиканской и др.). Таким образом, генезис жанра Te Deum определяет особенности его бытования в течение длительной эволюции жанра, а авторитетность первоисточника (Священное Писание) объясняет популярность Te Deum и неослабевающий интерес к гимну на протяжении семнадцати веков.
Te Deum, Амвросианский гимн, жанровые архетипы, текстовый архетип Te Deum, мелодический архетип Te Deum, каноническая мелодия Te Deum, псалмы, псалмовые тоны, Священное Писание, Псалтирь
1. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988.
2. Лебедев С., Поспелова Р. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб., 2000.
3. Москва Ю. В. Оффиций // Кюрегян Т. С. Григорианский хорал: учеб. пособие / Т. С. Кюрегян, Ю. В. Москва, Ю. Н. Холопов, изд. М., 2008. С. 66–102.
4. Трубенок Е. А. «Тебе Бога хвалим» — аналог Te Deum в Русской Православной Церкви // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/7909 (дата обращения: 13.10.2013).
5. Трубенок Е. А. Te Deum: из истории жанра: дипломная работа / Науч. рук. Р. Л. Поспелова. М.: [МГК], 2012.
6. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. Изд. 2-е, стер. СПб., 2002.
7. Carey P. E. An examination of three Te Deum settings of the French Baroque. D.M. Dissertation, University of Cincinnati, 1988.
8. Steiner R. 2001 “Te Deum. 1. Text. 2. Melody”, in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 25, pp. 191b — 192b.
Трубенок Елена Александровна
Трубенок Е. А. Парафразирование сакральных тексто-музыкальных первоисточников в современной Римско-Католической Церкви (на примере гимна Te Deum) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 105-116. DOI: 10.15382/sturV201414.105-116
Католический латинский гимн Te Deum («Амвросианский гимн») возник в IV веке и исполняется в христианских богослужениях различных конфессий. Особенностью бытования Te Deum в современной Римско-Католической Церкви является множественность его тексто-музыкальных вариантов. После реформы II Ватиканского Собора григорианские мелодии продолжают исполняться в католических храмах, однако на практике чаще отдается предпочтение именно новым версиям Te Deum — парафразам с текстом (часто стихотворным переводом) «по мотивам» первоисточника и новой, песенной мелодией.Статья посвящена интернациональному песнопению-парафразе Te Deum, которое широко известно в Католической Церкви в России под названием «Боже, хвалим мы Тебя», а также исполняется в храмах Европы и США в переводах на другие языки. Первоисточник парафразы — лютеранское песнопение «Grosser Gott Dich loben wir» — рассматривается в соотношении с другими тексто-музыкальными вариантами песнопения — «Боже, хвалим мы Тебя», «Bože, chválíme Tebe», «Holy God, we praise Your name».
Te Deum, моносубъектная парафраза, альтеросубъектная парафраза, парафраза субститутивного типа, парафраза гипо-гиперонимического типа, парафрастический комплекс, опорное высказывание, реферация, «Боже, хвалим мы Тебя», «Grosser Gott Dich loben wir», «Hol
1. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. СПб.: Речь, 2005.
2. «Воспойте Господу»: Сборник литургических песнопений Католической Церкви в России. М., 2005.
3. Лебедев С., Поспелова Р. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб., 2000.
4. Молитвенник для католиков латинского обряда (4-е изд. — Рим, 1949; сетевая копия — Москва, 2002); http://www.unavoce.ru/library/Prayerbook/07-Appendix.html#gimn)
5. Теучеж З. Г. Структурно-семантическая и коммуникативно-прагматическая специфика лингвистической парафразы (на материале русского и французского языков): дис. … канд. филолог. наук: 10.02.19 / Теучеж Замира Гидовна. Майкоп, 2008.
6. Трубенок Е. А. Гимн Te Deum в современной Римско-Католической Церкви в России // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 316–319.
7. Трубенок Е. А. Te Deum: из истории жанра (Дипл.) / Е. А. Трубенок; науч. рук. Р. Л. Поспелова. М.: МГК, 2012.
8. Фиденко Ю. Л. Музыкально-литургическая практика католических приходов Сибири и Дальнего Востока в контексте реформ Второго Ватиканского Собора: автореф. дис. … канд. иск. Новосибирск, 2005.
9. Шкондирова М. В. Парафраза сакрального текста: лингвокультурологические аспекты поэтики: дис. … канд. филолог. наук: 10.02.19. Краснодар, 2007.
Трубенок Елена Александровна