/
Результат поиска


Трибушный Д. О. София под спудом. Софийные элементы в наследии «альтернативного» православия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 39-51. DOI: 10.15382/sturI201559.39-51
Статья посвящена проблеме существования софийной метафизики в СССР. Внешние события и особенности самого учения не позволили продолжить софийную традицию ни в эмиграции, ни в Советской России. Однако концепт «София» продолжил свое существование в трудах представителей «альтернативного православия». Под «альтернативным православием» мы понимаем подпольные общины христиан, возникшие в советское время, объединенные почитанием харизматического лидера — старца, непризнанием канонической иерархии, своеобразным, зачастую противоречащим традиционному преданием. Так, в парижском журнале «Путь» были опубликованы фрагменты произведения «Религиозные основания политической экономии», связанные с софиологией. Согласно предположению Антуана Аржаковского, автор «Религиозных оснований» — монах Василий (Кривошеин). В статье реконструируется история взаимоотношений Кривошеина с софиологией и устанавливается подлинный автор произведения — иеромонах Онисим (Поль). Также мы анализируем софийные мотивы в наследии подпольных старцев — архиепископа Антония (Михайловского) и Самуила Пасекуна. Нами обнаружен плагиат: «мысли» Михайловского принадлежат Евгению Трубецкому. Источник софиологии Пасекуна неясен. Анализируя тексты представителей «альтернативной софиологии», мы приходим к следующему выводу: софийные писания Михайловского и Пасекуна интересны не столько своим содержанием, сколько самим фактом существования и сферой функционирования. Издания, посвященные этим деятелям, ориентированы на широкую и неподготовленную аудиторию. Однако на данный момент «альтернативную» софиологию постигла судьба ее академической сестры — она не породила традицию и сохранила маргинальный статус. Особняком стоит фигура иеромонаха Онисима (Поля), чьи труды требуют специального исследования.
София, софиология, паламизм, энергия, логос, Василий (Кривошеин), Онисим (Поль), Антоний (Михайловский), Самуил Пасекун, альтернативное православие, старец
1. Аржаковский А. А. Журнал «Путь» (1925–1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. К., 2000.
2. Бибихин В. В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2006.
3. Зольникова Н. Д. Тема софийности в нравоучительном сборнике непостоянного состава конца XIX — начала XX в. Из собрания музея Невьянской иконы (Екатеринбург) // Вестник церковной истории. 2006. № 2.
4. Ильин В. Н. Статика и динамика чистой формы, или Очерк общей морфологии // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 91–136.
5. Косик О. В. «Дело митрополита Сергия» и участие в нем мученика Михаила (Новоселова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 2 (31). С. 93.
6. Панковец В., свящ. Ваш Богомолец смиренный старец. Мученическая жизнь и Богомудрые писания архиепископа Антония Михайловского (1889–1976). Азов, 2009.
7. Пришвина В. Д. Иеромонах Онисим (Поль) (1899–1930) // Человек. 1991. № 5. С. 110–112.
8. Пришвина В. Д. Невидимый град. М., 2002.
9. Стамулис Х. Святой Григорий Палама в современном греческом богословии // Наследие Святых Отцов в XX веке: Итоги исследований. М., 2012.
10. Тахо-Годи А. А. Лосев. М., 2007.
11. Церковь владыки Василия (Кривошеина). Н. Новгород, 2004.
Трибушный Димитрий Олегович