/
Результат поиска


Трейгер А. С. Макарий Синаит «О посте на сырной седмице» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 103-134. DOI: 10.15382/sturIII201753.103-134
В статье дается анализ и перевод неизданного арабского трактата Макария, архиепископа горы Синайской с 1230 г. или ранее по 1252 г., «О посте на сырной седмице». В данном трактате Макарий Синаит отвечает на вопрос арабоязычного православного христианина, вероятно мирянина из Египта, об уставе поста на сырной седмице — то есть маслянице, последней седмице перед началом Великого Поста. Согласно Макарию, на сырной седмице как для монашествующих, так и для мирян обязательно употребление сыра и яиц. Строгого поста на этой седмице, с исключением из рациона не только мяса, но и остальных животных продуктов, придерживаются только еретики, в частности египетские христиане-монофизиты, т.е. копты. Трактат Макария содержит также краткую историю «Ираклиева поста» — то есть строгого поста на последней седмице перед Великим Постом — и армянского поста «Арцивурия», по-армянски «Арачаворка», соблюдаемого на седмице мытаря и фарисея. Макарий ссылается на множество святоотеческих и церковно-канонических источников, с которыми он был знаком как в греческом оригинале, так и в средневековых арабских переводах. Среди цитируемых им источников Пандект прп. Антиоха Савваита, Пандект Никона Черногорца и «Синодик в неделю Православия».
арабо-христианская литература, мелькиты, Макарий Синаит, Великий Пост, сырная седмица, монастырь св. Екатерины на Синае, вселенские и поместные соборы, церковный устав, Синодик в неделю Православия, пост Ираклия, армяне, армяне-халкидониты
  1. Антиох Монах, прп. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / Доброцветов П. К., перев., вступ. ст., прим. М., 2015.
  2. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 326–329.
  3. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты: Терминология // Вестник ПСТГУ. III: Филология. 2013. Т. 5 (35). С. 9–20.
  4. Арутюнова-Фиданян В. А. К вопросу о существовании халкидонитской Церкви в Армении // Вестник ПСТГУ. III: Филология. 2010. Т. 4 (22). С. 7–22.
  5. Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских: VII век, источник и время. М., 2004.
  6. Вениамин, архиеп. Новая скрижаль, или пополнительное объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных, составленное Вениамином, архиепископом нижегородским и арзамазским. СПб., 1853.
  7. Григорий Богослов, свт. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб., 1912.
  8. Давыденков О., свящ. Афтартодокетизм // Православная энциклопедия. M., 2002. Т. 4. С. 193–194.
  9. Деяния вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Казань, 1909.
  10. Желтов М. С., Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Великий пост // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 454–463.
  11. Киракос Гандзакеци. История Армении / Ханларян Л. А., перев. М., 1976.
  12. Лебедев А. П. История Константинопольских соборов IX в. / Морозов М. А., вступ. ст., комм. СПб., 2001.
  13. Лурье В. М. История византийской философии: формативный период. СПб., 2006.
  14. Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия) // Записки восточного отделения Императорского русского археологического общества. 1905. Т. 16. № 2–3. С. 65–211.
  15. Правила святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отец с толкованиями: в 4 т. М., 1876–1884.
  16. Тер-Гевондян А. Н. Новонайденные арабские редакции «Истории Армении» Агафангела // Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования. М., 1981. С. 105–109.
  17. Тер-Гевондян А. Н. Новонайденный полный текст арабской версии Агафангела //
  18. Историко-филологический журнал. 1973. Т. 60. № 1. С. 209–237.
  19. Тер-Мовсесян М. История перевода Библии на армянский язык. СПб., 1902.
  20. Успенский П., архим. Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь. СПб., 1856.
  21. Успенский Ф. Синодик в неделю Православия: сводный текст с приложениями. Одесса, 1893.
  22. Ширинян М., Э. П. Г. Закария Дзагеци // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 19. С. 537–538.
  23. Шлёнов Д., игумен. Традиция масленицы, или сырной седмицы, в Византии. URL: http:// www.bogoslov.ru/text/4446196.html
  24. Alexopoulos S. The Presanctifi ed Liturgy in the Byzantine Rite: A Comparative Analysis of Its Origins, Evolution, and Structural Components. Leuven, 2009.
  25. Allen P. Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents: Introduction, Texts, Translations, and Commentary. Oxford, 2009.
  26. Avni G. The Persian Conquest of Jerusalem (614 c. e.): An Archaeological Assessment // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. 2010. Vol. 357. P. 35–48.
  27. Breydy M. Das Annalenwerk des Eutychios: Ausgewählte Geschichten und Legende kompiliert von Saʿīd ibn Baṭrīq um 935 A.D. Louvain, 1985. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 471–472; Scriptores Arabici; 44–45).
  28. Breydy M. Études sur Sa‘īd ibn Baṭrīq et ses sources. Louvain, 1983.
  29. Breydy M. Mamila ou Maqella? La prise de Jérusalem et ses conséquences (614 AD) selon la
  30. récension alexandrine des Annales d’Eutychès // Oriens Christianus. 1981. Vol. 65. P. 62–86.
  31. Darblade J. B. La collection canonique arabe des melkites (XIIIe–XVIIe siècles): Introduction. Harissa, 1946.
  32. Flusin B. Saint Anastase le perse et l’histoire de la Palestine au début du VIIe siècle. Paris, 1992.
  33. Garitte G. La Narratio de rebus Armeniae: Édition critique et commentaire. Louvain, 1952.
  34. Garitte G. Une version arabe de l’“Agathange” grec dans le Sin. ar. 395 // Le Muséon. 1950. Vol. 63. P. 231–247.
  35. Garitte G. Une vie arabe de saint Grégoire d’Arménie // Le Muséon. 1952. Vol. 65. P. 51–71.
  36. Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Città del Vaticano, 1944–1953.
  37. Graf G. Verzeichnis arabischer kirchlicher Termini. Louvain, 1954.
  38. Grumel V. La chronologie des patriarches grecs de Jérusalem au XIIIe siècle // Revue des études byzantines. 1962. Vol. 20. P. 197–201.
  39. Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d’Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951.
  40. Jarawan E. La collection canonique arabe des melkites et sa physionomie propre d’après documents et textes en comparaison avec le droit byzantin. Roma, 1969.
  41. Kaufhold H. Sources of Canon Law in the Eastern Churches // History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500 / Hartmann W., Pennington K., ed. Washington, 2012. P. 215–342.
  42. Kratschkovsky I., Vasiliev A. Histoire de Yahya-ibn-Saʿïd d’Antioche, continuateur de Saʿïd-ibn-Bitriq. Fasc. 2. Paris, 1932. (Patrologia Orientalis; 23.3).
  43. Lamoreaux J. C. Theodore Abū Qurrah. Provo, 2005.
  44. Mango C. The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople. Cambridge, MA, 1958.
  45. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain, Paris, 1979–1989, Damascus, 1996.
  46. Sauget J.-M. Premières recherches sur l’origine et les caractéristiques des synaxaires melkites (XIe–XVIIe siècles). Bruxelles, 1969.
  47. Sāwīrus ibn al-Muqaff aʿ. Al-Durr al-thamīn fī īḍāḥ al-dīn li-l-qiddīs al-anbā Sāwīrus al-shahīr bi-ibn al-Muqaff aʿ usquf al-Ashmūnayn. Al-Qāhira, n. d. Stoyanov Y. Defenders and Enemies of the True Cross: The Sasanian Conquest of Jerusalem in 614 and Byzantine Ideology of Anti-Persian Warfare. Wien, 2011.
  48. Suermann H. Die Gründungsgeschichte der maronitischen Kirche. Wiesbaden, 1998.
  49. Tannous J. In Search of Monotheletism // Dumbarton Oaks Papers. 2014. Vol. 68. P. 29–67.
  50. Treiger A. Agathon of Homs // The Orthodox Church in the Arab World (700–1700): An Anthology of Sources / Noble S., Treiger A., ed. DeKalb, 2014. P. 201–215.
Трейгер Александр Сергеевич, священник
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Университет Дальхауси (Канада);
Должность: доцент;
Электронный адрес: atreiger@dal.ca.