/
Результат поиска


Торопова А. В. Феномен музыкального сознания как орудие структурирования внутренней реальности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 97-112.
PDF
Статья посвящена осмыслению сущности и специфики феномена музыкального сознания, который рассматривается сквозь призму общего, особенного и единичного. Представлены: авторское понимание генезиса музыкального сознания, его психосемантической структуры, истоков музыкального смыслообразования. Обосновывается антропологический контекст изучения музыкального сознания как особой психической функции перевода реального переживания в символическое.
музыкальное сознание, интонирующее сознание, символогенез, энерго-временные паттерны переживаний, архетип, музыкальный символ, культурный знак.
Торопова Алла Владимировна
Торопова А. В. Феномен интонирования как антропологический ориентир сохранения и воспроизведения облика человека определенной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 72-84. DOI: 10.15382/sturIV201434.72-84
Статья посвящена раскрытию содержания феномена интонирования как психолого-антропологической категории. Рассматриваются биологические, социальные и «энергийные» истоки интонирующего сознания человека. Обосновывается генез музыкально-языкового сознания определенной культуры, конфессии, социума на основе архетипического интони-рующего слоя сознания человека. Показаны возможности дальнейшей научной применимости понятия «интонирование» в исследованиях экспрессивной функции коммуникаций между людьми, пусковых механизмов достижения различных состояний сознания, интонационной формы личности и ее идентичности, в раскрытии смысловой иерархии ее внутреннего пространства.
интонирование, знаковая функция сознания, интонирующее сознание, музыкально-языковое сознание, энергийный облик человека
1. Арсеньев А. С. Парадоксальная универсальность человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Мир психологии: научно-методический журнал. 1999. № 1. С. 5–12.
2. Бердяев Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека: Антология / П. С. Гуревич, сост., вступ. ст. М., 1993. С. 28–59.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2006.
4. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
5. Курт Э. Музыкальная психология: Области и границы музыкальной психологии // Альманах музыкальной психологии. М., 1994. С. 7–27.
6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
7. Лосев А. Ф. Учение Платона об искусстве // История античной эстетики в 8 т. Т. III. Высокая классика. М.: Искусство, 1974. C. 11–178.
8. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). М., 2013.
9. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. М., 2011.
10. Тинберген Н. Поведение животных. М., 2012.
11. Ухтомский А. А. Учение о доминанте. СПб., 2002.
12. Хоружий С. С. Духовная практика и «отверзание чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ [Электронный ресурс.] URL: http://lib.rus.ec/b/235223
13. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М., 1998.
14. Шерозия А. Е. Психика. Сознание. Личность. К обобщенной теории психологии. Тбилиси, 1979.
15. Шпет Г. Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы (1914). Томск, 1996.
Торопова Алла Владимировна