/
Результат поиска


Тихонова А. И. Прочтение текста в музыке католической мессы: От грегорианского хорала к Гайдну и Моцарту // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 141-178.
PDF
В статье рассматриваются традиции произнесения, структурирования, эмоционального раскрытия текста в грегорианских мессах, авторских многоголосных мессах эпохи Возрождения, некоторых мессах барокко и соответствующие тенденции в мессах И.Гайдна и В.Моцарта. Делается вывод о том, что внимание к тексту в последних хотя и уступает грегорианскому хоралу, но вполне сопоставимо с мессами Дж.Палестрины, чей стиль принимается католическим миром как образцовый в богослужебной музыке.
Тихонова Александра Иосифовна
Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108-120. DOI: 10.15382/sturIV201432.108-120
Статья посвящена проблеме духовно-ориентированного диалога как основания психологической практики помощи детям с общим недоразвитием речи. Проверялась гипотеза о том, что нарушение диалогического взаимодействия со взрослым препятствует речевому и эмоциональному развитию ребенка. Представлен анализ таких характеристик эмоциональной сферы, как тревожность, психоэмоциональное напряжение, направленность на сферу межличностных отношений и др., у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей с нормативным речевым развитием. Показано значение эмоциональной сферы и эмоционально-личностных отношений в возникновении речевого нарушения в дошкольном возрасте и его преодолении. Выявлена положительная динамика характеристик эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи в процессе работы методом духовноориентированного диалога и значимое повышение психоэмоционального напряжения при отсутствии динамики других характеристик эмоциональной сферы (тревожность, эмоциональный фон, переживание эмоционального благополучия в семье) в процессе коррекционной практики. Полученные данные позволяют уточнить психологические условия развития речевой и эмоциональной сфер дошкольников с общим недоразвитием речи и свидетельствуют о том, что духовно-ориентированный диалог с ребенком, направленный на восстановление нарушенных эмоционально-личностных связей с другим человеком, является эффективным методом работы и условием преодоления речевого нарушения. Результаты исследования открывают новую перспективу в понимании природы речевого развития и решении одного из основополагающих вопросов о роли наследственности и социального воздействия в развитии языка и соотношении этих факторов.
речевое развитие, эмоциональное развитие, речевые нарушения, дети с общим недоразвитием речи, духовно-ориентированный диалог, диалогический подход.
1. Bloom L. Language acquision in its developmental context // Damon W., Kuhn D., Sieqer R. Handbook of child psychology. Vol 2. New York, 1998. P. 309–371.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Он же. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.
4. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. СПб., 2004.
5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2001.
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
7. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.- сост. Г. А. Шалимова. М., 2006.
8. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.–Воронеж, 2001.
9. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004.
10. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
11. Флоренская Т. А., Макеева М. Ю. Опыт общения в семье и мир восприятия ребенка // Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М., 1987.
12. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
13. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2006.
14. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
Тихонова Елена Сергеевна
Тихонова В. В. Проблемы типологии движения Трансцендентальной медитации (ТМ) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 111-127. DOI: 10.15382/sturI201875.111-127
Одна из важнейших задач современного религиоведения — составление единой подробной систематизации новых религиозных движений. Для выяснения вопроса, какое место в ней займет движение Трансцендентальной медитации, в статье рассматриваются различные оценки учения, практики, социальных особенностей этого движения, предлагаемые исследователями новых религиозных движений и представителями самой организации; выявляются проблемы типологии, главная из которых состоит в том, что разные мнения о соотношении идей индуизма с элементами современной науки в учении Махариши Махеш Йоги обозначаются в научной и учебной литературе разными терминами, которые вместе с тем неоднозначны и нуждаются в пояснении. Это показано в статье на примере разбора семантики и идентификации 13 наиболее общих определений, характеризующих доктрину изучаемого движения. В заключение предлагаются варианты стратифицированной типологии, раскрывающие целостную картину происхождения и трансформации учения и практик движения Трансцендентальной медитации. Первый вариант ориентирован на включение в единую классификацию религий, которую предлагается расширить по принципу, применяемому другими научными системами, учитывающими несколько уровней обобщения, второй — может быть использован при составлении каталога новых религиозных движений.
Трансцендентальная медитация, движение ТМ, Махариши Махеш Йоги, классификация НРД, индуизм, неоиндуизм, неоориентализм
  1. Александр (Милеант), архим. Семиглавый дракон: Индийско-оккультные учения в свете христианства // Миссионерский листок. № 69. Лос-Анджелес, 1996.
  2. Байерле П. Аюр-веда Махариши. Пропуск в бессмертие. М., 1995.
  3. Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003.
  4. Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006. Т. 15. № 2. С. 62–78.
  5. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999.
  6. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М., 2002.
  7. Баркер А. Новые Религиозные Движения. СПб., 1997.
  8. Баркер А. «Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите!» // Религиоведение. 2003. № 4. С. 93–113.
  9. Ведическая астрология. 2001. №1.
  10. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2008.
  11. Евдокимов А. Ю. Новые религиозные движения: Учеб. пособие. М., 2011.
  12. Жизнь растений: В 6 т. М., 1982. Т. 6.
  13. История религий / И. Н. Яблоков, ред. М., 2002.
  14. Казьмина О. Е., Пучков П. И. Религиозные организации современного мира. М., 2010.
  15. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2001. № 1. С. 143–157.
  16. Кнорре Б. Движение «Трансцендентальная медитация» (ТМ) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / М. Бурдо, С. Б. Филатов, ред. М., 2005. Т. 3. C. 420–429.
  17. Колкунова К. А. Теологические корни концепций квазирелигий // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 62–75.
  18. Конь Р. М. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008.
  19. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1998.
  20. Куликов И. Трансцендентальная медитация: Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. М., 2000.
  21. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. «Обманщики». М., 1994.
  22. Махариши Махеш Йоги. Видео-записи: Селисберг, 2.12.1977, 26.02.1978, 1.03.1978, 20.05.1978.
  23. Махариши Махеш Йоги. Наука Бытия и искусство жития. М., 2000.
  24. Махариши Махеш Йоги. Наука Созидательного Разума. 1971. Лекция № 13.
  25. Махариши Махеш Йоги. Наука Созидательного Разума. 1976. Лекция № 2.
  26. Махариши Махеш Йоги. О Бхагават-Гите (1965). СПб., 1996.
  27. Митрохин Л. Н. Религиозные культы в США. М., 1984.
  28. Московский церковный вестник. 1992. № 5.
  29. Нейдер Т. Есть одна вещь… (расшифровка выступления). URL: http://ezoterik.info/forum/viewtopic.php?f=8&t=4670#p31379 (дата обращения: 10.01.2017).
  30. Обозрение научных исследований по Трансцендентальной медитации и программе ТМ-Сидхи. М., 1993.
  31. Ожиганова А. А., Филиппов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. М., 2006.
  32. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Декабрь 1994 г.
  33. Основы религиоведения / И. Н. Яблоков, ред. М., 1994.
  34. Пучков П. И. К вопросу о классификации религий // Этнос и религия. М., 1998.
  35. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.
  36. Тимощук А. С. Ведийская культура: Сущность и метаморфозы. Владимир, 2002.
  37. Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М., 1991.
  38. Трансцендентальная медитация. М., 1991.
  39. Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия. М., 2000.
  40. Фаликов Б. З. «Новый век»: назад в будущее // Континент. 1997. Вып. 94. № 4. С. 194–215.
  41. Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.
  42. Чернышова З. Е. Новые Религиозные Движения: Методологический подход. Екатеринбург, 2001.
  43. Frisk L. Nya religiösa rölerser I Sverige: Relation till samhälle världen, ansluttin och engagemang. Abo, 1993.
  44. Greil A., Rudy D. Is Alcoholics Anonymous a religious organization? Meditations on marginality // Sociological Analysis. 1989. Vol. 50/1. P. 41–51.
  45. Haak F. W., Gandow T. Transcendentale Meditation. München, 1992.
  46. Jezus Chrystus dawcą wody żywej — chrześcij ańska refl eksja na temat New Age. Kraków, 2003.
  47. Melton G. Encyclopedia of American religion. Detroit, 19893.
  48. Smith A. B. TM: an Aid to Christian Growth. Essex, 1983.
  49. Wallis R. The Elementary Forms of the New Religious Life. L., 1984.
Тихонова Виктория Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0003-2341-2641;
Электронный адрес: vic.tihonova@yandex.ru.