/
Результат поиска


Тимуск С. А. Ирмологий БАН 16.15.13 - уникальный памятник постоянного многоголосия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 81-100. DOI: 10.15382/sturV201624.81-100
Статья посвящена Ирмологию БАН 16.15.13. — уникальному памятнику сер. XVIII в. Это единственный известный в современной музыкальной медиевистике Ирмологий в стиле постоянного многоголосия. Памятник содержит партесные гармонизации знаменного роспева, которые зафиксированы киевской квадратной нотой и оформлены в виде партитуры. В настоящей публикации раскрывается процесс «возведения партитуры», рассматриваются особенности бытования первоисточника — знаменного роспева — в условиях многоголосия, производится музыкальный анализ фактуры. Полученные сведения позволяют ввести памятник в контекст древнерусских певческих книг, выявив как общность, так и «нетрадиционность» многоголосного оформления ирмосов для времени создания Ирмология. В завершении статьи публикуются ирмосы канона Пасхи в стиле постоянного многоголосия.
Постоянное многоголосие, партесная гармонизация, знаменный роспев, Ирмологий, ирмос, Канон Пасхи
1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного роспева. Л., 1984.
2. Буцкая С. Б. К проблеме народных первоисточников в партесном многоголосии // Методы музыкально-фольклористического исследования: Сб. науч. тр. / МГК им. П. И. Чайковского. М., 1989. С.146–157.
3. Буцкая С. Б. Проблема партесного многоголосия в России: Автореф. дис. … канд. иск. М., 1991.
4. Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской литургии конца XVII века // Музыкальная академия. М., 2001. № 3. С. 95–103.
5. Гусейнова З. М. Ирмологий (нотированный): Учеб. пособие. СПб., 1999.
6. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. СПб., 2003.
7. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII–XVII вв. (по книге Ирмологий): Автореф. дис. … канд. иск. М., 1995.
8. Келдыш Ю. В. История русской музыки. Т. 1: Древняя Русь. XI–XVII в. М., 1983.
9. Морева А. Н. Функционирование книги Ирмологий в русском церковно-певческом искусстве: дипломная работа. СПб., 2006.
10. Мосягина Н. В. Монах Тихон Макарьевский. Ключ Разумения / Исследование памятника, расшифровка знаменной нотации Н. В. Мосягиной. СПб., 2014.
11. Певческие рукописи в собрании Библиотеки Российской Академии наук: Каталог выставки / Сост. Ф. В. Панченко; ред. А. А. Амосов. СПб.: БАН, 1994.
12. Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице): Исследование и публикация. М., 2005.
13. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М., 2015.
14. Протопопов В. В. Партесное пение // Музыкальная энциклопедия. Т. 4. М., 1978. С. 190–193.
15. Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII века: Очерки / Под ред. Ю. В. Келдыша; Ин-т истории искусств. М., 1969.
16. Соколов П. И. Каталог обстоятельный рукописным книгам Священного Писания, поучительным и до Священной истории касающимся в библиотеке Императорской Академии наук. СПб., 1818.
Тимуск София Александровна