/
Результат поиска


Тимофеева Е. Д. Балладные традиции в ранней поэзии Н. С. Гумилева // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 58. С. 11-23. DOI: 10.15382/sturIII201958.11-23
В статье предпринимается попытка проследить признаки романтизма в ранней поэзии Николая Гумилева и выявить балладные черты, свойственные его стихотворениям по мнению современников автора. Главным источником романтических элементов и мотивов для Гумилева стали баллады Василия Жуковского, хорошо знакомые ему не только благодаря программам учебных заведений, но и по хрестоматиям русской и европейской литературы, входившим в круг его чтения в ранние годы. Выявляются наиболее важные для Гумилева тексты и темы поэта XIX в. и анализируется обращение к ним как в первых сборниках лидера акмеистов («Путь конквистадоров» и «Романтические цветы»), так и в более зрелых книгах («Жемчуга» и «Колчан»). В статье разбираются уровни заимствования сюжетов, тем и отдельных формул и трансформация этих приемов с течением времени. Кроме того, в работе прослеживается эволюция отношения Гумилева к рассматриваемым мотивам и анализируется их роль в контексте его творчества и современного ему литературного процесса: взаимодействие этих сюжетов с важными темами символистской поэзии этого периода, а также полемика его с Жуковским (важным для русских модернистов поэтом) и сложившейся литературной традицией.
Н. С. Гумилев, В. А. Жуковский, романтизм, баллада, реминисценции, русская литература, символизм
  1. Анисимова Е. Е. «Мистицизм» и «Черный синодик» русской литературы: В. А. Жуковский в критике И. Ф. Анненского // Вестник Томского государственного универститета. Филология. 2014. № 5 (31). С. 66–85.
  2. Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. СПб., 2000.
  3. Белый А. Начало века. М., 1990.
  4. Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 286–304.
  5. Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. М., 1998–2007.
  6. Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. СПб., 1996.
  7. Жирмунский В. М. Религиозное отречение в истории романтизма. М., 1919.
  8. Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М., 1999.
  9. Лукницкий П. Н. Труды и дни Н. С. Гумилева. СПб., 2010.
  10. Максимов Д. Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969.
  11. Немецкие поэты в биографиях и образцах. СПб., 1877.
  12. Немзер А. С. «Сии чудесные виденья...»: Время и баллады В. А. Жуковского // Зорин А., Немзер А., Зубков Н. «Свой подвиг свершив...». М., 1987. С. 155–264.
  13. Немзер А. С. При свете Жуковского: Очерки истории русской литературы. М., 2013.
  14. Николай Гумилев: Pro et Contra. СПб., 2000.
  15. Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1959–1962.
  16. Тименчик Р. Д. Анненский и Гумилев // Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М., 2017. C. 258–279.
  17. Топоров В. Н. Тяга к бездне (к рецепции поэзии Жуковского в начале XX в. Блок — Жуковский: проблема реминисценций) // Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003. С. 583–610.
  18. Трутнева Е. Н. От волшебного к ироническому. Опыт наблюдений над авторедактированием «Неоромантической сказки» Н. С. Гумилева // Новый филологический вестник. 2011. № 2. С. 19–34.
  19. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013.
Тимофеева Елизавета Дмитриевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Российская Федерация, Москва, 101000, ул. Мясницкая, д. 20;
ORCID: 0000-0003-2391-2793;
Электронный адрес: elizaveta084@gmail.com.
Жиденко Н. В., Тимофеева Р. А. Бытование европейских эстампов «духовного» содержания в России // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 61-73. DOI: 10.15382/sturV201935.61-73
Статья посвящена выявлению специфических условий бытования на территории России в XVII–XIX вв. западноевропейских гравированных листов, предметом изображения которых служили библейские сюжеты. Влияние западноевропейского эстампа в России проявилось уже в XVI в. и значительно усилилось в XVII столетии. Книги и гравюры из Европы оказали явное воздействие как на столичных, так и на провинциальных мастеров-изографов. Гравюра, являющаяся более дешевым и доступным видом изобразительного искусства, начинает использоваться для украшения жилых помещений, в качестве молельных образов и напоминания о событиях Священного Писания. Несмотря на неодобрительное отношение со стороны Церкви, европейские оттиски на библейские сюжеты продолжили распространяться на территории России и уже к XVIII в. прочно вошли в повседневный обиход представителей разных сословий. Начали формироваться коллекции гравюры; листы стали использоваться в качестве «образцов» — учебного материала, выступали ретранслятором недоступных живописных оригиналов. В XIX в. явственно наметилась еще большая потребность общества в изобразительном искусстве. Вместе с оригинальными европейскими оттисками «духовного» содержания в России широко распространились дешевые гравюры и литографии, лишь отдаленно напоминающие о первоисточниках. Печатались иллюстрированные издания, основанные на циклах европейских гравюр библейской тематики. Отдельное внимание в статье уделено факторам, способствующим или препятствующим распространению и использованию западноевропейских эстампов на территории России в указанный исторический период.
западноевропейская гравюра, эстамп, библейские сюжеты, бытование гравюры, печатная графика, оттиски, коллекционирование, «духовный» эстамп
  1. Адарюков В. Я. В мире книг и гравюр: Воспоминания. Факсимильное воспроизведение изд. 1926 г. М., 1984.
  2. Адреса книжных складов и магазинов Российской империи, торгующих чужими изданиями на русском языке. Изд. третье. Петроград: Издание Книжного склада М. М. Стасюлевича, 1917.
  3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии Наук. СПб., 1833. Т. IV. С. 254–255.
  4. Анисимов В. И. Графические искусства и репродукция / Сост. В. И. Анисимов. М.; Пг., 1923 (обл. 1924).
  5. Библейские мотивы: [232] рис. худож. Густава Доре со стихотворениями к каждому рис. рус. поэтов: А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, В. А. Жуковского... и многих др. [Вып.] 1–3. Вып. 3: Новый завет, 1898.
  6. Белоброва О. А. Об источниках миниатюр к сочинениям Николая Спафария // Очерки русской художественной культуры XVI–XX веков: сб. ст. М., 2005. C. 190–199.
  7. Белоброва О. А. Вирши Мардария Хоныкова к гравюрам Библии Пискатора // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 46. С. 334–436.
  8. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М., 2003.
  9. Библейский театр Мартина Энгельбрехта. Сюжеты Священной Истории в западноевропейской книжной гравюре: The Biblical Theater of MartinEngelbrecht. Scenes from Sacred History in Western European Book Engraving / сост. Л. И. Алёхина; отв. ред. А. М. Гамлицкий. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2017.
  10. Бусева-Давыдова И. Л. Новые иконографические источники русской живописи XVII в. // Русское искусство позднего Средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 190–206.
  11. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.
  12. Вессели И. Э. О распознании и собрании гравюр: Пособие для любителей / пер. с нем. С. С. Шайкевича. М., 2003.
  13. Гамлицкий А. В. Лицевые «Страсти» Леонтия Бунина. К вопросу о западноевропейских иконографических источниках русского искусства конца XVII–XVIII веков // Филевские чтения: Тезисы пятой научной конференции. ЦМиАР. 1997. С. 21–23.
  14. Ильина Т. В. Национальное своеобразие русского искусства XVIII века и его место среди европейских школ: Учебно-методическое пособие с указателем рекомендованной литературы. СПб., 2012.
  15. Кристеллер П. История европейской гравюры XV–XVIII века. [М.], 1939.
  16. Малков Ю. Г. К истории иконопочитания на Руси в первой половине XVII века (малоизвестный иконофильский трактат из «Книги о вере», 1648 г.) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 83–96.
  17. Нор Н. В. Понятие «лубочное»: проблемы терминологии // Вестник РГГУ. Сер.: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2008. № 4. С. 222–248.
  18. Павлова М. А. Частное коллекционирование в России XVIII — начала XX века (историкокультурный аспект // Вестник КГУ. 2017. № 4. С. 31–35.
  19. Пиль Р. де. Понятие о совершенном живописце, служащее основанием судить о творениях живописцов; и Примечание о портретах / Переведены, первое с италиянскаго, а второе с французскаго коллежским ассессором Архипом Ивановым. СПб., 1789.
  20. Присяжнюк Ю. П. Цензурное законодательство в дореволюционной России (к вопросу об истоках авторского права): Гражданское общество, государство и право в переходный период // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского: Гражданское общество, государство и право в переходный период. Сер.: Право. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. Вып. 1 (5). С. 142–153.
  21. Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии художеств. М., 1870.
  22. Розанов В. В. Собрание сочинений. Около церковных стен. М.: Республика, 1995.
  23. Сарабьянов Д. В. Россия и Запад: Историко-художественные связи ХVIII — нач. ХХ в. М., 2003.
  24. Чаянов А. В. Старая западная гравюра: Краткое руководство для музейной работы. М., 1926.
  25. Чилингиров А. Влияние Дюрера и современной ему немецкой графики на иконографию поствизантийского искусства // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. Т. 9. М., 1975. Т. 9. С. 325–342.
  26. Черная Л. А. Повседневная жизнь московских государей в XVII веке. М., 2013.
  27. Языкова И. К. Со-творение образа. Богословие иконы. М., 2012.
Жиденко Надежда Викторовна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Российская Федерация, Санкт-Петербург, 191186, ул. Большая Морская, д. 18;
ORCID: 0000-0002-7190-8951;
Электронный адрес: Nadya.zhidenko@bk.ru.
Тимофеева Римма Александровна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Российская Федерация, Санкт-Петербург, 191186, ул. Большая Морская, д. 18;
Должность: Доцент;
ORCID: 0000-0002-9051-0391;
Электронный адрес: Rimma.a.timofeeva@gmail.com.