/
Результат поиска


Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Ясный взгляд на детский мир: первые годы «Детского Мира» Ушинского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 83-101. DOI: 10.15382/sturIV201433.83-101
Рассмотрена первоначальная концепция учебного пособия К. Д. Ушинского «Детский Мир и Хрестоматия»2. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы». Проанализированы принципы построения первых двух изданий, прослежена эволюция этих принципов вплоть до 11-го, последнего при жизни автора, переиздания. Начиная со второго по шестое издание учебника (1861–1865) в них идет выработка наиболее оптимального стиля, размера, состава, последовательности текстов, которые далее по преимуществу просто удерживаются, хотя пособие претерпевает непринципиальные изменения и в последующих переизданиях. Помимо сокращения и усиления оптимистичности рассказов, добавления в них фольклора, исторических сказаний, составителем вырабатывается особое доверие к рассказчику историй. Совершенствуется изначально принятый Ушинским подход, когда ученик ощущает себя соучаствующим с автором в его рассказе. Название «Детский Мир» впервые в российской практике применено к пособию для начального чтения. Оно заимствовано из немецкоязычных изданий начала и первой половины XIX в. Из этого же источника взят один из принципов подачи материала — по временам года, но применен не в философско-романтической интерпретации близости ребенка природе, а в прагматически-реалистическом ключе преподавания школьнику «реальных знаний» о мире, школе и человеке. Гармонизация материала пособия, достигнутая к 1865 г., обусловила его долгую дальнейшую популярность
К. Д. Ушинский, книга для чтения, учебник, детство, начальная школа, учебное чтение, природоведение, география, энциклопедизм в образовании, естественная история, содержание образования, методика обучения, школьный дидактический канон, Ф. А. Круммахер, «
1. Архив К. Д. Ушинского. М., 1959–1962. Т. 1–4.
2. Батюкова З. И. Сравнительное постижение зарубежного педагогического опыта в отечественной педагогике (середина XIX — начало ХХ века) // Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т. Т.1. Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт /Г. Б. Корнетов, ред. М., 2010. С. 192–197.
3. Богомазова О. В. 150-летний юбилей В. О. Ключевского в публикациях 1991 года и поиски новой культурной идентичности // Историк, текст, эпоха: тезисы IV Междунар. научно-практ. конференции Уральского отделения Российского общества интеллектуальной истории. Екатеринбург, 2012. С. 17–19.
4. Богомазова О. В. В. О. Ключевский: актуализация памяти об историке в коммеморативных практиках научного сообщества XX века // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII — начала XXI века / Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришина, Ю. В. Краснова, ред. Челябинск, 2011. С. 303–314.
5. Буслаев А. И. Имперские юбилеи — тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом. М., 2010.
6. Ганелин Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. М., 1940.
7. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М., 2008.
8. К. Д.Ушинский. Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности К. Д. Ушинского (1848–1984). М., 1985.
9. Кабашева О. В. Учебные книги К. Д. Ушинского в российской науке и публицистике: библиографический указатель // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 С. 45–53.
10. Кузнецов А., Маслов А. Диктатура юбилеев: мемориальный бум как признак иной повседневности // Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет / Г. А. Бордюгов, ред. М., 2013. С. 1425–1461.
11. Лихарева Т. А. К. Д. Ушинский — автор учебников по первоначальному обучению (анлиз «Родного Слова» и «Детского Мира»). Дисс. ... канд. пед. наук. Киев, 1948. С. 316.
12. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1988.
13. Пискунов А. И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII — начала XIX века. М., 1960.
14. Поливанов Л. И. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Часть 1. /К. Ушинский, сост. 12-е изд. СПб., 1875 // Учебно-воспитательная библиотека (Обзор русской педагогической литературы). Т. 1: Литература 1875 года. М., 1876. Отдел III.
15. Ромашина Е. Ю. Школьный учебник в России XVIII — начала ХХ века: теоретический и историко-педагогический анализ. Тула, 2011.
16. Сенькина А. А. Книги для чтения и хрестоматии для начального обучения, изданные в России с 1797 по 1917 гг. (материалы к библиографическому указателю) // Ребенок XVIII — XX столетий в мире слов: история российского букваря, книги для чтения и учебной хрестоматии. М., 2009. С. 187–191.
17. Собрание сочинений К. Д. Ушинского: В 11 т. / B. Я. Струминский, сост. М., 1948–1952.
18. Ушинский К. Д. Детский мир и христоматия. 2-е изд. Ч. 1 и 2. СПб., 1861.
19. Цимбаев К Н. Гуманитарные технологии в юбилейных торжествах // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии / В. И. Тюпа, науч. ред. СПб., 2007. С.454–484.
20. Цимбаев К. Н. Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России // Отечественная история. 2005. № 6. C. 42–51.
21. Цимбаев К. Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX — начала XX века // Вопросы истории. 2005. № 11. С. 98–108.
22. Koerner F. Der Mensch und die Natur, Leipzig, 1853.
23. Mann R. J. Lessons in General Knowledge, London, 1856.
24. Scherr I. T. Leichtfaßliches Handbuch der Pädagogik für Volksschullehrer, gebildete Eltern und Schulfreunde, Zürich, 1839–1847.
25. Schmidt K. Gymnasial-Pädagogik: Die Naturgesetze der Erziehung und des Unterrichts in humanistischen und realistischen gelerten Schulen, Köten, 1857.
26. Thieme K. T. Erste Nahrung für den gesunden Menschenverschtand, Leipzig, 1840.
Безрогов Виталий Григорьевич
Тендрякова Мария Владимировна
Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. «Gab ihnen der liebe Gott...», или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII - начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19-48. DOI: 10.15382/sturIV201848.19-48
В последней трети XVIII и начале XIX в. преподавание религиозных представлений внутри курсов по естественной истории выступает важным свидетельством, выявляющим историко-культурный диалог педагогических традиций. В основе статьи лежит рассмотрение оригинальных и переводных учебных изданий И. Блуменбаха, Г. Гроссе, Г. Раффа, В. Зуева, Н. Озерецковского и В. Севергина, К. Ушинского. Анализ показывает сознательные и неосознанные различия в понимании и трактовке авторами роли и места Бога по отношению к природе и человеку. В переводных изданиях (например, Naturgeschichte für Kinder Раффа) мы видим три уровня присутствия Бога в природе (в отношении каждого живого существа, их групп и сообществ, всего мироздания как взаимосвязанной системы). В аналогичных российских изданиях, как правило, представлен только первый из них, если представлен вообще. Грань между природой и Богом в русских изданиях по естественной истории проведена более отчетливо, граница между книгами о Боге и о природе менее проницаема, нежели в Германии. Такое различие связано с особенностями диалога между образованием и религией, характерными для этих стран.
учебник, естественная история, религиозное образование, XVIII век, XIX век, Россия, Германия
  1. Адарюков В. Я. Книга гражданской печати в XVIII в. М., 1924.
  2. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре. М., 2017.
  3. Пыпин А. Н. Книжная деятельность времен Петра Великого // Вестник Европы. Т. 4. Июль 1898. С. 236–271.
  4. Райков Б. Е. Пути и методы естественнонаучного просвещения. М., 1960.
  5. Рукоп. сборник студентов МДА 1824–1827-х гг. ОР РГБ.Ф. 173. II.л. 271 об.
  6. Учебный план кантона Ааргау в Швейцарии. URL: https://www.ag.ch/de/bks/kindergarten_volksschule/unterricht_schulbetrieb/lehrplan_lehrmittel_volksschule/realien/realien.jsp.
  7. Черничкина А. А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 153–166.
  8. Черничкина А. А. Природа и религия в романтической метафизике // Метафизика. 2013. № 2 (8). С. 35–46.
  9. Bachmann-Medick D. Cultural Turns. Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften. Reinbek bei Hamburg, 2006, 2007, 2009, 2010, 2014; рус. пер. сделан с 3-го издания 2009 г.
  10. Beschreibung der Natur-Geschichten des Schweizerlands. Erster (-dritter) Theil. Zürich, in Verlegung des Authoris, gedr. bey Michael Schaufelb(erger) und Christoff Hardmeier, 1706–1708.
  11. Beumer P. J. Der kleine Raff , oder Vater Gotthold's Unterhaltungen mit seinen Kindern über die Reiche der Natur: eine Naturgeschichte für die liebe Jugend. 4. Aufl . Wesel, 1852 (1. Aufl. 1841).
  12. Cross A. G. The British in Catherine’s Russia: A Preliminary Study // Garrard J. G., ed. The Eighteenth Century in Russia. Oxford, 1973.
  13. Idelson-Shein I. The Beginning of the End: Jews, Children and Enlightenment Pedagogy // The Jewish Quarterly Review. 2016. Vol. 106. № 3. P. 383–395.
  14. Kogman T. Baruch Lindau’s Rešit limmudim (1788) and Its German Source: A Case Study of the Interaction between the Haskala and German Philantropismus // Aleph. 2009. № 9:2. P. 277–305.
  15. Kogman T. The emergence of scientifi c literature in Hebrew for children and youth in the nineteenth century: preliminary directions for research // Jewish Culture and History. 2016. Vol. 17. № 3. P. 249–263.
  16. Oelkers J. Elementary Textbooks in the 18th century and their Theory of the Learned Child / Campi E., De Angelis S., Goeing A.-S., Grafton A.T., eds. Scholarly knowledge: textbooks in early modern Europe. Geneva, 2008. P. 409–432.
  17. Papastergiadis N. The Turbulence of Migration. Globalization, Deterriorialization and Hybridity. Cambridge, 2000. P. 125–126.
  18. Schubert G. H. von. Allgemeine Naturgeschichte, 1826.
  19. [Sigaud de la Fonde J.F.]. Wunder der Natur, eine Sammlung außerordentlicher und merkwürdiger Erscheinungen und Begebenheiten in der ganzen Körperwelt, zum Unterricht und Vergnügen nach alphabetischer Ordnung. Aus dem Französischen übersetzt und mit Zusätzen vermehret [von Christian Gotthelf Friedrich Webel]. Leipzig, 1782–1783. 2 Bände.
  20. Stalla B. J. Christian Raff (1748 bis 1788) und sein Werk «Naturgeschichte für Kinder» // Die Gestalt. Vierteljahreszeitschrift für bildnerische Erziehung. 2000. 62. Jg., H. 1. S. 20–21.
  21. Wolpe R. The True Way to Loving God: Nature in the Haskala // The University of Toronto Journal of Jewish Thought. 2013. Vol. 3. P. 1–28. URL: http://tjjt.cjs.utoronto.ca/articles-2/
Безрогов Виталий Григорьевич
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.
Тендрякова Мария Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.
Работа поддержана грантами ОГОН РФФИ 17-06-00066а и 17-06-00288а.