/
Результат поиска


Татарченко С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 24-50.
PDF
Сюжет причащения св. Марии Египетской преподобным Зосимой широко распространен в византийском искусстве, что во многом связано с литургическим значением покаяния Марии Египетской, память которой достаточно рано вошла в службы Великого поста. Эта композиция сочетает в себе главным образом две темы: евхаристическую (благодаря происходящему событию) и монашескую (благодаря героям сюжета), и, в зависимости от расположения в системе росписи храма, акцент в понимании сюжета ставился то на одной, то на другой теме. Статья посвящена обзору памятников IX — 1-й пол. XV в. и выделению тем, являвшихся основными в трактовке сюжета «Причащения Марии Египетской» в разные периоды византийского искусства.
византийская монументальная живопись, причащение Марии Египетской, преподобный Зосима, евхаристическая тема (византийское искусство), монашеская тема (византийское искусство), евхаристические и монашеские сюжеты в западных объемах храмов
Татарченко Светлана Николаевна
Татарченко С. Н. Некоторые замечания об особенностях работы кинцвисских мастеров и о стиле росписи церкви святителя Николая в Кинцвиси // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 21-36. DOI: 10.15382/sturV201520.21-36
В статье рассмотрены особенности стиля росписи храма св. Николая в Кинцвиси через призму приемов, использованных кинцвисскими мастерами, а также сделана попытка выявить своеобразие памятника на фоне других грузинских росписей современных Кинцвиси и более ранних. Ближайшей аналогией Кинцвиси внутри грузинской живописи является роспись Тимотесубани (около 1206–1215), а сравнение этих двух ансамблей с росписью Вардзии (1184– 1186) выявляет нюансы, отличающие стиль нач. XIII в. от предшествующих десятилетий, и показывает, что из художественных возможностей кон. XII в. оказалось актуальным в начале следующего столетия. Кроме того, все три указанных памятника отражают тенденции, наблюдаемые в византийской живописи времени «около 1200 года», и являются особым грузинским вариантом такого искусства.
монументальная живопись XII–XIII вв., грузинское искусство, искусство Закавказья, византийская живопись, искусство/стиль «около 1200 года», фрески Студеницы, стиль росписи Кинцвиси, Кинцвиси, Тимотесубани, Вардзия
1. Алибегашвили Г. Светский портрет в грузинской средневековой монументальной живописи. Тбилиси, 1979.
2. Вирсаладзе Т. Основные этапы развития грузинской средневековой монументальной живописи // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977.
3. Каковкин А. Я. О датировке росписей храма св. Григория (1215 г.) в Ани // Византийский временник. М., 1987. Т. 48. С. 108–115.
4. Привалова Е. Роспись Тимотесубани. Исследование по истории грузинской средневековой монументальной живописи. Тбилиси, 1980.
5. Привалова Е. Вардзия. Тбилиси, 1982.
6. Привалова Е. Л. О грузинской монументальной живописи рубежа XII — XIII вв. // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977.
7. Привалова Е. Павниси. Тбилиси, 1977.
8. Didebulidze M. Artistic Qualities of the Wall Painting of St. Nicholas Church at Kintsvisi (Relation of the Georgian wall painting to the Byzantine art at turn of the 13th century). Specialty 17.00.09. History and Theory of Art. Author-abstract of the Thesis submitted for obtaining Degree of Doctor in the History of Art, Tbilisi, 2006.
9. Didebulidze M., Kuprashvili N. 2002 “Conservation of the Kintsvisi Wall Paintings — Example of the Integrated Intervention Program”, in Glasnik Drustva Konzervatora Srbije, Beograd, 2002, vol. 26.
10. Gittins M. 2009 “Methodological and Practical Approaches to the Conservation of three Georgian Wall Paintings”, in Proceedings of Vakhtang Beridze 1st International Symposium, Tbilisi, 2009, pp. 341–346.
11. Lidov A.M. The Mural Paintings of Akhtala, Moscow, 1991.
12. Mouriki D. 1981 “The Formative Role of Byzantine Art on the Artistic Style of the Cultural Neighbours of Byzantium. Reflections of Constantinopolitan Styles in Georgian Monumental Painting”, in Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik, Wien, 1981, vol. 31, pp. 725–757.
13. Thierry N. 1983 “Les peintures de l’église de Kiranc“, in IV Mezhdunarodnyj simpozium po gruzinskomu iskusstvu, Tbilisi, 1983.
14. Thierry N. “Les peintures de la cathédrale de Kobayr (Tachir)”, in Cahiers archéologiques. Fin de l'antiquité et moyen-âge, Paris, 1980–1981, vol. 29, pp. 103–122.
15. Vedovello S. A. 2009 “Shared Project”, in Proceedings of Vakhtang Beridze 1st International Symposium, Tbilisi, 2009, pp. 337–340.
16. Simonishvili N. Rospis' cerkvi Bogorodicy v Kincvisi. Avtoref. … dis. kand. isk. (Painting of God Mother Church in Kincvisi. Dissertation Abstract), Tbilisi, 1994 (in Georgian).
Татарченко Светлана Николаевна