/
Результат поиска


Сухова Н. Ю. Несостоявшаяся духовно-учебная реформа 1890-х годов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 20. С. 7-26.
PDF
В статье главное внимание уделяется высшей духовной школе. Анализируются проблемы учебного процесса и богословской науки в духовных академиях конца XIX века, а также влияние неосуществленной реформы 1890-х годов на развитие духовных академий и их преподавательских корпораций в начале XX столетия.
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Дискуссия 1909 г. о проблемах высшего духовного образования и богословской науки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 32-57.
PDF
Настоящая статья посвящена одной из интересных и важных страниц в жизни отечественной высшей духовной школы — деятельности Комиссии, созданной при Святейшем Синоде в 1909 г. для разработки проекта нового устава духовных академий.
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. К вопросу о педагогической подготовке выпускников высшей духовной школы в контексте реформ XVIII - XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 70-91.
PDF
В статье рассматриваются попытки реформирования высшей духовной школы с 1797-го по 1917 гг. и проблемы педагогической подготовки ее выпускников. Сложные задачи, стоявшие перед высшей духовной школой в области педагогики, решались непросто и не всегда успешно. В ходе обсуждений, сопровождавших реформы, в обществе выявлялся широкий круг мнений, иногда диаметрально противоположных, но уже тогда, говорит автор статьи, были сформулированы не только проблемы, с которыми неизбежно сталкивались духовные академии при осуществлении этой стороны своей деятельности, но были выработаны и определенные принципы. Сам факт оживленных дискуссий по этому вопросу подтверждает актуальность и необходимость совершенствования педагогической подготовки выпускников не только светских, но и духовных школ и в наше время.
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Обсуждение проблем высшего богословского образования на Поместном Соборе 1917-1918 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 28-45.
PDF
Священный Поместный Собор 1917–1918 гг. явился событием, завершившим синодальный период истории Русской Православной Церкви. На Соборе обсуждались конкретные проблемы, стоявшие перед Русской Церковью в начале XX в., но при решении этих проблем использовался весь церковный опыт, накопленный за столетия, выработанные, но так и не использованные проекты, мнения, идеи. Участники Собора понимали, что эти обсуждения являются своеобразным подведением итогов синодального периода – во многом критикуемого, но, без сомнения, повысившего зрелость и углубившего самосознание Русской Церкви. Большая часть решений и проектов, выработанных на Соборе, оказалась нереализуемой в ситуации, сложившейся в России после 1917 г. Но эти материалы не пропали даром, составив наследство для эпохи возрождения церковной жизни в наши дни.
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Четвертая ежегодная всероссийская научно-богословская конференция "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 171-182.
PDF
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа России в 1917-1918 гг. Письма Анатолия (Грисюка), епископа Чистопольского, викария Казанской епархии и ректора Казанской духовной академии, к Василию (Богдашевскому), епископу Каневскому, викарию Киевской епархии и ректору Киевской // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 1 (26). С. 91-105.
PDF
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Духовно-учебные контакты Русской Православной Церкви и ближневосточных Православных Церквей (вторая половина XIX - начало XX в.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 35-49.
PDF
Статья посвящена представителям Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей, обучавшимся во второй половине XIX — начале XX в. в российских духовных академиях. Автор восстанавливает их имена, дальнейшие судьбы и изучает проблемы, связанные с духовно-учебными контактами Православных Поместных Церквей. В статье приведены конкретные примеры церковного служения, просветительской и научной деятельности выпускников духовных академий сирийского происхождения, подтверждающие плодотворность духовно-учебной помощи Русской Православной Церкви Православному Востоку. Автор считает, что система, разработанная для образования сирийского и палестинского юношества в российских духовных школах, не исчерпала своего потенциала и в перспективе могла бы принести большую пользу богословской науке в области востоковедения, библейской археологии, церковной археологии, церковной истории, практики Православных Поместных Церквей.
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII - нач. XX в.) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 25-43.
PDF
Статья посвящена аналитическому рассмотрению проблем, связанных с подготовкой духовенства и научным развитием пастырского богословия в Русской Православной Церкви. Эти проблемы и варианты их решения рассматриваются на примере русского духовного образования XIX —начала XX в. Автор изучает не только пастырскую составляющую высшего богословского образования, реализованную в русских духовных академиях XIX —начала XX в., но и теоретическое наследие: проекты и дискуссии, связанные с указанными проблемами. Особое внимание обращено на место и значение пастырского богословия в системе богословской науки и высшем духовном образовании. В заключение выделены ключевые проблемы по теме, актуальные и для современной высшей духовной школы.
пастырское богословие, духовная школа, богословская наука, приходское служение.
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 119-125. — Рец. на кн.: Нетужилов К. Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 268 с.
PDF
Сухова Наталия Юрьевна
Мазырин А. В., Сухова Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 1920-1930-х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). С. 99-115.
PDF
Статья посвящена истории присвоения ученых богословских степеней в Русской Православной Церкви в период наиболее ожесточенных гонений на нее в 1920–1930-е гг. Показывается, что, несмотря на антицерковную политику власти, система научно-богословской аттестации полностью уничтожена не была. Особое внимание в статье уделяется истории присуждения в 1933 г. высшей богословской научной степени фактически возглавлявшему тогда Русскую Православную Церковь митрополиту Сергию (Страгородскому).
научно-богословская аттестация, ученые степени, митрополит Сергий (Страгородский), доктор богословия, гонения на Церковь
Мазырин Александр Владимирович, священник
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Диссертационные диспуты как форма научной работы в православных духовных академиях России 1869-1884 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 3 (36). С. 21-35.
PDF
Статья посвящена научной деятельности российских православных духовных академий в один из наиболее важных периодов их истории. Автор анализирует проблемы, встававшие перед русской богословской наукой в 1860–1870-х гг., и главные положения реформы духовных академий 1869 г., одним из которых было требование открытых защит диссертаций, представляемых на соискание ученых богословских степеней. Несмотря на многочисленные проблемы, результатом этой эпохи стало включение членов преподавательских корпораций в активный научный процесс.
православные духовные академии, научно-богословская аттестация, богословские диспуты
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 129-134. — Рец. на кн.: Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. Альянс-Архео, 2010
PDF
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Духовно-учебный проект святителя Иннокентия (Борисова) 1830-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 18-34.
PDF
Статья посвящена исследованию одного из важных документов, связанных с высшей духовной школой первой половины XIX в., – аналитической записки святителя Ин- нокентия (Борисова) (1800–1857). Автор, основываясь на рассмотрении содержания, церковного контекста и исторического пути российской духовной школы, датирует документ, анализирует главные идеи святителя Иннокентия по совершенствованию высшего духовного образования, прослеживает судьбу и значение этих идей в даль- нейшей истории высшей духовной школы. Особое внимание обращается на мнения святителя по ключевым проблемам высшей духовной школы: специфика постановки в ней небогословских наук, внутренняя структура научного богословия и его место и значение в системе научного знания в целом, пастырская подготовка в духовных академиях.
высшая духовная школа, богословие, святитель Иннокентий (Борисов)
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. «Не будучи от левитской лозы и от духовной школы, я всегда привык преклоняться перед нашим священническим сословием…» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 3 (46). С. 71-122.
PDF
Переписка двух представителей русской церковной диаспоры — профессора Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже архимандрита Киприана (Керна) и протопресвитера Русской Православной Церкви за границей Василия Виноградова — охватывает период с 1956 по 1959 г. Главные темы переписки: деятельность духовных академий в России до 1917 г., выяснение судеб русских богословов, особенности православной литургии. Публикуемые письма находятся в архивном фонде архимандрита Киприана (Керна) в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.
архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Василий Виноградов, Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, духовная школа, пастырское служение
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Церковная история как богословская дисциплина в контексте исторического образования в синодальный период // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 4 (47). С. 23-39.
PDF
Статья посвящена истории становления и развития церковной истории в российских университетах. Автор обращает внимание на предысторию введения церковной истории как самостоятельной дисциплины в рамках университетского образования; подробно рассматривает, как понимали первые преподаватели церковной истории в университетах (И. М. Добротворский, протоиерей А. М. Иванцов-Платонов, И. Е. Троицкий) ее место и значение на историко-филологических факультетах. Особое внимание уделено проблемам, связанным с присутствием церковной истории как богословской науки в контексте исторического образования.
церковная история, российские университеты, историко-филологические факультеты, православные духовные академии, богословие
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Ученые российских духовных академий и Святая земля (XIX — начало XX в.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 25-38.
PDF
Статья посвящена научно-богословской деятельности российских ученых, связанной со Святой землей прежде всего библейским, литургическим и церковно-историческим исследованиями. В центре внимания — преподаватели и выпускники российской высшей духовной школы, четырех духовных академий: Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской. Святая земля имеет особое значение в жизни каждого христианина. С первых веков христианства на Руси связь с Палестиной была неотделима от русской веры и благочестия наших предков, входила и в непосредственные задачи государственной власти. Однако особое значение для русского православия Святая земля приобрела в XIX в., когда культурное, духовное, интеллектуальное столкновение с западной цивилизацией потребовало осознания неразрывной исторической связи с православным Востоком. Особую ответственность чувствовали представители «профессионального» богословия — преподаватели и выпускники высшей духовной школы, пытавшиеся осмыслить эту связь на современном научно-богословском уровне.
Палестина, российские духовные академии, библейские и литургические исследования
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Паломнические поездки в Святую Землю и на Афон преподавателей и студентов духовных академий // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 20-34.
PDF
Статья посвящена паломническим поездкам в святые места — в Святую Землю и на Афон, которые предпринимали преподаватели и студенты православных российских духовных академий в 1870–1910-х гг. Автор выявляет случаи таких паломничеств, анализирует мотивацию и значение этих поездок для конкретных паломников и российской духовной школы. Кроме того, в статье обращается внимание на осмысление духовно-учебным сообществом значения святых мест для богословской и церковно-исторической науки.
православные российские духовные академии, Святая Земля, Афон, паломничество
Сухова Наталия Юрьевна
Катцер Н., Бакиров В. С., Борисов Н. С., Сухова Н. Ю., Савчук В. С., Иванов А. Е., Петров Ф. А. Круглый Стол, посвященный выходу в свет книги // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 4 (53). С. 141-157. — Рец. на кн.: «Университет в Российской империи XVIII — первой половины XIX века» / Под общ. ред. А. Ю. Андреева и С. И. Посохова. М.: РОССПЭН, 2012
PDF
Катцер Николаус
Бакиров Виль Савбанович
Борисов Николай Сергеевич
Сухова Наталия Юрьевна
Савчук Варфоломей Степанович
Иванов Анатолий Евгеньевич
Петров Федор Александрович
Сухова Н. Ю. «Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней» (Письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского к А. А. Дмитриевскому) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 75-107.
PDF
В публикации представлены письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского, будущего архиепископа Василия, своему бывшему коллеге по академии профессору А. А. Дмитриевскому. Основное ядро сохранившихся писем охватывает период с марта 1908 по октябрь 1911 г., очень непростой и противоречивый для российской высшей духовной школы. В них освещается деятельность и внутренняя жизнь академии, отношения членов корпорации в этот сложный период российской истории, затрагивается и внеучебная церковная деятельность профессоров академии — прежде всего в Киевском религиозно-просветительском обществе. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
Русская Православная Церковь, высшая духовная школа, Киевская духовная академия, епископ Василий (Богдашевский), А. А. Дмитриевский

Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. «Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней...» (письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского к А. А. Дмитриевскому) (Продолжение) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 87-110.
PDF
В публикации представлены письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского, будущего архиепископа Василия, своему бывшему коллеге по академии профессору А. А. Дмитриевскому. Основное ядро сохранившихся писем охватывает период с марта 1908 по октябрь 1911 г. — очень непростой и противоречивый для российской высшей духовной школы. В них освещается деятельность и внутренняя жизнь академии, отношения членов корпорации в этот непростой период российской истории, затрагивается и внеучебная церковная деятельность профессоров академии — прежде всего в Киевском религиозно-просветительском обществе. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
Русская Православная Церковь, высшая духовная школа, Киевская духовная академия, епископ Василий (Богдашевский), А. А. Дмитриевский

Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. «Благословите себя включить в новоиноческий союз...» Письма митрополита Антония (Храповицкого) к епископу Борису (Плотникову) (1886–1900 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 67-89. DOI: 10.15382/sturII201566.67-89
В публикации представлены письма одного из известнейших иерархов Русской Православной Церкви конца XIX — начала XX в. митрополита Антония (Храповицкого), относящиеся к раннему периоду его духовно-учебной и архиерейской деятельности (1886– 1900 гг.). Письма адресованы архимандриту, а с марта 1886 г. епископу Борису (Плотникову) — выпускнику и преподавателю Казанской духовной академии, затем инспектору Московской духовной академии, ректору Киевской духовной семинарии и СанктПетербургской духовной академии. Автор писем касается проблем ученого монашества в России, духовной школы и общего состояния в духовной жизни российского общества 1880–1890-х гг. Так, митрополит Антоний выказывает свою концепцию воспитания священства и консолидацию сил ученого монашества, которое, с точки зрения митрополита Антония, должно было сыграть важнейшую роль в решении духовных проблем русского общества. Отмечаются и некоторые важные черты жизни духовной школы в один из сложных периодов их истории. Публикуемые письма находятся в архивном фонде епископа Бориса (Плотникова) в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и ранее исследователями не использовались.
российское общество конца XIX — начала XX в., российская духовная школа, ученое монашество, митрополит Антоний (Храповицкий), епископ Борис (Плотников).
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю., Копылова Е. А. Неопубликованная статья святителя Тихона (Беллавина) (вступ. статья, публ. и примеч. Н. Ю. Суховой, расшифровка текста - Е. А. Копыловой, Н. Ю. Суховой) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 97-122. DOI: 10.15382/sturII201567.97-122
В публикации представлена ранее неизвестная статья святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея России, «Янсенизм». Статья была составлена на основе кандидатской диссертации святителя Тихона «Кенель (Quesnel) и отношение его к янсенизму» (1888) и в марте 1891 г. представлена для публикации в журнал «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». Статья не была опубликована и сохранилась в архиве Общества любителей духовного просвещения (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 206). Так как сама кандидатская диссертация святителя Тихона не сохранилась, данная статья является единственным источником, по которому можно узнать о содержании диссертации, мыслях святителя Тихона об одном из наиболее важных и сложных явлений в истории западной религиозной мысли — янсенизме. Несмотря на то что содержание статьи неизбежно устарело за истекшие 125 лет развития науки, современный интерес к западным религиозным течениям XVII в. и отношению к ним российского академического богословия повышает ценность статьи. Но главное — несомненное церковно-историческое значение статьи, как текста, принадлежащего перу святителя Тихона.
святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России; янсенизм; Пасхазий Кенель; русское богословие; Санкт-Петербургская духовная академия.

Сухова Наталия Юрьевна
Копылова Елена Анатольевна
Сухова Н. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 147-152. — Рец. на кн.: Никулин И. А., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2015
PDF
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Янсенизм в оценке выпускников Санкт-Петербургской духовной академии: от И. Е. Троицкого к святителю Тихону (Беллавину) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 31-47. DOI: 10.15382/sturII201672.31-47
Данная статья продолжает серию статей, посвященных духовно-академической «августиниане», то есть исследованиям профессоров и студентов дореволюционных духовных академий, связанных с блаженным Августином1. Но в данном случае внимание переносится с изучения самого Иппонийского епископа и его наследия на изучение так называемых августиновских движений XVII в. и более конкретно — янсенизма. В центре внимания два текста: магистерская диссертация выпускника Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Троицкого (1859), будущего профессора этой академии, и записка его ученика по академии Василия Беллавина, будущего Святейшего Патриарха Тихона. Записка была составлена в 1891 г. на основе кандидатской диссертации Василия Беллавина (1888), ныне утерянной. Автор статьи приходит к выводу, что, хотя содержание обоих текстов устарело за полтора столетия, прошедших с момента их написания, их историко-богословская ценность несомненна. Для российской церковной жизни как конца 1850-х гг., так и конца 1880-х — начала 1890-х гг. оказались очень актуальными вопросы, поставленные янсенизмом: о церковной власти и ее авторитете; о «загадке человека», актуальном и потенциальном состоянии его природы, благодати и свободе человеческой воли; значении Священного Писания в Церкви и жизни каждого христианина; религиозном воспитании и образовании. Повышенное внимание к янсенистскому движению XVII в. во втором случае было обусловлено и подготовкой нового этапа диалога со старокатоликами, соединившимися с последователями янсенистов — Утрехтской церковью.Симпатии молодых российских богословов к янсенистским решениям указанных вопросов свидетельствуют об их готовности беспристрастно рассматривать всякие поиски истины, приближающие ищущих к православной традиции. Однако в обоих случаях авторы трезво оценивают импульс янсенистов, направленный в основном на борьбу с вызвавшими его условиями и так и не решивший задачу соединения с истинной Церковью.
Русская Православная Церковь, богословская наука, СанктПетербургская духовная академия, блаженный Августин, янсенизм, Пасхазий Кенель, святитель Тихон (Беллавин), Иван Троицкий, Иван Осинин.
1. Августин (Никитин), архим. Православно-старокатолический диалог // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. СПб., 1986. С. 47–62.
2. Арсеньев И. В. Старокатоличество и его отношение к Православию. М., 1893.
3. Добронравов В. Десять лет из истории старокатолического движения // Христианское чтение. 1890. № 9/10. С. 257–317.
4. Добронравов В. История старокатолического движения // Христианское чтение. 1890. № 9/10. С. 257–317; № 11/12. С. 545–592.
5. Копылова Е. А. Участие Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения в переговорах представителей старокатоликов с Русской Православной Церковью // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 7–16.
6. Осинин И. Т. Римский новый догмат о зачатии Пресвятой Девы Марии. СПб., 1858.
7. Сергеенко А., прот. Очерки из истории старокатолического движения // Богословские труды. 1960. № 1. С. 111–141.
8. Сухова Н. Ю. Блаженный Августин в кандидатских диссертациях российских духовных академий (1860–1910-е гг.) // Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях / Под ред. Н. Ю. Суховой, прот. П. Хондзинского. М.: ПСТГУ, 2016. С. 232–246.
9. Сухова Н. Ю. Блаженный Августин в киевской духовно-учебной традиции (XIX — начало XX в.) // Труды Киевской духовной академии. Киев, 2013. № 19. С. 189–202.
10. Сухова Н. Ю. Изучение наследия блаженного Августина в высшей духовной школе России (вторая половина XIX — начало XX в.) // Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. С. 211–231.
11. Сухова Н. Ю. «Историко-богословская революция» в высшей духовной школе России // Филаретовский альманах. Вып. 9. М.: ПСТГУ, 2013. С. 142–143.
12. Чистович И. А. С.-Петербургская духовная академия за последние тридцать лет (1858–1888). СПб., 1889.
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Патриарх Фотий и его роль в оппозиции Восток±Запад в оценке представителей российских духовных академий конца XIX - начала XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 103-119. DOI: 10.15382/sturII201774.103-119
Статья посвящена исследованиям русских богословов об одной из известнейших исторических личностей в истории Христианской Церкви первого тысячелетия — патриарха Константинопольского Фотия (IX). Личность и деяния патриарха Фотия крайне неоднозначно оценивались и оцениваются не только западными, но и восточными богословами как с церковно-исторической, так и с богословской точек зрения. Для русского христианства патриарх Фотий имеет особое значение: достаточно вспомнить «Фотиево крещение», Фотиевы гомилии «на нашествие россов» (860), «окружное послание» к Восточным патриаршим престолам (1867), тесно связанных с патриархом Фотием славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Статья охватывает 30 лет (1885–1915) и имеет два временных «узла»: 1885–1900 и 1900–1915 гг. На основе комплекса опубликованных и неопубликованных документов автор рассматривает спектр оценок святейшего патриарха Фотия русскими богословами и церковными деятелями, выделяя три направления: славистов, ценивших в патриархе Фотии его роль в христианском просвещении славян; грекофилов, требовавших внесения имени патриарха Фотия в русские месяцесловы; борцов с «восточным папизмом», признававших исторические и богословские заслуги патриарха Фотия, но твердо стоявших на непризнании его канонизации. Однако все эти позиции вкупе были в значительной степени обусловлены взглядами конца XIX — начала XX в.: отношениями Православных Церквей той эпохи, спецификой церковно-государственных отношений в самой России, которые нередко переносились и на пресловутую «византийскую симфонию». Таким образом, «дело патриарха Фотия» стало определенной лакмусовой бумагой, выявлявшей «болевые точки» и внутренние дискуссии в русском академическом богословии.
патриарх Фотий, русское богословие, православные духовные академии, славистика, византинистика
Антоний (Храповицкий), архиеп. Чей должен быть Константинополь? // Религии мира: История и современность. 2002. М., 2002. С. 197–204.
Блиев В. Р. Споры о патриархе Фотии: к проблеме «византийского папизма» в отечественной историографии // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152: Гуманитарные науки. Кн. 3. Ч. 1. С. 179–186.
Будилович А. С. К предстоящему тысячелетию со дня смерти патриарха Фотия // Русский филологический вестник. 1890. № 4; отд. отт.: Варшава, 1890.
Булатов С. А. Слово в день тысячелетия со дня кончины просветителя славян святителя Мефодия, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря // Труды Киевской духовной академии. 1885. № 5. С. 62–69.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1913.
Византийский И. [Соколов И. И.] Святейший Фотий, Патриарх Константинопольский. Историческая справка (к 6 февраля) // Церковные ведомости. 1900. № 5. Часть неоф. С. 193–201.
Герасим (Яред), иером. Отзывы о св. Фотие, патриархе Константинопольском его современников — в связи с историей политических партий Византийской империи // Христианское чтение. 1872. № 1, 4, 6, 8, 12; 1873. № 4, 6, 8, 12; отд. изд.: СПб., 1874.
Герд Л. А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на Православном Востоке (1878–1898). М.: Индрик, 2006. С. 164–167.
Герд Л. А. Константинопольская патриархия и Русская Церковь перед революцией // Государство. Религия. Церковь. 2016. № 1 (34). С. 293–300.
Голубинский Е. Е. Святые Константин и Мефодий, первоучители Славянские: Речь, произнесенная в торжественном собрании Московской духовной академии, 6 апреля 1885 г. // Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе. 1885. Ч. XXXVI. Кн. 3. С. 160–228.
Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь / Е. И. Л[овягин], вступ. ст., пер. и коммент. // Христианское чтение. 1882. № 9/10. С. 414–443.
Зернин А. Очерк жизни Константинопольского патриарха Фотия. М., 1858.
Златоверховников М., прот. Слово в день тысячелетия кончины св. Мефодия, просветителя славян, сказанное при торжественном богослужении в Киево-Софийском кафедральном соборе // Труды Киевской духовной академии. 1885. № 5. С. 49–61.
Иванцов-Платонов А. М. К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском // Журнал Министерства народного просвещения. 1892. Ч. 280. Отд. II. С. 121–148; Ч. 281. Отд. II. С. 1–72; 299–315; 1892. Ч. 283. Отд. II. С. 1–60; 205–251.
Лебедев А. П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. М., 1900.
Лебедева Г. Е. Из истории византиноведения и неоэллинистики в России: И. И. Соколов // Μοσχοβια: Проблемы византийской и новогреческой филологии. 60-летию Б. Л. Фонкича. М., 2001. С. 229–246.
Лисовой Н. Н. Русская Церковь и Патриархи Востока: Три церковно-политические утопии XX века // Религии мира: История и современность. 2002. М., 2002. С. 148–149.
Малинин В. Н. Слово, сказанное 7 апреля в церкви Киево-Братскаго монастыря, в день празднования тысячелетия, при торжественном чествовании памяти апостола славян святого Мефодия // Труды Киевской духовной академии. 1885. № 5. С. 70–83.
Малышевский И. И. Свв. Кирилл и Мефодий: Речь, произнесенная на акте в Киевской духовной академии 7 апреля 1885 г. // Труды Киевской духовной академии. 1885. № 5. С. 84–121; № 6. С. 149–208; № 7. С. 380–419; № 8. С. 526–581; № 9. С. 49–105; № 10. С. 275–310; № 11. С. 424–469.
Михаил (Семенов), иером. Собрание церковных уставов Константинопольского патриархата 1858–1899 гг. в русском переводе с историей их происхождения. Казань, 1902.
Нечто по поводу статьи «Гражданин» (№ 38), по случаю чествования памяти патриарха Фотия в Славянском благотворительном обществе 6 февраля 1891 года // Московские ведомости. 1891. № 59; перепечатано: ПО. 1891. № 3. С. 640–648.
Ответ на ответ «Гражданина» в № 65 // Московские ведомости. 1891. № 77 (19 марта). С. 1–3.
Павлов А. С. Теория восточного папизма // Православное обозрение. 1879. № 11. С. 476–499; № 12. С. 734–765.
Пальмов И. С. Кирилло-Мефодиевские предания у юго-западных славян латинского обряда: Речь в торжественном собрании Санкт-Петербургской духовной академии в день тысячелетней памяти блаженной кончины первоучителя славян св. Мефодия 6 апреля // Христианское чтение. 1885. № 5/6. С. 741–770.
Пальмов И. С. Цареградский патриарх Фотий и его отношение к современному ему славянству: Речь, произнесенная в торжественном собрании С.-Петербургского славянского благотворительного общества в зале Городской думы, 25 ноября 1890 г., по поводу истекающего в 1891 г. тысячелетия со времени кончины патриарха Фотия. СПб., 1890.
Порфирий (Успенский), архим. Драгоценная для России находка на Святой Горе Афонской // Церковная летопись. 1861. 11 ноября. С. 688–700.
Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические заметки: В 8 ч. Т. III, VII. СПб., 1896, 1901.
Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в cредневековых пиcьменных источниках / П. В. Кузенков, вступ. ст., пер. и коммент. // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г. М.: Восточная литература, 2003. С. 3–172.
Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. Т. II: Святой Восток. М., 1876.
Соколов И. И. Константинополь, Палестина и Русская Церковь // Религии мира: История и современность. 2002. М., 2002. С. 156–196.
Соколов И. И. Константинопольская церковь в XIX веке: Опыт исторического исследования. Т. I. СПб., 1904.
Соколов И. И. Константинопольская церковь в XIX веке: Опыт исторического исследования. Т. 1. Казань, 1904.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви: В 3 т. СПб., 1859.
Филарет [(Дроздов), архим. Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви, с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к Восточным патриаршим престолам. СПб., 1815.
Фотия, Святейшего патриарха Константинопольского, письма // Христианское чтение. 1845. Ч. III, IV; 1846. Ч. II.
Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского. СПб., 1864.
Hergenröther J. Photius, Patriarch von Konstantinopel: sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma: In 3 Bd. Regensburg, 1867–1869.
Monumenta graeca ad Photium, ejusque historiam pertinentia / Collected and edited by J. Hergenrö ther. Regensburg, 1869.
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 141-146. — Рец. на кн.: Пузовић Владислав. Руски путеви српског богословља. Школовање срба на руским духовним академијама (1849–1917). Београд: Угниверзитет у Београду: Православни богословски факултет, Институт за теолошка истраживања – JП Службени гласник, 2017
PDF
Сухова Наталия Юрьевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, заведующий Научным центром истории богословия и богословского образования;
Электронный адрес: suhovanat@gmail.com.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Встреча богословия и истории в Русской духовно-академической традиции в XIX — начале ХХ в.» при поддержке Фонда развития ПСТГУ