/
Результат поиска


Судаков А. К. Философская идея церковно-государственного отношения у И. В. Киреевского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 6 (68). С. 43-61. DOI: 10.15382/sturI201668.43-61
В статье анализируется взгляд И. В. Киреевского на отношения Церкви и государства в христианском обществе. Православное церковно-государственное отношение есть, по Киреевскому, аналогичное отношению духа и плоти в человеке, иерархическое двуединство, где Церковь задает духовные ориентиры общественному составу и направляет его движение к высшим целям, не вмешиваясь, однако, в самобытное развитие мирского организма. Церковь в христианском обществе господствует, однако не государствует. Этот взгляд Киреевского одинаково строго отделяется им как от католического «духовно-светского» устройства, так и от протестантского по происхождению идеала государственной Церкви и не совпадает с популярной у позднейших славянофилов программой «освобождения Церкви» и отделения ее от государства. Для Киреевского Церковь и государство есть вопрос, которому «очень пора проснуться». Это его убеждение проясняется в контексте общего исторического взгляда славянофилов, их предчувствия окончания петровского периода русской истории и православного возрождения России.
Киреевский Иван Васильевич, Церковь, государство, христианское общество, монизм, дуализм, монодуализм, латинский взгляд, протестантский взгляд, христианское служение государства
1. Киреевский И. В. В ответ А. С. Хомякову // Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полное собрание сочинений: В 4 т. Калуга, 2006. Т. 1. С. 33–46.
2. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Там же. Т. 1. С. 71–126.
3. Киреевский И. В. Обозрение современного состояния словесности // Там же. Т. 2. С. 167–226.
4. Киреевский И. В. А. И. Кошелеву. 13 октября 1853 года // Там же. Т. 3. С. 190.
5. Киреевский И .В. А. И. Кошелеву. 15 октября 1853 года // Там же. Т. 3. С. 191–202.
6. Киреевский И. В. А. И. Кошелеву. Октябрь–ноябрь 1853 года // Там же. Т. 3. С. 202–212.
7. Муза Д. Е. И. В. Киреевский и проект христианского Просвещения // Наследие И. В. Киреевского: опыты философского осмысления. Ростов-на-Дону, 2006. С. 63–88.
8. Никитин В. А. Актуальность «русской идеи» Ивана Киреевского// Иван Киреевский: Духовный путь в русской мысли XIX–XXI вв. (К 200-летию со дня рождения): сборник научных статей. М., 2007. С. 113–136.
9. Франк С. Л. Духовные основы общества // Франк С. Л. Духовные основы общества.  М., 1992. С. 13–146.
10. Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.
11. Goerdt W. Vergöttlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophie von Ivan V. Kireevskij. Wiesbaden, 1968.
Судаков Андрей Константинович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Институт философии РАН 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Электронный адрес: email: asudakow2015@yandex.ru.
Судаков А. К. Философия религии Фихте и Евангелие от Иоанна // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 83. С. 65-86. DOI: 10.15382/sturI201983.65-86
После «спора об атеизме» Фихте изложил в экзотерической и популярной форме философию жизни в Боге, согласную с учением «подлинного христианства», единственным учителем которого признавал апостола Иоанна Богослова. На основе реконструкции философской теологии и христологии «Наставления к блаженной жизни» в данной статье рассматриваются аргументы Фихте в пользу особого значения Евангелия от Иоанна для спекулятивной философии и религиозной жизни, а также ряд ключевых проблем его философии религии, излагаемых Фихте с опорой на богословие Иоанна: проблему соотношения метафизического и исторического в евангельском тексте и в содержании христианского учения; философскую христологию Фихте; его своеобразное толкование причастия Телу и Крови Иисуса и вопрос о «существе дела» христианской жизни. Антитеза метафизического и исторического оборачивается их неразделимым соединением, ибо в обособлении метафизическое содержание религии остается сугубым «учением о религии» и поэтому ложным сознанием. Философское представление о Христе как о единственном воплощении в истории блаженной религиозной жизни, ставшей непосредственным сознанием, служит спекулятивной коррективой к звучащим чуть не кощунством призывам «всецело повторить его в своей личности». Метафора пресуществления, переносимая из контекста литургического таинства в контекст целостности «верующей жизни», вследствие неизменного акцента на практической деятельности в духе своего убеждения, может стать зерном новой философии христианской жизни. В целом выясняется, что интерпретация Евангелия от Иоанна у Фихте есть хотя и не богословская экзегеза, но спекулятивная «транскрипция» и что дух и язык фихтевского умозрения не позволяет этой «транскрипции» пойти по пути рационально-секулярной деконструкции содержаний евангельской вести, естественно происходившей в философии Просвещения.
Фихте, Евангелие от Иоанна, философская теология, бытие, существование, сознание, метафизическое и историческое (содержание религии), Логос, пресуществление
  1. Фихте Иоганн Готлиб. Наставление к блаженной жизни, или также Учение о религии // Фихте Иоганн Готлиб. Наставление к блаженной жизни. М.: Канон+, 1997. C. 5–166.
  2. Fichte, Johann Gottlieb. Die Grundzüge des gegenwartigen Zeitalters. Hamburg: Meiner, 1978. (Philosophische Bibliothek; Bd. 247).
  3. Богословский М. И. Пролог Евангелия св. Апостола Иоанна (1, 1–18) // Православный собеседник. Казань, 1878. Апрель. С. 400–433.
  4. Ломоносов А. Г. Философия религии И. Г. Фихте как развитие кантовского взгляда на природу религиозного сознания // Фихте и современность: философия, история, религия. СПб.: Владимир Даль, 2018. С. 242–268.
  5. Судаков А. К. Иоганн Готтлиб Фихте. Жизнь и философское учение // Фихте Иоганн Готтлиб. Наставление к блаженной жизни. М.: Канон+, 1997. C. 324–389.
  6. Brito E. La jésuslogie de Fichte // Revue théologique de Louvain. 2002. 33е année. Fasc. 4. P. 497–520.
  7. Danz Christian. Im Anfang war das Wort. Zur Interpretation des Johannesprologes bei Schelling und Fichte // Fichte-Studien. Bd. 8: Religionsphilosophie. Amsterdam-Atlanta, 1995. S. 21–40.
  8. Fichte im Gespräch. Bd. 4. Hrsg.von Erich Fuchs. Stuttgart-Bad Cannstatt: frommann-holzboog, 1987.
  9. Fries Jakob Friedrich. Fichtes und Schellings neueste Lehren von Gott und der Welt. Heidelberg: Mohr und Zimmer, 1807.
  10. Grätzel St. Verkündigung in Übereinstimmung mit der Vernunft: Fichtes Auslegung des Johannes-Evangeliums // Biblical interpretation: history, context, and reality / Chr. Helmer, Hrsg. Atlanta: Society of Biblical Literature. 2005. P. 103–112.
  11. Hegel Georg Wilhelm Friedrich. Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie. Bd. 3 // Hegel Georg Wilhelm Friedrich. Werke in 20 Bänden. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1971.
  12. Hoff mann Franz. Über die Gotteslehre J. G. Fichtes // Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik. Neue Folge. 1863 (Bd. 42). S. 1–62.
  13. Ivaldo M. Fichte interprete del Prologo giovanneo // Annuario Filosofi co. 2011. 27. P. 165–180.
  14. Kinlaw C. J. Fichte’s kenotic Christology // Idealistic Studies. 1992. T. 22. P. 39–51.
  15. Perovich Anthony. Fichte and the Typology of Mysticism // Fichte: Historical Contexts/ Contemporary Controversies. Atlantic Highlands (NJ): Humanities Press, 1994. P. 128–141.
  16. Schmidt-Kowarzik Wolfdietrich. Religion der Vernunft aus den Quellen des Christentums. Zur Religionsphilosophie im Spätwerk Fichtes // Fichte-Studien. Bd. 29: Praktische Philosophie in Fichtes Spätwerk. Amsterdam: Brill; Rodopi, 2006. S. 199–210.
  17. Schulze W. A. Das Johannesevangelium im deutschen Idealismus// Zeitschrift für philosophische Forschung. 1964. 18. Heft 1. S. 85–118.
  18. Tilliette X. Christologie et Doctrine de la Science // Erneuerung der Transzendentalphilosophie / Hg. von K. Hammacher und A. Mues. Stuttgart: Bad Cannstatt: frommann ― holzboog, 1979. S. 425–435.
  19. Verweyen Hansjürgen. Fichtes Religionsphilosophie. Versuch eines Gesamtüberblicks // Fichte-Studien. Bd. 8: Religionsphilosophie. Amsterdam-Atlanta, 1995. S. 193–225.
  20. Verweyen Hansjürgen. Einführung in die Fundamentaltheologie. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2008.
  21. Zöller Günther. Ex aliquo nihil. Fichtes Anti-Kreationismus // Der Eine oder der Andere. «Gott» in der Philosophie des deutschen Idealismus und im Denken der Gegenwart / Hrsg. von Christoph Asmuth und Kazimir Drilo. Tübingen, 2010. S. 39–52.
Судаков Андрей Константинович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Института философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, 12, ст. 1;
Должность: Ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7531-6024;
Электронный адрес: asudakow2015@yandex.ru.