/
Результат поиска


Степанцов С. А. Отношение к историческому смыслу Пс 125 (126) у Августина и его предшественников // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 7-15.
PDF
Содержание статьи касается одного из аспектов августиновской экзегезы 125 псалма. Здесь ставится вопрос: можно ли допустить, что в 125 псалме идет речь именно об историческом событии возвращения евреев из вавилонского плена? В статье прослеживается взаимосвязь между толкованием этого псалма блаженным Августином и предшествовавшей ему латинской традицией толкования псалмов, прежде всего свт. Иларием Пиктавийским. Блаженный Августин также, как свт. Иларий, проводит аналогию между возвращением иудеев из плена и обращением к Богу через Христа, которое рисуется им как освобождение из плена греха, дарованное нам через Искупление. При этом в толковании Августина в отличие от толкования Илария, не отрицается, хотя и не подчеркивается, связь буквального смысла псалма с вавилонским пленом. В качестве другого возможного источника такой экзегезы указывается шестое правило ихония («О рекапитуляции»).
Степанцов Сергей Александрович
Степанцов С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 143-145. — Рец. на кн.: Anonymi in Iob Commentarius / K. B. Steinhauser, H. Mьller, D. Weber. , eds. Verlag der Цsterreichischen Akademie der Wissenschaften (Wien), 2006. , (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum; 96). 421 S.
PDF
Степанцов Сергей Александрович
Степанцов С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 142-146. — Рец. на кн.: Augustine through the Ages: An Encyclopedia / A. D. Fitzgerald, ed. W. B. Eerdmans (Grand Rapids, Michigan), 1999. 902 p. Encyclopédie Saint Augustin. La Méditerranée et l’Europe IVe–XXIe siècle. Sous la direction de A. D
PDF
Степанцов Сергей Александрович
Степанцов С. А. 257 проповедь Августина в ряду его прочих толкований на Пс. 115.2 // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 7-12.
PDF
Как и в других проповедях блаженного Августина, рассматривающих Пс 115. 2 («Всякий человек лжец»), в проповеди 257 Августин толкует этот стих как констатацию падшего состояния человеческой природы, преодолеваемого только благодатью. Особенность проповеди 257 в том, что в качестве примера лживости и правдивости приводятся поступки одного и того же человека — апостола Петра — говорящего то от себя, то по внушению свыше (Мф 16. 16–23).
Степанцов Сергей Александрович
Степанцов С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С. 111-113. — Рец. на кн.: Augustin Handbuch / V. H. Drecoll, Hrsg. Tübingen : Mohr Siebeck, 2007. XIX, 799 S.
PDF
Степанцов Сергей Александрович
Степанцов С. А. Слезный сев и радостная жатва: Пс 125. 5–6 в толковании блаженного Августина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 30-41.
PDF
Св. Августин Гиппонский многократно цитировал два заключительных стиха Пс 125 и несколько раз рассуждал о них в своих трактатах и проповедях. Статья содержит разбор тех текстов из Августина, в которых стихи не только цитируются, но и прямо или косвенно изъясняются. В «Изъяснении послания к Галатам» только намечена возможность духовного понимания слезного сеяния и радостной жатвы из Пс 125. Наиболее полно и подробно развернуто толкование Пс 125. 5–6 в проповеди 31, специально посвященной этим стихам. Однако эта проповедь скорее тематическая, чем собственно экзегетическая. Доминирующая линия в этой проповеди — объяснение разных причин «слез», проливаемых людьми во время земной жизни (слезы мучеников, слезы от земных бед и потерь, слезы праведника в разлуке от Бога). Наиболее глубокое изъяснение Пс 125. 5–6 содержится собственно в толковании на Пс. 125 (§11–13). Здесь Августин показывает все разнообразие добрых даяний, стоящих для него за образом «сеяния» (милостыня, помощь делом, помощь словом, желание помочь как таковое). Не развита в этой проповеди только тема прощения обид как милостыни. Зато здесь раскрывается сущность благого даяния — любовь, и цель его — соединение верующих во Христе. В конце статьи приводится перевод проповеди 31 на русский язык.
Августин Гиппонский, экзегеза, проповеди, псалмы, Псалом 125, «Толкования на псалмы», Послание к Галатам, «Изъяснение послания к Галатам», образ сеяния, слезы, добрые дела, милостыня, милосердие, любовь
1. Dulaey M. 2003. Le «Confessioni» di Agostino (402–2002): Bilancio e prospettive. Roma, 2003, pp. 230–231.
2. Fitzgerald A. 1989. Signum Pietatis. Festgabe fur C. P. Mayer. Wurzburg, 1989, pp. 445–459.
3. Rondeau M.-J. Les commentaires patristique du Psautier (IIIe–Ve siecles). Rome, 1985.
Степанцов Сергей Александрович