/
Результат поиска


Старикова И. В. Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 85-101.
PDF
В данной статье анализируются черты монастырской церковно-певческой традиции совершения всенощного бдения, зафиксированной в Соловецком уставе. Здесь же показано, что эти черты находят свое продолжение в Выговском старообрядческом общежительстве. Однако в уставах, сформировавшихся в условиях старообрядческой беспоповской общины, возникают также индивидуальные особенности совершения данного богослужебного последования, чем обусловливается определенная избирательность включения заимствований из устава Соловецкого монастыря.
всенощное бдение, Иерусалимский устав, монастырские литургические традиции, старообрядческое беспоповское богослужение
Старикова Ирина Владимировна
Старикова И. В. Первая кафизма в древнерусской церковно-певческой традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 47-70.
PDF
Статья посвящена истории бытования первой кафизмы всенощного бдения в древнерусской певческой традиции. Рассматриваются различные литургические указания согласно древнерусским редакциям Иерусалимского устава. На основе нотированных источников выявляются ранняя и основная мелодико-графические редакции первой кафизмы. В результате компаративного анализа мелоса первой кафизмы и песнопений традиционных распевов данного периода выясняется, что в мелодических моделях стихов и припевов первой кафизмы использованы попевки знаменного и путевого распевов, а также особые мелодические формулы псалмового осмогласия.
первая кафизма, путевой распев, псалмовые циклы, древнерусская певческая традиция XVI–XVII веков, всенощное бдение
Старикова Ирина Владимировна
Старикова И. В. 17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве XV-XVII вв. (раздельноречная редакция) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 7-36.
PDF
В статье рассматриваются особенности исполнения 17-й кафизмы всенощного бдения в древнерусской богослужебной практике. На основе анализа указаний в разных редакциях Иерусалимского устава и ремарок в богослужебных Псалтирях выявлена особая форма кафизмы, представляющая собой соединение стихов и текстовых припевов. Соединение инципитов стиха и припева напоминает об архаичных гимнографических формах (например, степенных антифонах). C 1-й пол. XVI в. в певческих рукописях 17-я кафизма фиксировалась в разных графических редакциях, которые можно разделить на группу ранних редакций и основную, сложившуюся к кон. XVI в. Ранние редакции отличаются наличием более простых наборов знаков и использованием кулизменного начертания для записи каденционных формул. Согласно анализу основной редакции, каденционные формулы припевов 17-й кафизмы имеют интонационное сходство с оборотами некоторых обиходных песнопений. Эти наблюдения, а также гипотетические транскрипции попевки кулизма в припевах ранних редакций, свидетельствуют о том, что указания русских редакций Иерусалимского устава исполнять «непорочны» на 5-й глас являются не только следованием греческой текстовой редакции Иерусалимского устава, но и, вполне вероятно, отражением древнерусской певческой практики.
древнерусская певческая традиция, Иерусалимский устав, 17-я кафизма, псалмодия, ранние графические редакции песнопений Обихода
1. Kazantseva T. G. 2005, in Staroobryadchestvo: Istoriya, kul'tura, sovremennost': Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, p. 407.
2. Lozovaya I. E. 2011, Aktual'nye problemy izucheniya tserkovno-pevcheskogo iskusstva: nauka i praktika, pp. 330—343.
3. Lozovaya I. E. Drevnerusskj notirovannyj Paraklit XII veka (The Old-Russian Notated Parakletike), Moscow, 2009.
4. Pentkovskij A. M. 2004, in Prevodite prez XIVstoletie na Balkanite: dokladi ot mezhdunarodnata konferenciya, Sofiya, 26—28 juni 2003, pp. 153—171.
5. Pentkovskij A. M. Tipikon patriarkha Aleksiya Studita v Vizantii i na Rusi (Typicon of Patriarch Alexis Stoudite), Мoscow, 2001.
6. Pereleshina V. G. 2006, in Ezhegodnaya bogoslovskaya konferentsiya PSTBI, vol. 16, pp. 330—336.
7. Tyurina О. V. Drevnerusskaya melizmatika: Bolshoj raspev (The old-Russian Melismatic Styles: the 'Bolshoj Raspev' ('Great Chant')), Moscow, 2010.
8. Shkolnik I. 1997, in Musica Antiqua Europae Orientalis, vol. 11: Acta musicologica, pp. 77—87.
9. Levy K. 1964, in Annales Musicologiques, vol. 6, pp. 7—67.
10. Strunk О. 1956, in Dumbarton Oaks Papers, vol. 9, p. 201.
11. Strunk О. 1960, in Journal of the American Musicological Society, vol. 13/1/3, pp. 50—67.
Старикова Ирина Владимировна
Старикова И. В. К вопросу об авторе Певчей Псалтири в древнерусской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 55-62. DOI: 10.15382/sturV201416.55-62
В статье рассматривается проблема авторства псалмовых песнопений в древнерусском певческом искусстве. Большинство исследователей считают создателем мелодических моделей для распевания псалмового текста игумена Новгородско-Хутынского монастыря Маркелла. Подобная точка зрения основана на сведениях из литературного памятника ΧVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение...», в котором упоминается инок Маркелл Безбородый, «распевший Псалтирь». Однако сопоставление документальных источников, связанных с жизнью игумена Маркелла, и информации певческих рукописей дает основание подвергнуть сомнению распространенное мнение об авторстве «Певчей Псалтири».
древнерусское певческое искусство, знаменный распев, псалмодия, «Певчая Псалтирь», авторство, Маркелл Безбородый, игумен Новгородско-Хутынского монастыря Маркелл.
1. Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 1–5. М., 1901.
2. Дмитриева Р. П. Маркелл // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV–XVI вв. Ч. 2 / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград, 1989. С. 103–104.
3. Казанцева Т. Г. Традиции Новгородской школы церковно-певческого искусства в богослужебной практике современного сибирского старообрядчества (некоторые наблюдения над исполнением кафизм утрени у староверов-странников) // Старообрядчество: История, культура, современность: мат-лы IX науч. конф. / Ред.-сост. В. И. Осипов, Е. И. Соколова. Великий Новгород, 2010. С. 336–351.
4. Новгородские летописи. СПб., 1879.
5. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI−XVII вв. Свердловск, 1991.
6. Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI–XVII вв. Челябинск, 1997.
7. Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989.
8. Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. «Преславный певец» и распевщик Логин Шишелов (ум. 1624), его произведения и их исследование методом структурно-формульного анализа (на примере стихир в честь св. Николая) // Традиции и новации в отечественной духовной культуре. Челябинск, 2006. С. 15–32.
9. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. Ч. 1: Монодия. IV. Основные структуры пространного пения: Демественный распев. М., 2007.
10. Полное собрание русских летописей. СПб., 1841. Т. 3; СПб., 1914. Т. 33.
11. Рамазанова Н. В. Древнерусский роспевщик за чтением Псалтири // Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток–Русь–Запад / Ред. И. Е. Лозовая. М., 2003. С. 170–185.
12. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова: В 4 ч. / Сост. архим. Леонид. М., 1894. Ч. 4.
13. Спирина Л. М. Малоизвестная певческая рукопись XVII века из собрания СПГИХМЗ // ПКНО (Памятники культуры. Новые открытия). 1995. М., 1996. С. 159–168.
14. Ундольский В. Замечания о церковном пении // ЧОИДР (Чтения в обществе истории и древностей российских). 1846. № 3.
15. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1843. С. 154.
Старикова Ирина Владимировна
Старикова Е. П. Голод 1921-1922 гг. и изъятие церковных ценностей (на материалах Марийского края) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 53-64. DOI: 10.15382/sturII201563.53-64
Голод 1921–1922 гг., унесший тысячи человеческих жизней, явился для советской власти поводом для наступления на Русскую Православную Церковь. В статье на основе региональных источников выявлены подлинные масштабы голода в Марийском крае, послужившего причиной для начала агитации в пользу проведения кампании по изъятию церковных ценностей. В исследовании подробно описаны основные этапы подготовки, организации и практической реализации данного процесса в Марийском крае. В частности, определен порядок формирования и работы как Областной комиссии по реализации декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г., так и кантонных комиссий, работающих в отдельно взятых волостях. Автором приводится детальное описание порядка изъятия церковных ценностей в мае–июне 1922 г.: установлен характер и содержание документов, которые приходы предоставляли местным властям, описана процедура изъятия ценностей на приходе, частично установлена последующая судьба изъятого имущества. По материалам приходов выявлен ущерб, нанесенный кампанией отдельно взятым общинам верующих. Статистические данные по изъятию ценностей в Марийском крае показаны в сравнении с общесоветскими показателями. Анализируя реакцию верующих на проводимую политику, автор приходит к заключению, что данная кампания не приобрела широкой огласки и в целом спокойно была встречена населением края. Такая реакция объяснима тяжелым бедственным положением населения в условиях голода начала 1920-х гг. Результаты исследования позволили комплексно осветить обстоятельства проведения кампании как кощунственного метода помощи голодающему населению официальной властью за счет имущества Русской Православной Церкви.
церковное имущество, советская власть, голод 1921–1922 гг., декреты советской власти, церковно-государственные отношения, Марийская автономная область, кантоны, помощь голодающим, храмы, Краснококшайск
1. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 1 / Подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М., 1997.
2. 5 лет строительства МАО. Краснококшайск, 1926.
3. Иванов А. А. Голод 1921–1922 гг. и конфискация церковных ценностей в Марийской автономной области // Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение: Материалы региональной научной конференции. Йошкар-Ола, 23–24 ноября, 2000. Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, 2001. С. 163–164.
4. Козлов Ф. Н. Голод 1921–1922 гг. и изъятие церковных ценностей (URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=264/ (дата обращения 17.07.2014)).
5. Козлов Ф. Н. Голод 1921–1922 годов в чувашском и марийском краях в контексте государственно-церковных отношений // PolitBook. 2012. № 2. С. 142 –156.
6. Поляков В. А. Голод в Поволжье, 1919–1925: Происхождение, особенности, последствия. Волгоград, 2007. С. 510.
Старикова Елена Павловна