/
Результат поиска


Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 85-94. DOI: 10.15382/sturIV201434.85-94
Возрождение интереса к православной культуре в России естественным образом отражается на отечественном образовании: создание воскресных школ и православных гимназий, введение религиозного компонента в общеобразовательную школу (модуль «Основы православной культуры» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»). Однако до сих пор остаются актуальными проблемы, связанные с методикой преподавания православной культуры как в конфессионально-ориентированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных. В статье рассматриваются некоторые проблемы и особенности методики преподавания православной культуры в дореволюционной России, выявленные в ходе анализа учебно-методической литературы. Одной из первых обозначена проблема построения программы преподавания Закона Божия для воскресных школ и православных гимназий, выбор способа изложения материала, которых в дореволюционной практике было три: поступательный, совместный и концентрический. Каждый из них имел свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке современных программ, направленных на изучение православной культуры. Второй важной проблемой, имеющей первоочередное значение для современной методики преподавания православной культуры, является, по мнению автора, проблема нравственно-ориентированной составляющей уроков Закона Божия и Основ православной культуры. Опираясь на опыт дореволюционных педагогов, автор статьи предлагает использовать для ее решения такие средства, как обращение к опыту ребенка, моделирование проблемных ситуаций и т.п. Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов начального этапа изучения опыта преподавания православной культуры в дореволюционной России и касаются наиболее актуальных для современной методики преподавания проблем
вероучительные дисциплины, Закон Божий, православная культура, урок, методика преподавания Закона Божия, способ изложения материала, поступательный способ изложения материала, совместный способ изложения материала, концентрический способ изложения матер
1. Аверинцев С. С. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: М., 1993. Т. 1.
2. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приходских школ. Астрахань, 1911.
3. Восторгов И. И., прот. Отчет за 1901–1902 гг. // Духовный Вестник Грузинского Экзархата. 1902. № 16. C. 39–40.
4. Высочайше утвержденные Положения о церковных школах ведомства православного исповедания и об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания. СПб.: Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде, 1902.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
6. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-р пед. наук. М., 2011.
7. Дивногорцева. Развитие православной педагогической культуры в современной России // Педагогика. 2011. № 4. С. 57.
8. Игумен Киприан (Ященко). Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания. М., 2012.
9. Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе. М., 1898.
10. Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года // Электронный портал Богослов.ru [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/453126.html
11. Соколов Д. П., прот. О преподавании Закона Божия (По поводу нового распределения учебных предметов по классам в гимназиях и прогимназиях С.-Петербургского учебного округа, введенного в виде опыта в 1866/67 учебном году) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1868. Ч. 137 (CXXXVII).
12. Сосунцов Е. Ф. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
13. Страхов Н. Н. Краткая методика Закона Божия с изложением общих начал и средств религиозного воспитания. М., 1891.
14. Фаддей (Успенский), арх. Тверской. Творения. Книга II: Записки по дидактике. Тверь, 2003. C. 11.
15. Ширский С. И. О преподавании закона Божия в начальных народных училищах. Кострома, 1876.
Становская Татьяна Алексеевна
Становская Т. А. Методические особенности изучения молитвы на уроках Закона Божия в православной школе: опыт дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 46-55. DOI: 10.15382/sturIV201536.46-55
Одной из основных дисциплин, которыми представлено изучение православной культуры в современных православных школах, является предмет «Основы православной веры (или Закон Божий)», который включает в себя такой важный аспект, как изучение молитв. Рассматривая существовавший в отечественной дореволюционной школе методический опыт изучения раздела молитв на уроках Закона Божия, автор статьи предлагает с целью предотвращения педагогических ошибок проанализировать и задействовать его в современных православных школах. В статье представлены некоторые методические особенности изучения молитвы на уроках Закона Божия в дореволюционной России, выявленные в ходе историкопедагогического анализа учебно-методической литературы. Одна из них связана с порядком изучения молитв в программе курса Закон Божий, который в дореволюционной практике был представлен пятью различными подходами. Также представляется важным рассмотреть в статье предлагаемые в дореволюционной методической литературе три способа изучения молитвы. Содержащиеся в статье данные могут стать необходимым материалом при разработке методических рекомендаций изучения православной культуры, в частности изучения молитв в современных православных школах.
молитва, методика изучения молитвы, основы православной веры, Закон Божий, дореволюционная школа, конфессионально-ориентированная (православная) школа
1. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
2. Ильминский Н. И. Беседы о народной школе. СПб., 1889.
Становская Татьяна Алексеевна
Становская Т. А. Педагогическое наследие законоучителей российской школы конца XIX – начала XX веков // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 93-106. DOI: 10.15382/sturIV201747.93-106
В статье рассматриваются основные педагогические идеи российских законоучителей конца XIX — начала XX в., касающиеся прежде всего поиска эффективных путей и способов преподавания основного предмета российской школы — «Закона Божия». На основе анализа документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор обозначает основные особенности складывающейся методики преподавания «Закона Божия» и характеризует ее компоненты: специфику содержания предмета и его составляющие, организационные формы, в первую очередь урок и особенности выстраивания его этапов, а также подготовки к проведению, методы — метод нравственного вывода, вступительные беседы, методы библейского повествования, метод основательного доказательства, а также представляющие наибольший интерес средства обучения и проверки результатов. Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов исследования опыта преподавания предмета «Закон Божий» в школах дореволюционной России и представляют собой изложение опыта российского образования, который может быть интересен современным педагогам, ведущим курсы основ православного вероучения и культуры.
законоучитель, Закон Божий, православная культура, педагогическое наследие, исторический опыт, методика преподавания, Священная история, катехизис, молитва, богослужение, формы организации, нравственный вывод, средства обучения, наглядные средства, проверка знаний
  1. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковноприходских школ. Астрахань, 1911.
  2. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.
  3. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  4. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пругавин, сост. СПб., 1898.
  5. Красев А. А. О преподавании «Закона Божия» в начальной народной школе. Вятка, 1904.
  6. Нозер Ф. Методика «Закона Божия», или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.
  7. Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1909.
  8. Сборник правил и программ для церковноприходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / Д. И. Тихомиров, сост. Могилев-на-Днепре, 1887.
  9. Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.
  10. Сидорский И. П. Рассказы из Священной истории. К картинкам для наглядного преподавания Священной истории: в 2 ч. СПб., 1878.
  11. Смирнов И. И. Руководствующие указания к правильной постановке учебной части в одноклассных и двухклассных начальных школ согласно Министерским программам и применительно к новым требованиям дидактики. Рига, 1914.
  12. Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по «Закону Божию»: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
  13. Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 85–94.
  14. Темномеров А., прот. Наставление в «Законе Божием». Молитвы, Священная история, богослужение Православной Церкви, о вере и жизни христианской. Пг., 1917.
  15. Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г. // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. 3.
  16. Фаддей (Успенский), архиеп. Записки по дидактике // Творения. Кн. 2. Тверь, 2003.
Становская Татьяна Алексеевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).
Становская Т. А. Методические аспекты преподавания катехизиса в православных школах России: опыт прошлого и современность. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 57-71. DOI: 10.15382/sturIV201955.57-71
С конца 80-х гг. ХХ в. при православных храмах начали возобновляться конфессиональные школы (церковно-приходские и воскресные школы, православные гимназии), в которых постепенно стали возвращать преподавание религии, однако до сих пор соответствующая методика не развита. Для решения этой проблемы автор статьи считает важным обратиться к истории вопроса. На протяжении нескольких лет сферой его научных интересов является изучение методического наследия законоучителей русской школы. В представленной статье он обращается к вопросу о методических аспектах преподавания катехизиса как важнейшей части курса «Основы православной веры» («Закон Божий»), фокусируя свое внимание главным образом на опыте дореволюционных законоучителей и соотнося его с проблемами современной школы. Решая задачу ознакомления читателей с этапами формирования содержания катехизиса, его включенности в общий курс «Закона Божия», акцентирования внимания на наиболее важных и актуальных методических проблемах изучения катехизиса, автор использует конструктивно-генетический метод (рассмотрение проблем во времени и пространстве, определение этапов в их генезисе); источниковедческий анализ трудов педагогов, нормативно-правовых актов; историко-сравнительный синтез и интерпретацию полученной информации. На основе рассмотрения документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор представляет краткую историческую справку о появлении и развитии катехизиса как особого вида религиозной литературы, содержащего в себе руководство и основные положения христианского вероучения. Методические аспекты преподавания катехизиса, представленные в трудах законоучителей второй половины XIX — начала XX в., времени, когда методика преподавания «Закона Божия» формировалась и развивалась, раскрывают основное содержание статьи. Среди них: объяснение учебного материала (знаниевая составляющая), метод преподавания (катехизическая беседа), нравственное приложение (связь с жизнью учащихся), закрепление изученного материала (метод заучивания) и др. Завершают статью размышления автора относительно состояния методики преподавания катехизиса в составе предмета «Основы православной веры» в современных православных школах России и перспективы развития методики преподавания данного тематического раздела.
катехизис, Закон Божий, Священная история, методика преподавания, православное вероучение, основы православной веры, законоучитель, объяснение материала, метод заучивания, нравственное приложение, православная школа
  1. Богданова А. А. Методика преподавания Закона Божия: в помощь учителю церковной школы. Екатеринбург, 2014.
  2. Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 7–20.
  3. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения Закону Божию. Харьков, 1913.
  4. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  5. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание апостола Павла 1-е к Коринфянам. Т. 10. Кн. 1. М., 2017.
  6. Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе. М., 1898.
  7. Положение о начальных народных училищах 1864 года // Полное собрание законов Российской империи за 1864. Т. XXXIX. СПб., 1867. С. 614–617.
  8. Проект Катехизиса Русской Православной Церкви от 2017 г. URL: http://theolcom.ru/images/2017/КатехизисСББК_Проект.pdf (дата обращения: 24.09.2019).
  9. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Правительстующим Синодом и изданный для преподавания в Училищах и для употребления всех православных Христиан. М., 1907.
  10. Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания / сост. Д. И. Тихомиров. СПб., 1903.
  11. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887.
  12. Сборник распоряжений, касающихся церковно-приходских школ и школ грамоты Петербургской епархии. СПб., 1893.
  13. Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 г. URL: http://archive.bogoslov.ru/text/print/453126.html (дата обращения: 24.09.2019).
  14. Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
  15. Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики закона Божия. Казань, 1911.
  16. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  17. Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 года // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. III. СПб., 1830. С. 1097–1127.
  18. Устав народным училищам 1786 года // Полное собрание законов Российской империи за 1784–1788. Т. XXII. СПб., 1830. С. 646–669.
  19. Устав учебных заведений, подведомых университетам, 5 ноября 1804 года // Полное собрание законов Российской империи за 1804–1805. Т. XXVIII. СПб., 1830. С. 626–644.
Становская Татьяна Алексеевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».
Становская Т. А. Изучение православного богослужения в школах России: история и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 74-93. DOI: 10.15382/sturIV202056.74-93
В статье рассматриваются методические особенности преподавания важнейшего раздела курса «Закон Божий» «Учение о богослужении» в дореволюционный период.На основе изучения уставных и регламентирующих документов и методических разработок автор выявляет цель, задачи и содержание отдела богослужения в дореволюционных школах, а также методические особенности преподавания: способы объяснения, порядок изучения, средства обучения, проверка знаний по отделу.Наиболее значимыми в данном исследовании становятся принципы, положенные в основу преподавания богослужения, которые были изучены автором ранее на основе концептуальных основ курса «Закон Божий» в целом.В заключительной части статьи автор рассматривает современное состояние методики преподавания богослужения в православных школах России (общеобразовательных школах с православным компонентом и воскресных школах). На основе анализа регламентирующих документов обозначается содержание раздела богослужений в программе курса «Основы православной веры» в современных православных школах, а также перспективы их развития с учетом опыта дореволюционных школ.Завершает статью краткий обзор основных учебно-методических пособий по изучению богослужения в современных православных школах, а также размышления автора относительно качественного развития методики преподавания основ православного вероучения в целом и богослужения в частности.
богослужение, Закон Божий, законоучитель, церковно-приходская школа, методика преподавания, принципы изучения богослужения, наглядность, способ объяснения, православное вероучение, основы православной веры, православная школа, школа с православным компонентом, учебно-методическое пособие, исторический опыт
  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij _Taushev/liturgika/ (дата обращения: 16.01.2020).
  2. Амфилохий (Радович), митр. Человек — носитель вечной жизни. М., 2005.
  3. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приходских школ. Астрахань, 1911.
  4. Ветвеницкий И., прот. Руководство к преподаванию «Закона Божия» для народных школ, городских училищ, детских приютов и элементарных занятий с детьми дома. СПб., 1899.
  5. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.
  6. Демков М. И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1913.
  7. Дивногорцева С. Ю. Антропологическая безупречность православной системы воспитания // Материалы XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (9–12 октября 2008 г.). М., 2008. С. 196–199.
  8. Зандер Л. А. Православное богослужение как основа религиозного преподавания // Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. 2. Париж, 1928. С. 75–82.
  9. Ивановский М. И., прот. Руководство к изучению «Закона Божия». Радом, 1876.
  10. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени: в 2 т. СПб., 1894. Т. 1.
  11. Михайловский В., прот. Учение о православном богослужении, составленное по новой гимназической программе. СПб., 1873.
  12. Нозер Ф. Методика «Закона Божия» или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.
  13. Перечень примерных программ к Стандарту православного компонента начального (общего), основного (общего), среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. URL: https://pravobraz.ru/perechen-primernyxrabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.01.2020).
  14. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887.
  15. Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.
  16. Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики «Закона Божия». Казань, 1911.
  17. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации / Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 апреля 2015 г. URL: https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnojprogrammy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogouchrezhdeniya-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).
  18. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации / Утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 г., журнал № 16. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-vvoskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).
  19. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  20. Становская Т. А. Методические особенности изучения молитвы на уроках «Закона Божия» в православной школе: опыт дореволюционной школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 46–55.
  21. Фаддей (Успенский), архиеп. Творения. Кн. 2. Записки по дидактике. Тверь, 2003.
Становская Татьяна Алексеевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Статья поддержана Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».