/
Результат поиска


Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 85-94. DOI: 10.15382/sturIV201434.85-94
Возрождение интереса к православной культуре в России естественным образом отражается на отечественном образовании: создание воскресных школ и православных гимназий, введение религиозного компонента в общеобразовательную школу (модуль «Основы православной культуры» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»). Однако до сих пор остаются актуальными проблемы, связанные с методикой преподавания православной культуры как в конфессионально-ориентированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных. В статье рассматриваются некоторые проблемы и особенности методики преподавания православной культуры в дореволюционной России, выявленные в ходе анализа учебно-методической литературы. Одной из первых обозначена проблема построения программы преподавания Закона Божия для воскресных школ и православных гимназий, выбор способа изложения материала, которых в дореволюционной практике было три: поступательный, совместный и концентрический. Каждый из них имел свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке современных программ, направленных на изучение православной культуры. Второй важной проблемой, имеющей первоочередное значение для современной методики преподавания православной культуры, является, по мнению автора, проблема нравственно-ориентированной составляющей уроков Закона Божия и Основ православной культуры. Опираясь на опыт дореволюционных педагогов, автор статьи предлагает использовать для ее решения такие средства, как обращение к опыту ребенка, моделирование проблемных ситуаций и т.п. Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов начального этапа изучения опыта преподавания православной культуры в дореволюционной России и касаются наиболее актуальных для современной методики преподавания проблем
вероучительные дисциплины, Закон Божий, православная культура, урок, методика преподавания Закона Божия, способ изложения материала, поступательный способ изложения материала, совместный способ изложения материала, концентрический способ изложения матер
1. Аверинцев С. С. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: М., 1993. Т. 1.
2. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приходских школ. Астрахань, 1911.
3. Восторгов И. И., прот. Отчет за 1901–1902 гг. // Духовный Вестник Грузинского Экзархата. 1902. № 16. C. 39–40.
4. Высочайше утвержденные Положения о церковных школах ведомства православного исповедания и об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания. СПб.: Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде, 1902.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
6. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-р пед. наук. М., 2011.
7. Дивногорцева. Развитие православной педагогической культуры в современной России // Педагогика. 2011. № 4. С. 57.
8. Игумен Киприан (Ященко). Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания. М., 2012.
9. Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе. М., 1898.
10. Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года // Электронный портал Богослов.ru [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/453126.html
11. Соколов Д. П., прот. О преподавании Закона Божия (По поводу нового распределения учебных предметов по классам в гимназиях и прогимназиях С.-Петербургского учебного округа, введенного в виде опыта в 1866/67 учебном году) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1868. Ч. 137 (CXXXVII).
12. Сосунцов Е. Ф. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
13. Страхов Н. Н. Краткая методика Закона Божия с изложением общих начал и средств религиозного воспитания. М., 1891.
14. Фаддей (Успенский), арх. Тверской. Творения. Книга II: Записки по дидактике. Тверь, 2003. C. 11.
15. Ширский С. И. О преподавании закона Божия в начальных народных училищах. Кострома, 1876.
Становская Татьяна Алексеевна
Становская Т. А. Методические особенности изучения молитвы на уроках Закона Божия в православной школе: опыт дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 46-55. DOI: 10.15382/sturIV201536.46-55
Одной из основных дисциплин, которыми представлено изучение православной культуры в современных православных школах, является предмет «Основы православной веры (или Закон Божий)», который включает в себя такой важный аспект, как изучение молитв. Рассматривая существовавший в отечественной дореволюционной школе методический опыт изучения раздела молитв на уроках Закона Божия, автор статьи предлагает с целью предотвращения педагогических ошибок проанализировать и задействовать его в современных православных школах. В статье представлены некоторые методические особенности изучения молитвы на уроках Закона Божия в дореволюционной России, выявленные в ходе историкопедагогического анализа учебно-методической литературы. Одна из них связана с порядком изучения молитв в программе курса Закон Божий, который в дореволюционной практике был представлен пятью различными подходами. Также представляется важным рассмотреть в статье предлагаемые в дореволюционной методической литературе три способа изучения молитвы. Содержащиеся в статье данные могут стать необходимым материалом при разработке методических рекомендаций изучения православной культуры, в частности изучения молитв в современных православных школах.
молитва, методика изучения молитвы, основы православной веры, Закон Божий, дореволюционная школа, конфессионально-ориентированная (православная) школа
1. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
2. Ильминский Н. И. Беседы о народной школе. СПб., 1889.
Становская Татьяна Алексеевна
Становская Т. А. Педагогическое наследие законоучителей российской школы конца XIX – начала XX веков // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 93-106. DOI: 10.15382/sturIV201747.93-106
В статье рассматриваются основные педагогические идеи российских законоучителей конца XIX — начала XX в., касающиеся прежде всего поиска эффективных путей и способов преподавания основного предмета российской школы — «Закона Божия». На основе анализа документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор обозначает основные особенности складывающейся методики преподавания «Закона Божия» и характеризует ее компоненты: специфику содержания предмета и его составляющие, организационные формы, в первую очередь урок и особенности выстраивания его этапов, а также подготовки к проведению, методы — метод нравственного вывода, вступительные беседы, методы библейского повествования, метод основательного доказательства, а также представляющие наибольший интерес средства обучения и проверки результатов. Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов исследования опыта преподавания предмета «Закон Божий» в школах дореволюционной России и представляют собой изложение опыта российского образования, который может быть интересен современным педагогам, ведущим курсы основ православного вероучения и культуры.
законоучитель, Закон Божий, православная культура, педагогическое наследие, исторический опыт, методика преподавания, Священная история, катехизис, молитва, богослужение, формы организации, нравственный вывод, средства обучения, наглядные средства, проверка знаний
  1. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковноприходских школ. Астрахань, 1911.
  2. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.
  3. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  4. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пругавин, сост. СПб., 1898.
  5. Красев А. А. О преподавании «Закона Божия» в начальной народной школе. Вятка, 1904.
  6. Нозер Ф. Методика «Закона Божия», или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.
  7. Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1909.
  8. Сборник правил и программ для церковноприходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / Д. И. Тихомиров, сост. Могилев-на-Днепре, 1887.
  9. Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.
  10. Сидорский И. П. Рассказы из Священной истории. К картинкам для наглядного преподавания Священной истории: в 2 ч. СПб., 1878.
  11. Смирнов И. И. Руководствующие указания к правильной постановке учебной части в одноклассных и двухклассных начальных школ согласно Министерским программам и применительно к новым требованиям дидактики. Рига, 1914.
  12. Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по «Закону Божию»: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
  13. Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 85–94.
  14. Темномеров А., прот. Наставление в «Законе Божием». Молитвы, Священная история, богослужение Православной Церкви, о вере и жизни христианской. Пг., 1917.
  15. Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г. // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. 3.
  16. Фаддей (Успенский), архиеп. Записки по дидактике // Творения. Кн. 2. Тверь, 2003.
Становская Татьяна Алексеевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).