/
Результат поиска


Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 66-74.
PDF
В статье рассматривается значение традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка и то влияние, какое оно оказывает на сближение членов семьи. К сожалению, констатирует автор, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить.
Соловьева Юлия Ивановна
Соловьева Ю. И. Пути оптимизации процесса становления читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 125-135.
PDF
Автор рассматривает актуальную для современной школы проблему воздействия средств массовой коммуникации на формирующуюся личность ребенка, становление его общекультурного уровня и читательских интересов. Как один из возможных путей оптимизации процесса развития читательской деятельности младшего школьника в современных условиях представлена программа комплексного формирования читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника «Я – читатель и зритель».
Соловьева Юлия Ивановна
Соловьева И. В. Традиции опеки у русских крестьян в конце XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 4 (41). С. 53-59.
PDF
В статье рассматриваются сведения об опеке у русских крестьян на основании материалов «Частного этнографического бюро» — архива, созданного князем В. Н. Тенишевым в 1898 г. для изучения жизни крестьян Центральной России. Автор приходит к заключению, что основами опеки сирот у крестьян являлись христианская этика, общинный уклад и нормы обычного права.
крестьяне, опека, опекун, попечение, сирота, сход, община, мир, этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева
Соловьева Ирина Вячеславовна
Соловьева Л. В. Сиенская школа эмали в 1-й пол. XIV в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 9-20. DOI: 10.15382/sturV201415.9-20
В статье рассматриваются основные направления в эмальерном искусстве Сиены 1-й пол. XIV в. Экономический и политический подъем Сиенской коммуны способствовал расцвету разных видов искусств, в том числе и ювелирного дела. Искусство Сиены в этот период испытывало сильное влияние французской готики. Несмотря на значительный рост производства светских ювелирных изделий, основную статью заказа для мастеров составляли культовые предметы из серебра и золота: потиры, кресты, реликварии. В это время сиенские ювелиры изобрели и совершенствовали новую технику эмали — прозрачную эмаль по серебряному невысокому рельефу, которая давала мастеру возможность передать в эмали светотеневые моделировки. Эмалевые плакетки не только выполняли декоративную функцию, но и иллюстрировали иконографическую программу произведения. В 30–40-е гг. XIV в. наблюдается пик расцвета прозрачной эмали, когдамастера, значительно расширив диапазон цветов, попытались придать прозрачной эмали функции живописи. В этот период создаются вещи синтетического характера, как, например, реликварий из собора в Орвьето. Примечательно, что мастера-эмальеры в своих композициях ориентировались на произведения таких живописцев Сиены, как Дуччо и братья Лоренцетти.
треченто, готика, прозрачная эмаль, рельеф, ювелирное искусство, техника, сиенские ювелиры, потир, реликварий
1. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Треченто. М., 1959. Том. II.
2. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
3. Bemporad D. 1980 “Oreficeria ed avori”, in Il Tesoro della Basilica di S. Francesco ad Assisi, Perugia, 1980, pp. 87–152.
4. Carli E. Il Reliquario del Corporale ad Orvieto, Milano, 1964.
5. Cioni E. Scultura e smalto nell`oreficeria senese dei secoli XIII e XIV, Firenze, 1998.
6. Collareta M., Levi D. Calici italiani. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1983.
7. Freeman M. B. 1963 “A Shrine for a Queen”, in The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1963, vol. 21/10.
8. Gauthier M. Les Émaux du moyen age occidental, Friburg, 1972.
9. Molinier E. 1888 “Iventaire du tresor du Sain-Siege sous Boniface VIII (1295)“, in Bibliotheque de l`Ecole des Chartes, 1888, vol. 49.
10. Robinson J. Masterpieces. Medieval Art, London, 2008.
Соловьева Лариса Валентиновна
Соловьева Л. В. Флорентийские эмали первой половины XIV в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 113-124. DOI: 10.15382/sturV201520.113-124
В статье рассматриваются основные художественные тенденции в эмальерном деле Флоренции в 1-й пол. XIV в. В этот период искусство флорентийских ювелиров было на подъеме, особое предпочтение они оказывали технике эмали. Флорентийские мастера широко использовали как уже издавна известную технику выемчатой эмали, так и новую прозрачную эмаль по невысокому серебряному рельефу. Техника прозрачной эмали была заимствована флорентийскими ювелирами у мастеров Сиены. В отличие от сиенских ювелиров, флорентийские мастера ориентировались не на готическое искусство Франции, а на искусство проторенессанса в лице своего соотечественника Джотто. В то же время в творчестве флорентийских эмальеров наблюдаются реминисценции некогда мощного византийского влияния, как, например, в алтарном фризе Андреа Пуччи Сарди. Эмалевые миниатюры не только украшали ювелирные произведения, но и воплощали иконографическую программу литургических изделий. Одним из самых крупных флорентийских мастеров этого периода был ювелир Андреа Ардити, серебряный потир которого хранится в собрании Музеев Московского Кремля.
треченто, готика, проторенессанс, византийское влияние, искусство Джотто, Андреа Пуччи Сарди, Андреа Ардити, выемчатая эмаль, прозрачная эмаль, ювелирное искусство, техника, флорентийские ювелиры, потир, реликварий
1. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. М., 2004.
2. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Треченто. М., 1959. Т. II.
3. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
4. Челлини Б. Жизнеописания. Трактаты. Поэзия. СПб., 2003.
5. Arnolfo alle origini del Rinascimento italiano: Catalogo della mostra, Firenze, 2005.
6. Atti del I Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, 1984, vol. 14/2.
7. Atti del II Convegno sugli smalti traslucidi italiani, Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1988, vol. 18.
8. Atti del III Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1991, vol. 21.
9. Atti del IV Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1994, vol. 24.
10. Atti del V Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1997. vol. 4/2.
11. Cocchi A. Degli antichi reliquary di S. Maria del Fiore e di S. Giovanni a Firenze, Firenze, 1901, pp. 17.
12. Collareta M., Levi D. Calici italiani. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1983.
13. Gauthier M. Les Émaux du moyen age occidental, Friburg, 1972.
14. L’Orefi ceria nella Firenze del Quatrocento: Catalogo della mostra, Firenze, 1977.
15. Orefi ceria sacra italiana. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1988.
16. Strocchi C. 1988 “Lo smalto traslucido a Firenze: prime osservazioni sulla bottega di Andrea Arditi”, in Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1988, vol. 18, pp. 137–150.
17. Strozzi B. P. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 2014.
18. Venturi A. Storia dell`arte italiana, Milano, 1904, vol. 4.
Соловьева Лариса Валентиновна