/
Результат поиска


Склярова Т. В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребенке // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 114-133.
PDF
В статье рассматривается понятие воли, описанное в работах К.Д. Ушинского, У. Джемса, Л.С. Выготского, с позиции учения о человеческой воле в христианской антропологии, заложенного в трудах преподобного Максима Исповедника. Связывая этапы волевого становления в детстве с постепенным нарастанием свободы выбора у детей, автор определяет основные положения воспитания воли в русле теории возрастных кризисов Л.С. Выготского. В каждом кризисном периоде развития ребенка вызревает очередное новообразование воли, свойственное данному возрасту.
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Высшее педагогическое образование: проблемы формироваания профессионального мировоззрения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 56-67.
PDF
На сегодняшний день проблемы отражения религиозного мировосприятия в педагогических теориях часто обусловлены их неадекватностью основным теологическим положениям. Вольная трактовка авторами учебных пособий и программ, например, «своего представления о православии» часто не имеет ничего общего ни с православным учением, ни с педагогической теорией. Обращение к теологии как к отрасли научного знания позволит выработать в системе высшего педагогического образования два основных критерия качественной подготовки учителей российских школ – христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. В подтверждение этой мысли автор приводит слова замечательного русского педагога К.Д. Ушинского: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое скорее всего ведет к сомнению в религии, а потом к безверию». Автор проводит мысль, что убеждения человека формируются знаниями, они приобретают для человека субъективный, личностный смысл, то есть переходят во внутреннюю позицию личности. И чем выше, качественнее эти знания, тем более качественной будет и мировоззренческая позиция человека.
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 58-86.
PDF
Автор анализирует аспекты социально-педагогической деятельности в религиозных общинах не только в нашей стране, но и зарубежом, а разработанная им схема содержания профессиональной деятельности социального педагога в православной общине позволяет определить область общенаучной – педагогической, психологической, социальной – подготовки будущего специалиста, а также область его конфессиональной подготовки.
Склярова Татьяна Владимировна
Быкова О. Н., Склярова Т. В. Из истории призрения осиротевших детей в России и Европе: нравственно-правовой аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 66-82.
PDF
В статье на материале истории призрения осиротевших детей в России и Европе рассматриваются условия жизни, основные цели и задачи воспитания, существовавшие в учреждениях для детей, утративших родительское попечение. На основании этого исследования показано, что цель и задачи воспитания в детских домах не отражают потребностей развития личности самого ребенка и его права регламентируются с трудом. Более того, в числе основных причин гибели младенцев в воспитательных домах, по мнению авторов, можно назвать полное отсутствие личностного общения с младенцем и замену его на институциональный принцип обслуживания, когда персонал лишь выполнял свои служебные обязанности.
Быкова Ольга Николаевна
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В., Тукиш В. А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 116-128.
PDF
В этом году исполняется 30 лет со дня прославления Русской Православной Церковью Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, создателя и устроителя Американской церкви, выдающегося русского миссионера, который оказал значительное влияние на формирование христианской культуры коренных жителей Аляски, Алеутских островов. В статье рассматриваются педагогические идеи святителя, сформулированные им в проповедях, научно-исследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, письмах. Проведенный авторами контент-анализ материалов, содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), дает основания утверждать, что его педагогические идеи образуют собой единую смысловую систему.
Склярова Татьяна Владимировна
Тукиш Виктория Александровна
Быкова О. Н., Склярова Т. В. Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 92-109.
PDF
В этом исследовании авторы проводят сравнительный анализ таких форм призрения детей, как патронат, опека и усыновление, и приходят к выводу о том, что наиболее оптимальным способом устроения детей-сирот является усыновление. Помимо нравственного аспекта эта форма призрения дает возможность полноценного воспитания ребенка и вхождения его во взрослую жизнь равноправным членом общества. При этом не отрицаются и другие формы призрения детей, так как они являются вынужденной необходимостью.
Быкова Ольга Николаевна
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Протоиерей Сергий Четвериков. О религиозных запросах детей и подростков (с пастырской точки зрения) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 168-194.
PDF
Вниманию читателей предлагается первый выпуск журнала «Вопросы религиозного воспитания и образования», вышедшего в 1927 г. в Париже, в частности, статья протоиерея Сергия Четверикова и предисловие В.В. Зеньковского в соавторстве с И.А. Лаговским. В журнале помимо указанных материалов были напечатаны также следующие статьи: Зеньковский В.В. «Церковь и школа»; Лаговский И.А. «Антирелигиозная пропаганда»; Шидловская С.С. (в замужестве Куломзина) «Эволюция методов религиозного воспитания в Америке». Первый выпуск заканчивался библиографией и хроникой религиозно-педагогического совещания, прошедшего в Париже 6–9 сентября того же года.
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 20-40.
PDF
В статье рассматриваются процессы восприятия детьми материалов духовного и нравственного содержания в связи с возрастными особенностями их развития, которые необходимо учитывать при становлении структуры их самосознания, а также влияние духовно-нравственного компонента в учебном процессе на разностороннее развитие детской психики. Автор настаивает на том, что учет психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребенка, что в конечном итоге формирует у него устойчивое мировоззрение. Исследование автора ориентировано на реализацию в учебном процессе «Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура”».
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В., Тукиш В. А. Педагогический аспект просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки в России в XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 74-93.
PDF
Характерной особенностью развития современной теории и истории педагогики является поиск точек пересечения светского и религиозного, государственного и церковного образования и воспитания. Решение этой проблемы побуждает исследователей обращаться к накопленному опыту в истории отечественного образования и культуры. Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, до сих пор мало изучена в историко-педагогическом ключе. Вместе с тем его жизнь и деятельность оказали огромное влияние на становление российской культурно-образовательной политики середины XIX века.
Склярова Татьяна Владимировна
Тукиш Виктория Александровна
Склярова Т. В. Православная школа как среда социализации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 25-27.
PDF
В статье дается краткий анализ причин более эффективного, по сравнению с городскими православными школами, процесса социализации учащихся в сельских школах. Автор делает вывод, что одна из причин этого заключается в минимальном расхождении восприятия сельским школьником реальной жизни окружающего социума и проводимой в стенах его школы учебно-воспитательной деятельностью. Эффективность процесса адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное восприятие своего социального существования, что наиболее характерно для подростка в городской среде, приводит к серьезным нарушениям процесса социализации и учебно-воспитательной деятельности.
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7-17.
PDF
В статье рассматриваются ведущие направления исследований религиозной социализации в современной педагогике и социологии. Проанализированы и обобщены материалы исследователей, стоящих на различных методологических позициях в изучении процессов освоения религиозной традиции в постсоветской России. На конкретных примерах описания механизмов освоения религиозной традиции ислама и православия автор показывает специфику методологии исследования религиозной социализации и предлагает ее определение.
религиозность, религиозная социализация, воцерковление, методология исследований религиозной социализации.
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 15-25.
PDF
В статье рассматриваются представления о религиозном воспитании отечественных исследователей начала XX в. Приведенные данные сопоставляются с современными дискуссиями о значении и содержании религиозного образования, цели и структуре религиозного воспитания и его взаимосвязи с процессом религиозной социализации.
Религиозное воспитание, конфессиональность и внеконфессиональность религиозного образования
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Двадцатый номер журнала: что сделано и что предстоит сделать // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 5-8.
PDF
Отчет и размышления научного редактора серии
Склярова Татьяна Владимировна
Метлик И. В., Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7-23.
PDF
В статье рассматривается проблема стандартизации религиозного образования Русской Православной Церкви в средней школе в контексте процессов возрастания влияния Церкви на общественную жизнь, развития государственно-конфессиональных отношений, институционализации религиозного образования в Российской Федерации в постсоветский период. Анализируются подходы к решению данной проблемы, предлагается формат разработки стандарта православного компонента общего образования в православных школах и в иных общеобразовательных учреждениях (учебные предметы, курсы, модули православной культуры).
образование, религиозное образование, система образования, религиозное образование Русской Православной Церкви, православное образование, общеобразовательная школа, православный компонент общего образования, стандартизация общего образования
Метлик Игорь Витальевич
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7-12.
PDF
В статье рассматриваются теоретические подходы к преподаванию религиозной культуры в современной школе на примере предмета «Основы православной культуры»; охарактеризованы общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры; сформулированы особенные принципы преподавания православной культуры — христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.
религиозное образование, религиозная культура, методика преподавания православной культуры
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 61-66.
PDF
В статье охарактеризованы два теоретических подхода к исследованию практики социального воспитания. Первый подход рассматривает интеграцию воспитательных сил общества, второй связан с выявлением проблемных зон педагогической деятельности общества. В русле первого подхода православная педагогическая традиция рассматривает единство и взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Социальная педагогика в православной общине изучает пути и возможности интеграции воспитательных сил семьи, религиозной общины и общества. Автором статьи выявлена и названа главная цель деятельности социального педагога в общине — введение членов общины в церковный уклад жизни. Взаимодействие социального педагога с различными по возрасту, социальному и семейному статусу категориями верующих граждан, помощь в эффективной социализации членов общины, их социальная поддержка, религиозное воспитание и социализация помогают достижению названной цели. Классификация форм и методов деятельности социального педагога в православной общине отражает его общие и особенные функции. К общим относятся все функции социального педагога — организаторская, посредническая, коммуникативная, предупредительно-профилактическая, охранно-защитная, диагностическая, прогностическая, коррекционно-реабилитационная, воспитательная. К особенным относятся такие функции социального педагога в православной общине, как социальнокаритативная (милосердная) и миссионерско-катехизаторская. Названные функции определяют совокупность методов и технологий профессиональной деятельности социального педагога в православном приходе, на усвоение которых должна быть направлена его профессиональная подготовка. Все многообразие методов и технологий распределено на пять направлений — коммуникативное, юридическое, исследовательское, социальнопедагогическое и конфессиональное. Названные направления дают ориентиры для привлечения специалистов из разных отраслей научной и профессиональной деятельности к подготовке социальных педагогов к работе в православной общине.
социальное воспитание, социальная педагогика, православная община; функции, методы и технологии работы социального педагога в религиозной общине
1. Mudrik A. V. Vvedenie v social'nuju pedagogiku (Introduction to Social Pedagogics), Moscow, Voronezh, 1997.
2. Mudrik A. V. Vvedenie v social'nuju pedagogiku (Introduction to Social Pedagogics), Moscow, 2009.
3. Natorp Paul'. Social'naja pedagogika. Teorija vospitanija voli na osnove obshhnosti (Social Pedagogics. Theory of Education of Will on Basic of Community), Saint-Petersburg, 1911.
4. Patriarh Moskovskij i vseja Rusi Kirill. Pravoslavnyj prihod vnov' dolzhen stat' centrom social'noj zhizni. Rech' na zakrytii Olimpiady shkol'nikov po Osnovam pravoslavnoj kul'tury 15.04.2010 (Orthodox Parish Must Become Again to Center of Social Life. Speech of Closing of School Contest for Grounds of Orthodox Culture 15.04.2010), in http://www.otechestvo.org.ua/main/20104/1540.htm.
5. Skljarova T. V. Idei social'nogo vospitanija v rabotah russkih religioznyh myslitelej (Ideas of Social Education in Works of Russian Religious Thinkers), in http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=33.
6. Galaguzova M. A. (ed.) Social'naja pedagogika: kurs lekcij. Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij (Social Pedagogics: Lecture Course. Textbook for Students), Moscow, 2003.
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 22-28. DOI: 10.15382/sturIV201539.22-28
В статье охарактеризовано многообразие подходов к изучению субъектной позиции учащихся в современных психолого-педагогических исследованиях. Обнаружена парадоксальная закономерность: педагоги предлагают формировать субъектную позицию учащихся не в учебной, а в других видах деятельности — поисковой, творческой, исследовательской, экспертной. Автор статьи характеризует учебную деятельность учащегося как опыт его самоизменения, что позволяет соотнести ее с религиозными ценностями. В православной христианской традиции учеба рассматривается как частный случай покаяния. Необходимыми условиями развития субъектной позиции учащегося названы получение удовольствия от учебы и осознание смысла учебной деятельности в будущем. Становлению субъектной позиции учащегося в процессе изучения религиозных ценностей способствует конструирование учебных материалов, реализующее названные условия. Учебный материал определен автором как особым образом структурированная информация, которая используется в учебном процессе; она раскрывает, воплощает и иллюстрирует содержание определенного учебного предмета (или его части), а также содержит способы его усвоения и воспроизведения.
субъектная позиция учащегося, религиозные ценности, обучение религии, учебные материалы
1. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. М., 2005.
2. Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 98–109.
3. Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М., 2008. URL: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2012/04/subject2008.pdf
4. Ученик — субъект образовательного процесса / А. Н. Тубельской, Г. А. Бирюкова, ред. М., 2005.
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9-16. DOI: 10.15382/sturIV201640.9-16
В статье охарактеризовано православное образование как тип религиозного образования. Сформулировано определение православного образования и охарактеризована его структура в современной России. Предложена модель системы православного образования, включающая начальную, основную, профессиональную ступени и ступень научной подготовки, приведена общая характеристика этих ступеней. Сформулированы проблемы выявления содержания православного образования.
содержание образования, православное образование, ступени и уровни образования, стандартизация православного образования.
1. Брунер Дж. Процесс обучения / А. Р. Лурия, ред. М., 1962.
2. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин, ред. М., 1982.
3. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М., 2012.
4. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2001.
5. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1989.
6. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
7. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
8. Реестр православных образовательных организаций (URL: https://pravobraz.ru/reestrpravoslavnyx-obrazovatelnyx-organizacij ).
9. Склярова Т. В., Метлик И. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4. С. 7–24.
10. Сорокин Н. А. Содержание образования // Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, ред. М., 1988.
11. Усатов А., свящ. Оглашение на современном этапе (URL: http://azbyka.ru/katehizacij a/oglashenie-na-sovremennon-etape.shtml).
Склярова Татьяна Владимировна
Склярова Т. В., Джероян М. С. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 9-23. DOI: 10.15382/sturIV201643.9-23
В статье анализируется опыт стандартизации школьного образования Великобритании по включению ценностей в содержание образования. Авторы выделяют четыре этапа с 1988 г. по настоящее время и связывают их с разработкой Единого учебного плана и реформой образования в Великобритании (1987–1988), принятием Закона об образовании и Национальным форумом ценностей (1992–1996), принятием Законов об образовании 2002, 2005 г. (2002–2005) и Закона о продвижении Британских ценностей в образовании 2014 г. (2014 — по наст. вр.). В работе приводятся фактические данные о реализации в школах Великобритании социального, культурного, духовного и нравственного воспитания/развития учащихся; характеризуются условия интеграции в школьное образование элементов религиозного образования и воспитания; приводятся примеры современного переосмысления концепции мультикультурализма, определения роли религии в современной школе и обществе, а также решения вопросов о том, каким образом светское государство должно поддерживать религиозное многообразие и терпимость.
религиозное образование, религиозное воспитание, духовное развитие школьников, содержание образования, ценности в содержании образования
1. Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании // Новые исследования в образовании: Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68–83.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-ivospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html.
3. Стратегия развития воспитания в России до 2025 года. URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
4. «Троянский конь» исламизма. URL: http://www.svoboda.org/a/25359609.html.
5. Further and Higher Education Act 1992. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1992/13.
6. Handbook for secondary teachers in England www.nc.uk.net Key stages 3 and 4 Revised 2004. URL: http://www.education.gov.uk/publications/eOrderingDownload/QCA-04-1374.pdf.
7. Promoting and evaluating pupils’ spiritual, moral, social and cultural development. URL: http://www.gloucester.anglican.org/content/pages/documents/1354799219.pdf.
8. SCAA (1996b) The National Forum for Values in Education and the Community: Consultation on Values in Education and the Community. L.: SCAA.
9. School Curriculum and Assessment Authority (1996) Education for Adult Life: The Spiritual and Moral Development of Young People: A Summary Report, SCAA, Discussion papers № 6.
10. School Curriculum and Assessment Authority (1996b) // The National Forum for Values for Values in Education and the Community: Final Report and Recommendations, SCAA/96/43, London: SCAA.
Склярова Татьяна Владимировна
Джероян Мария Сергеевна
Агеева А. В., Склярова Т. В. Методологические основы исследования учебных пособий для начального православного образования детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 11-17. DOI: 10.15382/sturIV201747.11-17
Охарактеризованы ведущие научные подходы к исследованию структуры и содержания учебных пособий для начального православного образования. В качестве основных названы культурологический, литературоведческий, психолого-педагогический, деятельностный и теологический подходы для изучения литературы по начальному религиозному образованию. В статье рассматривается как совокупность названных подходов и предлагаемых методов позволяет обнаружить средства, которыми достигаются учебные цели и задачи; определять, учебные ли это цели и задачи; выявлять способы деятельности по усвоению учебного материала. Детально охарактеризованы методы контент-анализа по принципу построения синквейна и инверсии учебных задач. Материалы статьи могут быть использованы для проведения экспертизы и рецензирования, стать ориентирами для авторов учебных пособий, могут быть положены в основу разработки единого учебно-методического комплекта для начального православного образования детей.
Начальное религиозное образование, православное образование, учебные пособия, методология исследования учебной литературы, контент-анализ учебной литературы
  1. Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 15.
  2. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. М., 2005.
  3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200602110
  4. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. Вып. 7. С. 97.
Агеева Антонина Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Склярова Татьяна Владимировна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан Педагогического факультета;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.
Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Начальная ступень православного образования: конструирование содержания, принципы разработки учебных пособий и методик преподавания», реализуемого при финансовой поддержке Фонда развития ПСТГУ 05-0616/КИП 2.
Трунина О. К., Склярова Т. В. Проектирование программы предмета «Православная культура» в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования (5–9 классы) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 11-21. DOI: 10.15382/sturIV201849.11-21
В статье исследованы подходы к проектированию программы предмета «Православная культура» в составе обязательной для изучения в 5–9 классах образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Названы концептуальные основы разработки содержания предмета: логическое продолжение изучаемого в начальной школе модуля «Основы православной культуры», нацеленность предмета на решение задач общего образования, соответствие требованиям образовательных стандартов в части формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Проектирование личностных результатов освоения программы предмета основано на социокультурных линиях развития подростков (М. Р. Битянова): становлении мировоззрения и самосознания, развитии рефлексии, проектности, ценностного самоопределения и способности к сотрудничеству и диалогу. Характеристики личностных образовательных результатов, достигаемых при изучении православной культуры, приведены в статье. Предложена модель конструирования содержания образования по данному предмету, включающая основные и дополнительные содержательные линии, приведены их характеристики. Сформулированы главные темы изучения предмета по каждому году обучения, предложены цели и задачи. Названы ведущие принципы конструирования предмета, показаны основные и вариативные темы для каждого года обучения. Проект программы предмета «Православная культура» для основного общего образования представлен в форме таблицы.
федеральный государственный образовательный стандарт, основное общее образование, духовно-нравственная культура, духовное развитие, православная культура, основы религиозных культур и светской этики, образовательная область, актуальные социокультурные линии развития подростков
  1. Письмо Минобрнауки России «О методических рекомендациях». URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismominobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsiyakh-odnkr.html
  2. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: “Основы религиозных культур и светской этики” и “Основы духовно-нравственной культуры народов России”». URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastejosnovy-relig.html
  3. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», М., 2002.
  4. Склярова Т. В., Битянова М. Р., Беглова Т. В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза, 2017.
Трунина Ольга Константиновна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №17"; Московская область, г. о. Балашиха, Балашихинский район, мкр Салтыковка, Разинское ш., 27а;
Должность: учитель ОРКСЭ;
ORCID: 0000-0002-6343-2076;
Электронный адрес: trun-ok@mail.ru.
Склярова Татьяна Владимировна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
Должность: декан педагогического факультета;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.
Работа выполнена в рамках проекта «Общероссийская олимпиада школьников “Основы православной культуры”», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов в соответствии с договором № 17-1-006284 о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.