/
Результат поиска


Скворцов П. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения учащимися начальной школы наблюдений за сезонными изменениями в природе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 9-19. DOI: 10.15382/sturIV201538.9-19
Одним из показателей успешности обучения на ступени начального общего образования является достижение учащимися метапредметных результатов, проявляющихся через универсальные учебные действия младших школьников. Очевидно, что указанный результат может быть получен только при планомерной и поэтапной совместной работе учащихся и учителя начальных классов. В данной статье представлены результаты исследования по выявлению эффективности формирования у учащихся младших классов познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе. Показаны этапы формирования понятия как мысленной модели реальности и развития у младших школьников умения обобщения на базе формирующегося в ходе наблюдений чувственного опыта и получаемой учащимися информации. Приведены примерные методические разработки занятий по целенаправленному формированию умения обобщения, как важнейшего из познавательных универсальных учебных действий, на основе результатов наблюдений за изменениями в природе своей местности.
обобщение, приемы обобщения, восприятие, представление, понятие, наблюдения за сезонными изменениями природы.
1. Анастасова Л. П., Клепинина З. А., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии: Пособие для учителя / проф. Д. И. Трайтак, общ. ред. М., 1981.
2. Дюмина С. В. Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 17–29.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2008.
4. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы современного биологического образования. М., 1991.
5. Новейший философский словарь. Минск, 2003.
6. Скаткин М. Н. Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе. М., 1946.
7. Скворцов П. М. Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования. М., 2014.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010. П. 9, 11.
9. Шаповаленко С. Г. Методы научного исследования в области методики химии // Известия АПН РСФСР. 1946. Вып. 4. С. 65.
Скворцов Павел Михайлович