/
Результат поиска


Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 32-43. DOI: 10.15382/sturIV201747.32-43
В статье теоретически обоснованы содержательные и процессуальные характеристики ценностно-смыслового взаимодействия в процессе духовного воспитания школьников. В основу решения рассматриваемой в статье проблемы положены аксиологический, культурологический и гуманитарно-ценностный подходы. Авторы исходят из понимания духовного воспитания как ценностно-смыслового феномена и рассматривают в качестве важнейшей его составляющей восхождение к ценностям. На основе анализа выводов и положений, сформулированных в философских, богословских, психологических и педагогических исследованиях, уточнены понятия «ценность» и «смысл», конкретизированы научные представления о педагогическом содержании данных категорий. Обоснована целесообразность присвоения ценностей в процессе ценностно-смыслового педагогического взаимодействия, в основе которого лежит диалог как способ присвоения ценностей на основе «открытия» в них школьниками культурных смыслов. В качестве участников ценностно-смыслового взаимодействия в рамках диалога рассматриваются педагог, обучающиеся и та культура, явление которой выступает содержанием диалога. Обоснована логика организации ценностно-смыслового взаимодействия, представляющая собой единство четырех этапов: подготовительного; этапа предъявления ценности через демонстрацию явления культуры; этапа раскрытия содержания ценности; этапа организации предметной деятельности школьников.
духовное воспитание, ценности, смыслы, ценности православной культуры, взаимодействие, ценностно-смысловое взаимодействие, присвоение ценностей, диалог
  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
  3. В России утвержден список духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/
  4. Васильева С. В. К проблеме ценностей в психологии. URL: http://humanpsy.ru/vasilieva/zennosti
  5. Гольденберг М. Л. Организация смыслотворческой деятельности старшеклассников в процессе освоения национально-регионального компонента содержания образования. Петрозаводск, 2005.
  6. Древнегреческо-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост.; С. И. Соболевский, ред. М., 1958. Т. 1. С. 1034.
  7. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. URL: http://www.agnuz.info/tl_fi les/library/books/Zenkovskiy/page12.htm
  8. Коротаева А. С. Полидисциплинарный подход к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций. URL: http://mir.spbu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=63:mns-15-5-11&Itemid=32&tmpl=component&print=1
  9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
  10. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.
  11. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. URL: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/aismontas/ch8_4.html
  12. Психологический словарь. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1098
  13. Розина О. В. Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/39770.php
  14. Сурина И. А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 162–164.
  15. Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцев, сост. М., 1995. С. 216–227.
  16. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе. М., 2012.
Соловцова Ирина Афанасьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.
Сиротина Елена Арнольдовна
Место работы: «Центр “Истоки” Волгограда»; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32;
Должность: зам. директора по научно-методической работе;
ORCID: 0000-0002-4222-4702;
Электронный адрес: sea_sirotina@mail.ru.
Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9-21. DOI: 10.15382/sturIV201952.9-21
Статья представляет собой попытку теоретического осмысления с позиций современной онтологической педагогики (педагогики бытия, гуманитарной педагогики) сущности и способов реализации культурологического подхода в процессе преподавания основ православной культуры. Авторы выделяют в культурологическом подходе как методологическом ориентире преподавания основ православной культуры три аспекта: сохранение светского характера образования, реализацию принципа культуросообразности в его современной педагогической трактовке и адекватное раскрытие смыслов православной культуры. При этом, обосновывая структуру православной культуры, авторы выделяют компоненты, значимые с точки зрения образовательных и воспитательных задач. Рассматривая возможности культурологического подхода с точки зрения обеспечения светского характера образования, авторы обращают особое внимание на необходимость изучения с культурологических позиций этической, эстетической и сакральной составляющих православной культуры в их единстве. При анализе особенностей реализации принципа культуросообразности в процессе изучения основ православной культуры особое внимание обращается на необходимость учета таких характеристик православной культуры, как уникальность, позволяющая выявить особенности православной культуры, символизм, ориентирующий педагогов и учащихся на выявление смыслов православной культуры, и динамизм, создающий основу для понимания связи традиции и современности в православной культуре. Отмечается, что наиболее полная и последовательная реализация принципа культуросообразности достигается при условии корректной организации в процессе обучения ценностно-смыслового взаимодействия в рамках триады «учащийся — педагог — культура». В статье охарактеризованы такие методы изучения явлений православной культуры, как проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексивные методы, позволяющие раскрыть характеристики православной культуры — уникальность, символизм и динамизм.
онтологическая педагогика, православная культура, культурологический подход, характеристики культуры, принципы обучения, принцип культуросообразности, духовное воспитание, ценности, смыслы, ценностно-смысловое взаимодействие, проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексия
  1. Абрамов С. И. Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 32–40.
  2. Дивногорцева С. Ю. Духовные доминанты православной педагогической культуры // Слово.ру: Балтийский акцент. 2015. № 4. С. 105–112.
  3. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 г. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html
  4. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 15–20.
  5. Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 22–28.
  6. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  7. Янушкявичене О. Л. Методология преподавания православной культуры // Православное образование. 2015. № 1 (11). С. 56–63.
Соловцова Ирина Афанасьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.
Сиротина Елена Арнольдовна
Место работы: «Центр “Истоки” Волгограда»; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32;
Должность: зам. директора по научно-методической работе;
ORCID: 0000-0002-4222-4702;
Электронный адрес: sea_sirotina@mail.ru.