/
Результат поиска


Симора В. А. Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе российской империи на рубеже XIX и XX столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 118-127.
PDF
Автор статьи рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания учеников школьного возраста в церковно-приходских школах России в обозначенный период. Эти школы открывались при церквях и монастырях с разрешения епархиального училищного совета. Их целью было утверждение в народе православного учения веры и нравственности, а также сообщение учащимся первоначальных полезных знаний. Основные задачи церковных школ заключались в начальном образовании и духовно-нравственном воспитании учеников в русле православных традиций.
церковно-приходская школа, духовно-нравственное воспитание, учащиеся, православная педагогика, Закон Божий, законоучитель
Симора Виталий Анатольевич, священник
Симора В. А. Нравственное состояние и проблемы воспитания учащихся духовных семинарий на рубеже XIX — начала XX вв. (на примере Тверской духовной семинарии) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 75-86. DOI: 10.15382/sturIV201640.75-86
В статье рассматриваются проблемы, связанные с духовно-нравственным становлением воспитанников дореволюционных семинарий, и принимаемые в связи с этими проблемами воспитательные действия руководства. В качестве примера приведены сведения из учебно-воспитательного процесса центральной семинарии Российской империи —Тверской духовной семинарии — в период действия Устава духовных семинарий 1884 г. Актуальность статьи заключается в оценке прошлого, соотнесении его уроков с настоящим и на основе этого прогнозировании построения эффективного педагогического процесса. Автор отмечает, что для постоянного пастырско-отеческого наблюдения за развитием внутренней жизни воспитанников во всех духовных семинариях была учреждена должность духовника, но несмотря на это духовная школа не проявила достаточной стойкости в борьбе с мятежным духом отрицания. В общественной и церковной среде на рубеже XIX–XX вв. многократно поднимались вопросы преобразования среднего духовного образования, даже был разработан новый Устав духовных семинарий, однако в связи с известными историческими событиями 1918 г. он не был принят.
Тверская духовная семинария, Устав православных духовных семинарий (1884 г.), религиозность, духовность, воспитание, инспекция, семинаристы, пастырство
1. Белявский Ф. О реформе духовной школы. Краткий очерк прошлого средней школы. СПб., 1907.
2. Глубоковский Н. О реформе Духовной школы. СПб., 1908.
3. Духовная и церковная школа // Церковный Вестник. 1915. № 16. С. 478.
4. Духовная школа и ее будущее // Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей / Изд. наследниками Е. А. Покровского под ред. д-ра Н. Ф. Михайлова. 1905. № 9. С. 157–158.
5. Духовное образование в преддверии церковного собора // Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей / Изд. наследниками Е. А. Покровского под ред. д-ра Н. Ф. Михайлова. 1907. № 7. С. 129.
6. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1984.
7. К вопросу о постановке дела воспитания в семинариях // Богословский Вестник. Сергиев Посад, 1905. № 4. С. 775–789.
8. Колыванов Г. Духовные семинарии в России в 1880–1920 гг.: дис. ... канд. богословия. Троице-Сергиева Лавра, 1999.
9. Малиновский И. Семинаристы в университете // Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей / Изд. наследниками Е. А. Покровского под ред. д-ра Н. Ф. Михайлова. 1905. № 6. С. 130.
10. Титлинов Б. В. Молодежь и революция: Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений: 1860–1905 гг. / Э. Э. Эссена, ред. и предисл. Л., 1925.
11. Ушаков А. В. Революционное движение демократической интеллигенции в России: 1895–1904. М., 1976.
Симора Виталий Анатольевич, священник
Симора В. А. Роль преподавательской корпорации в подготовке просвещенного духовенства в Тверской духовной семинарии в начале XX столетия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 69-77. DOI: 10.15382/sturIV201849.69-77
Статья посвящена роли педагогической корпорации Тверской духовной семинарии в деле воспитания будущих пастырей Русской Православной Церкви в начале XX в. В конце XIX в. была предпринята попытка проведения реформ духовной школы. Это было обусловлено начавшимся кризисом средних духовных заведений. Признаками кризиса духовных семинарий были: снижение успеваемости, ухудшение дисциплины и семинарские волнения. По этой причине вся педагогическая корпорация, инспекторский надзор, семинарское и епархиальное руководство должны были сплотиться, чтобы противостоять тем внешним влияниям и внутренним нестроениям, которые охватили духовные средние учебные заведения. Педагогической корпорации рекомендовалось обращать внимание на привлечение учеников старших классов к практическому участию в богослужении; приобщение воспитанников к чтению святоотеческих творений в урочное и внеурочное время. Но, несмотря на непростое предвоенное и военное время, трудное материальное положение, в сравнении со светскими учебными заведениями, многие преподаватели остались верными своему педагогическому долгу до закрытия Тверской духовной семинарии.
преподавательская корпорация, духовенство, Тверская духовная семинария, правящий архиерей, семинарские волнения, воспитанники, пастырство, религиозное и духовно-нравственное воспитание, реформа духовных семинарий
  1. Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедования за 1900 г. СПб., 1903.
  2. К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 337–338.
  3. К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 341.
  4. От Правления Тверской духовной семинарии // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1907. № 14. Год 31. Часть оф. С. 332–333.
  5. Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 г., с относящимся к ним постановлением Св. Синода. СПб., 1908.
  6. Чествование Ректора Тверской духовной семинарии, протоиерея Александра Петровича Надежина, по случаю назначения его членом Государственного Совета // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1913. № 1. Год 37. Часть неоф. С. 3–17.
Симора Виталий Анатольевич, священник
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Епархиальное управление Тверской и Кашинской епархии; 170000, Тверь, ул. Советская 10; Институт педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета; 170000, г. Тверь, ул. Желябова 33; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, 127051, Лихов пер. д. 6;;
Должность: Председатель Отдела религиозного образования и катехизации; доцент кафедры теологии; аспирант;
ORCID: 0000-0002-7317-9772;
Электронный адрес: vitalijsimora@yandex.ru.