/
Результат поиска


Серегина Н. С. Сообщения летописей о храмовом строительстве Ивана Калиты // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 46-60.
PDF
Автор рассматривает упоминания о строительстве храмов в Москве в XIV в. и отражение этого в Стихирарях. Политика князя Ивана Калиты, собирателя Русской земли, находила отклик в создании циклов стихир и подготовке памятей русских святых, отражая борьбу русского народа за независимость.
Серегина Наталья Семеновна
Кривошеева Н. А., Семенов К. А., Воробьев В. Н. Последнее Деяние Священного Собора 1917-1918 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 109-141.
PDF
Впервые полностью публикуется 170-е Деяние (последнее заседание) Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–918 гг.
Кривошеева Наталия Александровна
Семенов Константин Александрович
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Семенов К. А. Проблема издания документов закрытых заседаний Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 2 (31). С. 20-28.
PDF
В данной статье излагается вопрос издания Деяний Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., особое внимание уделяется неизданным Деяниям закрытых заседаний Собора, дается краткое содержание обсуждавшихся на них вопросов.
Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., Патриаршество, Деяние, церковно-государственные отношения, закрытые заседания
Семенов Константин Александрович
Семенова Е. С. Моленные образы Спасителя и Богоматери в контексте храмовой росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 51-70.
PDF
В росписях церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307–1313) встречается целый ряд фресковых икон, представляющих образ Богоматери с Младенцем, а также единоличные фигуры Спасителя. Они расположены в наосе и нартексе собора, не будучи связанными с алтарной зоной. Представленные здесь Богоматерь «Скоропослушница» и «Помощница христианам», а также другие образы Богородицы без подписи, относятся к иконографическому типу Перивлепты. Икона «Христос Хранитель Призренский» открывает серию изображений Спасителя, находящихся на столбах наоса. В этой статье мы предлагаем интерпретацию данных фресковых икон, опирающуюся на логику их расположения в пространстве храма. Они могли быть фресковым повторением особо почитаемых икон либо иметь функцию покаянных образов, выполненных по индивидуальному заказу, к которым люди обращались с сокровенной молитвой.
фресковая икона, церковь Богородицы Левишки в Призрене, Богоматерь Скоропослушница (Горгоепикос), Перивлепта, сербский король Милутин, собор Софии Константинопольской, церковь Св. Георгия в Старо-Нагоричино, церковь Св. Стефана в Кастории
Семенова Елизавета Сергеевна
Семенов Л. Е. Преподаватели ПСТГУ приняли участие в IX Свято-Тихоновской конференции «Пастырь добрый» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 153-155.
PDF
Семенов Лев Ефимович, протоиерей
Семенова Е. С. Богородица Левишка: иконографическая программа росписи куполов и проблема декорации пятикупольных церквей // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 33-46.
PDF
В данной статье рассматривается иконографическая программа росписи куполов церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307-1313), построенной сербским королем Милутином. В центральном куполе изображена поясная фигура Пантократора, а в сводах четырех малых куполов представлен Христос в различных иконографических типах: Христос Средовек, Великий Архиерей, Ветхий Деньми и Спас Эммануил. Подобный вариант декорации, столь простой и логичный в применении к пятикупольной структуре, был характерен для памятников комниновского периода (церковь Св. Пантелеимона в Нерези (1164)). Однако, в пятикупольных задужбинах Милутина, построенных после Левишки, этот выбор изображений в угловых куполах больше не повторяется: в Грачанице и Старо-Нагоричино в четырех боковых куполах изображены евангелисты. Программа росписи центрального купола становится более сложной и богословски насыщенной, как, например, в Кральевой церкви в Студенице (1314), ее обязательным элементом является изображение сцены Небесной литургии. Оставаясь верной византийской традиции предшествующего периода, программа росписи куполов Левишки имеет свои уникальные особенности: изображение Христа Пантократора с восьмиконечной славой, подобного «Спасу в силах», а также видения пророка Исайи с серафимом, несущим угль, в центральном куполе, насколько нам известно, не имеют аналогов в более ранней монументальной живописи.
церковь Богородица Левишка, призрен, иконографическая программа росписи куполов, Косово, сербский король Милутин, греческие художники Михаил Астрапас и Евтихий, София Премудрость Божия, церковь свв. Апостолов в Константинополе, церковь Неа Эклессиа
Семенова Елизавета Сергеевна
Семенова Е. С. Монашеская тема в росписях северной галереи церкви Богородицы Левишки в Призрене // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 77-95. DOI: 10.15382/sturV201415.77-95
Церковь Богородицы Левишки в Призрене — уникальный памятник средневековой архитектуры и живописи, пострадавший в период обострения межнационального конфликта в Косово. В марте 2004 г. храм был подожжен, серьезно пострадал его интерьер, росписи покрылись копотью. Но в целом живопись сохранилась, во многом благодаря срочным работам по консервации и реставрации, проведенным в 2005 г. В настоящее время относительно хорошо прочитываются росписи северной галереи, представляющие собой изображения преподобных пустынников: св. Пахомия, св. Марии Египетскойи др. В настоящей статье данная тема рассмотрена в контексте широкого круга памятников византийской живописи. Очевидно, речь идет о существовании в церкви придела, посвященного преподобным монахам
Богородица Левишка, Призрен, епископия, Пахомий, преп. Мария Египетская, преп. Зосима, монахи, захоронения
1. Архиепископ Данило. Животи краљева и архиепископа српских / Превео Л. Мирковић. Београд, 1935.
2. Бихаљи О. Богородица Љевишка. Београд, 1963.
3. Воронова А. А. Фрески церкви в селе Донья Каменица (Сербия) // Искусство христианского мира. 2007. Вып. 10. С. 247–267.
4. Гаприндашвили Г. Вардзиа: Памятник скальной архитектуры. Л., 1975.
5. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. 1947.
7. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации: о символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44–75.
8. Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987.
9. Мавродинова Л. Новооткрити средновековни стенописи в църквата «Св. Георги» в Колуше, Кюстендил // Старобългарска литература. 1991. 25–26. С. 194–210.
10. Мавродинова Л. Стенната живопис в България до края на XIV век. София, 1995.
11. Маркович М. Поjединачне фигуре светительа у наосу и параклисима // Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995.
12. Ненадовић С. Богородица Љевишка. Њен постанак и њено место у архитектури Милутиновог времена. Београд, 1963.
13. Панић Д., Бабић Г. Богородица Љевишка. Београд, 1988.
14. Пентковский А. Покаянная дисциплина христианской Церкви в конце первого тысячелетия // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 10.
15. Пивоварова Н. В. Монастырские сюжеты в храмовой декорации Византии и Древней Руси XII–XIV вв.: источники формирования и идейный смысл // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912–1999): сб. статей. М., 2005. С. 309–318.
16. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002.
17. Радојчић С. Una Poenitentium: Мариjа Египатска у српской уметности XIV века // Радојчић С. Текстови и фреске. Нови Сад, 1965. С. 40–56.
18. Сарабьянов В. Д. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 319–344.
19. Сарабьянов В. Д. Программа монашеских изображений в росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поствизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова: сб. статей. М., 2008. С. 65–98.
20. Татарченко С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 24–50.
21. Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Дечани. Музеj у Приштини, Београд, 2005.
22. Томековић С. Монашка традициjа о задужбинама и списима архиепископа Данила II // Архиепископ Данило II и њево доба. Београд, 1991.
23. Gerstel Sharon E. J. 2003 “Civic and Monastic Influences on Church Decoration in Late Byzantine Thessalonike”, in Dumbarton Oaks Papers, 2003, vol. 57, pp. 225–239.
24. Gregoriadou-Cabagnols H. 1970 “Le décor peint de l’église de Samari en Messénie”, in Cahiers Archéologiques, 1970, vol. 20, pp. 177–196.
25. Jerphanion G., de. Une nouvelle province de l’art byzantine: Les églises rupestres de Cappadoce, Paris, 1936, vol. 2.
26. Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting, Florence, 1965.
27. Lafontaine-Dosogne J. Peintures mediévales dans le Temple dit de la Fortune Virile, Rome, Bruxelles, 1959.
28. Nicolaidès A. 1996 “L’église de la Panagia Arakiotissa а Lagoudéra, Chypre: Etude iconographique des fresques de 1192”, in Dumbarton Oaks Papers, 1996, vol. 50, pp. 122–123.
29. Pelekanidis S., Chatzidakis M. Byzantine Art in Greece. Mosaics-Wall Paintings. Kastoria, Athenes, 1985.
30. Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete, Leiden, 2001.
31. Stylianou A. 1976 “The Communion of St. Mary of Egypt and Her Death in the Painted Churches of Cyprus”, in Actes du XIVe CIEB, Bucharest, 1976, vol. 3, pp. 435–441.
32. Stylianou A. & J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art, Nicosia, 1997.
33. Tomeković S. 1993 “Formation de l’iconographie monastique orientale (VIIIe — Xe siècles)”, in Revue bénédictine. Le monachisme а Byzance et en Occident du VIIIe au Xe siècle, 1993, vol. 103/1–2, pp. 131–152.
34. Tomeković S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine, Paris, 2011.
35. Tomeković S. 1989 “Place des saints ermites et moines dans le décor de l’église Byzantine”, in Liturgie, conversion et vie monastique: Conférences Saint-Serge. XXXVe semaine d’études liturgiques, Roma, 1989.
36. Wharton Epstein A. Tokali Kilise: Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia, Washington, 1986.
Семенова Елизавета Сергеевна
Семенова Е. С. Цикл Крещения и проповедей Иоанна Предтечи в росписях экзонартекса церкви Богородицы Левишки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 125-144. DOI: 10.15382/sturV201520.125-144
На центральном своде экзонартекса церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307– 1313) сохранился цикл Крещения и проповедей Иоанна Предтечи, расположенный вблизи композиций «Страшный Суд» и «Свыше пророцы Тя предвозвестиша». Цикл состоит из шести эпизодов и сцены «Крещение Господне», включающей изображения персонификаций Моря и Иордана. Каждый эпизод имеет сопроводительную надпись и дополнен текстами, написанными на свитках Предтечи. Особый интерес представляет композиция «Христос с лопатой на гумне», распространенная в сербской живописи XIV в. В статье кратко прослеживается история формирования цикла Крещения и проповедей Предтечи и рассматривается топография цикла в храмовой росписи. Расположение данного цикла на крестовом своде в экзонартексе призренского кафедрала является уникальным.
Богородица Левишка церковь, Призрен, экзонартекс, Крещение, проповеди, Иоанн Предтеча, Иордан, персонификация, агиазма
1. Антоний Новгородский. Книга Паломник // Павел Савваитов. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. СПб., 1872.
2. Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. 2-е изд. М., 1986.
3. Мокрецова И. П. О некоторых особенностях миниатюр Никомидийского Евангелия // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 303–330.
4. Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде // Древнерусское искусство: Византия и древняя Русь. СПб., 1999. С. 210–227.
5. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002.
6. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // Искусство христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 75–84.
7. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 528–577.
8. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.
9. Архиепископ Данило II. Животи краљева и архиепископа српских / Прев. Л. Мирковић. Београд, 1935.
10. Бабић Г. Иконографски програм живописа у припратима краља Милутина // Византијска уметност почетком XIV века. Грачаница, 1973. Београд, 1978. С. 105–121.
11. Богдановић Д., Ђурић В. Ј., Медаковић Д. Хиландар. Београд, 1978.
12. Бошковић Ђ., Петковић В. Манастир Дечани, II. Београд, 1941.
13. Војводић Д. На трагу изгубљених фресака Жиче (I) // Зограф. 2010. № 34. С. 71–86.
14. Војводић Д. О времену настанка зидног сликарства у Палежу // Зограф. 1998–1999. № 27. С. 129–130.
15. Габелић С. Манастир Лесново. Историја и сликарство. Београд, 1998.
16. Глигоријевић-Максимовић М. Антички елементи у сликарству Богородице Љевишке у Призрену // Зборник Матице српске за класичне студије. 2007, број 9. С. 203–221.
17. Димитрова Е. Манастир Матеjче. Скопjе, 2002.
18. Ђурић В. Ј. Зидно сликарство манастира Дечана. Грађа и студије. Београд, 1995.
19. Ђурић В. Ј. Црква Свете Софије у Охриду. Београд, 1963.
20. Кашанин М., Бошковић Ђ., Мијовић П. Жића. Историја, архитектура, сликарство. Београд, 1969.
21. Кисас С. О времену настанка фресака у цркви Светих Апостола у Солуну // Зограф. 1976. № 7. Београд. С. 52–57.
22. Марковић М. Првобитни живопис главне манастирске цркве // Манастир Хиландар / Ур. Г. Суботић. Београд, 1998. С. 221–242.
23. Миљковик-Пепек П. Материjали за македонската средновековна уметност. Фреските во светилиштето на црквата св. Софиjа во Охрид // Зборник на Археолошкиот музеj (1955--1956). Скопjе, 1956. С. 58–61.
24. Нитић А. Циклус проповеди св. Јована Претече // Ђурић В. Ј. Зидно сликарство манастира Дечана. Грађа и студије. Београд, 1995. C. 161–164.
25. Нитић А. Циклус св. Јована Претече у Матеичу и византијска традиција // Зограф. 1993–1994. № 23. С. 75–87.
26. Панић Д., Бабић Г. Богородица Љевишка. Београд, 1988.
27. Петковић В. Спасова црква у Жичи. Архитектура и живопис. Београд, 1911.
28. Петковић В. Р. Жича // Старинар. 1909. Број 4. С. 27–106.
29. Петковић В. Р. Манастир Дечани, II. Београд, 1941.
30. Петковић С. Сликарство спољашне припрате Грачанице // Византијска уметност почетком XIV века. Грачаница, 1973. Београд, 1978. С. 201–211.
31. Радојчић С. Старо српско сликарство. Друго издање. Београд, 2010.
32. Тодић Б. Грачаница: Сликарство. Београд, 1988. С. 251–253.
33. Тодић Б. Српско сликарство у доба краља Милутина. Београд, 1998.
34. Чанак-Медић М. Архитектура и програм ексонартекса жичке Спасове цркве // Манастир Жича. Зборник радова / Г. Суботић, еd. Краљево, 2000. C. 57–81.
35. Deichmann F. W. Frühchristlichen Bauten und Mosaiken von Ravenna, Baden-Baden, 1958.
36. Galavaris G. The Illustrations of the Homilies of Gregory Nazianzenus, Princeton, 1969.
37. Huskinson J. 2005 ‘Rivers of Roman Antioch. Personification in the Greek World: From Antiquity to Byzantium”, in Stafford E. and Herrin J. (eds.) Personifiсations in the Greek World: From Antiquity to Byzantium, 2005, pp. 247–264.
38. Jerphanion G. de. Les églises rupestres de Cappadoce. Texte, I–II. Planches, 1–3, Paris, 1925–1942.
39. Jolivet-Lévy C. Sacred Art of Cappadocia. Byzantine Murals from the Sixth to 13th Centuries (en coll. avec A. Ertug), Istanbul, 2006.
40. Kandić O. 1998–1999 “Fonts for the Blessing of the Waters in Serbian Medieval Churches”, in Zograf, 1998–1999, vol. 27, pp. 61–77.
41. Leroy J. Les manuscrits Syriaques à peintures conservés dans les bilbiothèques d’Europe et d’Orient, Paris, 1964.
42. Mango C. The Art of Byzantine Empire 321–1453, New Jersey, 1972.
43. Millet G. La peinture du Moyen Age en Yougoslavie, 1954, vol. 1.
44. Millet G. Monuments de l’Athos, Paris, 1927.
45. Musicescu M. A., Ionescu G. Biserica domneasca din Curtea de Argeş, Bucharesy, 1976.
46. Petkovic V. R. La peinture serbe du moyen âge, Paris, 1934, vol. 2.
47. Popović Lj. Personifications in Paleologan Painting 1261–1453. Phil. Diss, Bryn Mawr College, 1963.
48. Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor, New York, 1967.
49. Restle M. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien, Bongers, 1967, vol. 2.
50. Stephan Ch. Ein byzantinisches Bildensemble. Die Mosaiken und Fresken der Apostelkirche zu Thesaloniki, Worms, 1986.
51. Stoyanova M. Le cycle de la vie de Saint Jean-Baptiste dans l’Orient chrétien, Venise, 1990.
52. Thierry N. 1991/1992 “Importance du culte de Jean Prodrome à Cappadoce“, in Byzantinische Zeitschrift, 1991/1992, vol. 84/85, pp. 94–116.
53. Thierry N. 1972 “Art byzantin du Haut Moyen Age en Cappadoce: l’église no 3 de Mavruçan”, in Journal des Savants, 1972, pp. 233–269.
54. Thierry N. Haute Moyen age. Cavusin, Paris, 1983, vol. 1.
55. Underwood P. A. The Kariye Djami, New York, 1966, 1975, vol. 1–4.
56. Underwood Р. 1975 “Some Problems in Programs and Iconography of Ministry Cycles” in Underwood P. A. (ed.) The Kariye Djami, Princeton, 1975, vol. 4, pp. 243–302.
57. Weyl Carr А. 1982 “A group of Provincial Manuscripts”, in DOP, 1982, vol. 36, pp. 39–66.
58. Weyl Carr А. Byzantine Illumination 1150–1215. The Study of Provincial Tradition, Chicago, 1987.
59. Xyngopoulos A. 1971 “Les fresques de l’église des Saints Apôtres à Thessalonique”, in Art et société à Byzance sous les Paléologues, Venise, 1971, pp. 83–90.
60. Yota E. Le tétraévangile Harley 1810 de la British Library. Contribution à l’étude de l’illustration des tétraévangiles du Xe au XIIIe siècle. Thèse de doctorat, Fribourg, 2001.
61. Xyngopoulos A. Ai toichographiai tou katholikou tes mones Prodromou para tas Serras (Wall Paintings of Cathedral of Prodromos Monastery in Serras), Thessalonike, 1973.
Семенова Елизавета Сергеевна
Марьясина Н. С. Певческий ряд Литургии Преждеосвященных Даров в партесных рукописях XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 86-99. DOI: 10.15382/sturV201623.86-99
Статья посвящена нескольким аспектам бытования Литургии Преждеосвященных Даров в многоголосии XVIII в. Основное внимание уделено составу цикла, отражению в нем принципа многораспевности. На примере великого прокимна «Да исправится молитва моя» рассмотрено использование в Литургии Преждеосвященных Даров традиционных распевов, некоторые особенности их гармонизации, эволюция практики исполнения. Исследование проведено на материале партесных рукописей, преимущественно постоянного партесного многоголосия.
Литургия Преждеосвященных Даров, великий прокимен, партесные гармонизации, постоянное многоголосие, Синодальное певческое собрание, рукописи, многораспевность, греческий распев, киевский распев
1. Афанасьева Т. И. Литургия Преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV веков: Лингвотекстологический анализ: Дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2000.
2. Буцкая С. Б. Проблемы партесного многоголосия в России: По памятникам второй половины XVII–XVIII в.: Дис. … канд. искусствоведения. М., 1991.
3. Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской литургии конца XVII — начала XVIII вв.: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2000.
4. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. СПб., 2003.
5. Коврова И. В. К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2003. Вып. 3 (12). С. 67–90.
6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М., 2015.
7. Плотникова Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 182–196.
8. Протопопов В. В. Музыка русской Литургии. Проблема цикличности. М., 1999.
Марьясина Нонна Семеновна
Семенов В. Б. "Buona pulcella fut Eulalia": "германский" след во "французском" памятнике // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 50. С. 44-59. DOI: 10.15382/sturIII201750.44-59
В статье рассматриваются стереотипические представления о стихотворении «Buona pulcella fut Eulalia…» как о тексте музыкальном, состоящем из двустиший, оформленном с помощью типично французских ассонансов, относящемся к области силлабического стихосложения и являющемся романским образцом латинского жанра секвенции, а именно его разновидности «с двойным курсом». Автор статьи представляет эти стереотипические суждения спорными и дает общее описание причин, приведших к некорректным интерпретациям данного текста. В качестве основной причины рассматривается ставшее традиционным соотнесение романского текста в валансьенской рукописи с предшествующим ему текстом (а именно латинской секвенцией), записанным рукой другого писца, но также эксплуатирующим тему Евлалии. Автор обосновывает необходимость рассматривать известный памятник на фоне не предшествующего латинского текста, а на фоне следующего за ним германоязычного текста, записанного той же рукой, что внесла в рукопись и текст романского стихотворения. Два текста — романский и германский — обнаруживают параллели в области жанра и форм: оба относятся к повествовательному роду, оба оформлены в виде непривычного для Средних веков стихового столбца, но без нотации, в отдельные строки романского текста проникла характерная германская аллитерация, а концы строк германского текста оказались непривычно связаны характерным романским ассонансом. В финале статьи автор обращает внимание на то, что форма романского памятника проявляет присутствие организующего тонического принципа в намного большей степени, чем силлабического. Автор завершает статью предположением, касающимся возможности существования досиллабической романской тоники как народной формы стиха.
кантилена, секвенция, «Кантилена о святой Евлалии», силлабический стих, силлабический распев, тонический стих, аллитерация, ассонанс, эпическая поэма, романская литература
Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М., 2003.
Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
Гаспаров М. Л. Силлабическое стихосложение // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.
Гаспаров М. Л. Современный русский стих. М., 1974.
Berger R., Brasseur A. Les Séquences de Sainte-Eulalie. Genève, 2004.
Blakesley J. A Garland of Faith: Sequences, Prayers and Poems of the Medieval Church arranged for the Three Year Lectionary. Leominster, 1998.
Chartier Y. L’auteur de la Cantilène de sainte Eulalie // Chant and its Peripheries. Essays in Honour of Terence Bailey (Musicological Studies, vol. LXXII). Ottawa, 1998. P. 159–178.
Dronke P. The Latin and French Eulalia sequences // Nova de Veteribus. Mittel-und neulateinische Studien für Paul Gerhard Schmidt / Ed. A. Bihrer, E. Stein. Leipzig, 2004. S. 218–229.
Dronke P. The Medieval Lyric. Cambridge, 1996.
German Literature of the Early Middle Ages / Ed. B. Murdoch. New York, 2004. Vol. 2.
Norberg D. L. An Introduction to the Study of Medieval Latin Versification. Washington, 2004.
Porteau P. Cantilène de sainte Eulalie serait-elle un poème strophique? // Revue de Linguistique Romane. Paris, 1933. T. 9. P. 156–157.
Purczinsky J. Germanic Influence in the «Saint Eulalia» // Romance Philology. Los Angeles, 1965. Vol. 19. T. 2. P. 271–275.
Семенов Вадим Борисович
Марьясина Н. С. Богослужение Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве композиторов Нового направления (рубеж XIX–XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 141-158. DOI: 10.15382/sturV201728.141-158
Статья посвящена отражению богослужения Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве русских композиторов Нового направления как художественно-музыкального цикла. Литургия Преждеосвященных Даров — особое чинопоследование Православной Церкви, относящееся к периоду Великого поста и совершающееся только в некоторые установленные будни. Аскетизм этого времени церковного года, редкость совершения службы, а также незначительное место, уделяемое в ней пению, были причиной того, что Литургия Преждеосвященных Даров на протяжении всего Синодального периода истории Русской Православной Церкви не была в центре внимания духовных композиторов. Вместе с тем каждая эпоха представлена некоторым количеством авторских постовых литургических циклов. Среди композиторов Нового направления к Преждеосвященной Литургии обратились несколько авторов — А. В. Никольский, П. Г. Чесноков и А. Т. Гречанинов, в творчестве которых имеется по одному опыту создания такого цикла. Целью статьи является краткий сравнительный анализ этих сочинений, выявление общих черт и в то же время яркой индивидуальности каждого из них, что осуществляется впервые. Среди объединяющих данные циклы моментов обнаружен ряд факторов. Это общая для Нового направления стилистическая ориентация на древние напевы, возрождаемые в новой, современной форме. Это влияние эмоциональной атмосферы Великого поста и смысловых особенностей Преждеосвященной Литургии на музыкальную стилистику сочинений, преломленное, однако, в каждом случае очень индивидуально. Впервые выявлена и новая интерпретация композиторами самой структуры певческого ряда Преждеосвященной Литургии, который в их трактовке начинается службой Изобразительных, что во всей истории эволюции русского богослужебного пения не имело прецедента. Данное наблюдение позволило сделать вывод о преобладании в Новом направлении эмоционально-эстетического восприятия богослужения.
Литургия Преждеосвященных Даров, Изобразительны, Великий пост, Новое направление, хоровой цикл, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, А. Т. Гречанинов
  1. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
  2. Ефимова Ю. А. Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет: Дис. … канд. иск. М., 2011.
  3. Малацай Л. В. Александр Никольский: творческая биография. М., 2010.
  4. Паисов Ю. И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.
  5. Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: Страницы истории. М., 2007.
  6. Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки. М., 1997. Т. 10А. С. 170–216.
  7. Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: Исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. М., 2004. Т. 10Б. С. 392–456.
  8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III. М., 2002.
Марьясина Нонна Семеновна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Электронный адрес: nonna888@yandex.ru.