/
Результат поиска


Светлова Н. Е. К. П. Победоносцев и церковно-приходские школы России в начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 59-68. DOI: 10.15382/sturIV201849.59-68
В статье приводится краткий обзор развития церковного школьного образования в России со времени возникновения самых первых школ, дана характеристика системы церковно-приходских школ в конце XIX — начале XX в., раскрыта деятельность К. П. Победоносцева по развитию церковно-приходских школ в России в начале XX в. Церковно-приходская школа рассматривается как результат его государственной политики. Взгляды К. П. Победоносцева на постановку школьного дела были главным образом сформированы церковным сознанием, пониманием значимости веры и Церкви для общества. Его педагогические воззрения реализовывались на практике церковно-приходских школ, которые наибольшего расцвета достигли в исследуемый период. Исследование состояния церковных школ за период 1900–1907 гг., постановки учебного и воспитательного процесса, отражающие влияние и попечение обер-прокурора о школах, позволило заключить о наличии мощной системы церковно-приходских школ, созданной и управляемой Святейшим Синодом, которая внесла большой вклад в историю развития образования в России. Отмечена важность исследования устройства и состояния данного вида школ для современной системы российского школьного образования.
К. П. Победоносцев, Святейший Синод, церковно-приходская школа, начальные школы, развитие образования, воспитание, мировоззрение
  1. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 г. СПб., 1905.
  2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1902 г. СПб., 1905.
  3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1903–1904 гг. СПб., 1909.
  4. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 гг. СПб., 1910.
  5. Гончаров М. А., Плохова М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX — начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. № 2 (25). С. 101–117.
  6. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909 гг.). СПб., 1909. С. 83–84.
  7. Лями Этьен Мари Виктор. Призвание женщины в школе и в обществе. М., 1901.
  8. Победоносцев К. П. Ученье и учитель: пед. заметки // Сочинения. СПб., 1996. С. 472–508.
  9. Псковские епархиальные ведомости. Псков, 1900. № 1. С. 6–7.
  10. Розанов В. В. Около церковных стен: в 2 т. СПб., 1906. Т. 1.
Светлова Настасья Евгеньевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
ORCID: 0000-0003-3288-2602;
Электронный адрес: svetanastasis@gmail.com.
Работа поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).