/
Результат поиска


Сарабьянов В. Д. Тема передачи Божественной Премудрости в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 7-25.
PDF
В подкупольном пространстве Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке (около 1161 г.) расположены две композиции, посвященные теме передачи Божественной Премудрости. Эти сюжеты известны в византийской иконографии под названием «Источники Премудрости святителей» (или «Учительства святителей»). Сюжеты полоцкой церкви посвящены святителям Иоанну Златоусту и Григорию Богослову и на сегодняшний день являются самыми древними примерами включения этих композиций в программу храмовой декорации. Обе композиции многоплановы по своему значению: будучи элементами обширной программы монашеских изображений, они в то же время являют собой универсальный образ источников вечной жизни, что согласуется с предназначением храма как усыпальницы прп. Евфросинии Полоцкой и ее семьи.
иконографическая программа, византийская традиция, просвещение, книжная миниатюра, фреска, композиция, система росписи, храм-усыпальница, реликварий, структура росписи, древнерусская монументальная живопись.
Сарабьянов Владимир Дмитриевич
Сарабьянов В. Д. История художественного убранства Благовещенского собора Казанского Кремля // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 55-85.
PDF
Благовещенский собор является древнейшим памятником Казани. Его строительство было начато непосредственно после взятия города войсками Ивана Грозного. В 1552 г. был заложен первый деревянный собор, а в 1561–1562 гг. псковскими зодчими Постником Яковлевым и Иваном Ширяем был построен ныне существующий каменный шестистолпный пятиглавый храм. Собор пережил неоднократные перестройки, изменявшие его облик, а внутреннее убранство храма неоднократно гибло от многочисленных пожаров, разорения гражданской войны и небрежения последующих десятилетий. Данная работа посвящена истории иконостасов, икон и росписей Благовещенского собора на основании разнообразных источников.
архитектура, икона, иконостас, настенные росписи, поновления, реставрации, перестройки, источники
Сарабьянов Владимир Дмитриевич
Сарабьянов В. Д. Страстной контекст «Преображения» в византийском и древнерусском искусстве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 3 (3). С. 7-30.
PDF
Статья посвящена широко распространенному феномену хронологической перестановки сцены «Преображение», которая часто оказывается изъятой из последовательности евангельского повествования и включена в контекст страстных событий. Подобная инверсия «Преображения» прослеживается с начала послеиконоборческого периода и встречается в византийских и древнерусских памятниках вплоть до позднего Средневековья. Страстной символизм «Преображения» обусловлен как текстом самого Евангелия, так и многочисленными толкованиями этого евангельского события, которые встречаются у святых отцов и отражены в последовании богослужения.
инверсия, цикл "страстей Господних", евангельское повествование, хронологическая последовательность, символическое толкование, страстной контекст, иконографическая программа, праздничный ряд иконостаса
Сарабьянов Владимир Дмитриевич