/
Результат поиска


Сапрыкина О. А. Внутренняя форма португальских слов со значением "судьба" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 2 (16). С. 30-35.
PDF
В статье идет речь о внутренней форме слова как его морфонологическом образе, соединяющем слово с образом-первоисточником. Рассматриваются философский и лингвистический аспекты понятия внутренняя форма слова, а также понятие-мифологема судьба в португальской культурной традиции. Приводится парадигма португальских слов, обозначающих судьбу.
португальский язык, семантика, внутренняя форма слова, понятие, мифологема, судьба.
Сапрыкина Ольга Александровна
Сапрыкина А. А. Воспитание детей в семье Василия (старшего) и преподобной Эммелии, родителей святителя Василия Великого // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 58-65.
PDF
В статье рассматривается уникальный феномен «образовательного пространства» в семье родителей свт. Василия Великого, Григория Нисского и других святых. Описан образ жизни этой «образцовой» для христианской традиции семьи, задачи и методы воспитания, отношение к научному («внешнему») образованию и его содержанию. Особое внимание уделяется роли семьи и родителей в образовании детей.
свт. Василий Великий, дом, семья, воспитание, благочадие, образовательное пространство, роль родителей в образовании, круг наук, содержание обучения
Сапрыкина Анна Алексеевна
Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94-112.
PDF
В статье рассматриваются ключевые понятия педагогического учения святителя Иоанна Златоуста, такие как plattein, paideia, ektrefo, nouthesia, mathema, didaksis, ruthmizein, pronoia. Греческие термины сопоставлены с современным русским переводом, возможными древнерусскими понятиями и описанием соответствующих явлений в отечественной педагогической науке.
свт. Иоанн Златоуст, педагогика, религиозное воспитание, образовательные понятия, семья, родители, греческий язык, древнерусский язык, plattein, paideia, ektrefo, nouthesia, mathema, didaksis, ruthmizein, pronoia
Сапрыкина Анна Алексеевна
Сапрыкина А. А. Понятие "дома"в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 48-55. DOI: 10.15382/sturIV201434.48-55
В статье рассматривается образ дома, семьи (oikos) в педагогическом контексте учения святителя Иоанна Златоуста. Показаны основные свойства и функции дома. В творениях Златоуста дом — единое целое, он способен жить духовной жизнью как единый живой организм. Дом может быть также Церковью, небом, где отец и муж как священник учит своих детей и жену. Также дом назван государством-полисом, управляемым царем, войском на поле духовной брани. Златоуст призывает сделать дом также училищем, местом образования детей. Образовательная функция семьи оказывается центральной в учении свт. Иоанна Златоуста
Иоанн Златоуст, дом, семья, брак, малая Церковь, образование, воспитание, обучение, дети
1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 161.
2. Златоструй. Слово МА. ОР РГБ ф. 247. № 185, лист 344.
3. Кибардин Н. Система педагогики по творениям блж. Августина. Казань, 1910. С. 120.
4. Муретов М. Д. Христианский брак и Церковь. М., 2002. С. 508.
5. Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 200.
6. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) / Г. Дьяченко, сост. М., 1993.
7. Постановления апостольские. Сергиев Посад, 2006. С. 103.
8. Свт. Григорий Богослов, архиепископ константинопольский. Слово 7, надгробное брату Кесарию, говоренное еще при жизни родителей // Собрание творений в двух томах. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 610.
9. Свт Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Спб, 1895–1906. Т. 1–12, репринтное издание: М.: «Православная книга» (Т. 1–2), «Златоуст» (Т. 3–6, Кн. 1), «Святитель Иоанн Златоуст» (Т. 6, Кн.2 — Т. 7), «Радонеж» (Т. 8–12), 1991–2004.
10. Свт. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. Т. 1.: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья. М., 1994. С. 190.
11. Служебникъ. М., 1896.
12. Троицкий С. В. Христианская философия брака. Клин, 2001. С. 40. A
13. Greek-English lexicon / completed by Henry George Liddell and Robert Scott. New York, 1996.
14. Bara Z.-J. The Obligation of the Christian Believers in the Works of Saint John Chrysostom // Studia Universitatis Babeş-Bolyai, Theologia Catholica Latina. LV, 2. 2010. P. 74–75.
15. Uciecha A. Rodzina miejscem wychowania w traktacie pedagogicznym o wychowaniu dzieci Jana Chryzostoma // Slaskie studia historyczno-teologiczne. 1986/87. №19/20. Р. 65–92.
Сапрыкина Анна Алексеевна
Сапрыкина А. А. Роль отца в педагогическом учении святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 80-89. DOI: 10.15382/sturIV201435.80-89
В статье рассматривается учение свт. Иоанна Златоуста о значении отца в образовании ребенка и заботе о нем. Отец показан как глава семьи, буквально царь в доме. При этом царьотец несет ответственность перед Царем-Богом за воспитание своих детей. Основная роль царя-отца — это промышление о ребенке, т. е. всесторонняя забота о нем, руководство всей жизнью воспитанника, управление образовательным процессом, в том числе выбор учителей. Также отец назван учителем — это первая и основная задача отца. Златоуст призывает отца и наставлять мать как воспитательницу ребенка, и непосредственно самому учить своих детей, в первую очередь имея в виду нравственное и религиозное обучение.
Иоанн Златоуст, отец, мать, родители, семья, образование, учитель, промышление, воспитание, обучение, власть, царь в доме.
1. Беседа избранна Иоанна Златоуста о воспитании чад. Львовское братство, 1609.
2. Кибардин Н. П. Система педагогики по творениям блж. Августина. Казань, 1910.
3. Мансуров И. Х. Arche как антропологический принцип в богословии и философии святителя Иоанна Златоуста // Альфа и Омега. 2008. 1 (51). C. 82–95.
4. О воскормлении детии // Златоструй (ОР РГБ. Ф. 98. Оп. 240. Л. 249).
5. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27).
6. Св. Тихон Задонский. Об истинном христианстве // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М., 2003. Т. 4. С. 849–856.
7. Свт. Иоанн Златоуст, свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Спб., 1895–1906. Т. 1–12, репринтное издание: М.: Православная книга (Т. 1–2), «Златоуст» (Т. 3–6, Кн. 1), «Святитель Иоанн Златоуст» (Т. 6, Кн. 2 — Т. 7), Радонеж (Т. 8–12), 1991–2004 гг.
8. Свт. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. М., 1994. Т. 1: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья.
9. Фомина М. С. Древнейшие списки сборника Златоструй в ранней славянской письменности XI–XII веков // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47.
10. Balla P. The Child-Parent Relationship in the New Testament and its Enviroment. Tübingen, 2003.
11. Ebner E. Elementary Education in Ancient Israel. Charlestone, 2011.
12. Gärtner M. Die Familienerziehung in der alten Kirche. Köln, 1985.
13. Gregorius Nazianzenus. Funebris oratio in laudem Basilii Magni.
14. Joannes Chrisostomus. De inani gloria et de educandis liberis // A.-M. Malingrey, Jean Chrysostome. Sur la vaine gloire et l'éducation des enfants // Sources chrétiennes. Paris, 1972. Vol. 188.
Сапрыкина Анна Алексеевна
Сапрыкина А. А. Ответственность родителей за воспитание детей как принцип педагогического учения святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 62-74. DOI: 10.15382/sturIV201640.62-74
В статье рассматривается один из принципов учения святителя Иоанна Златоуста о воспитании детей — принцип ответственности родителей. Этот принцип чётко прослеживается уже в основных христианских текстах первых веков н. э. По учению Златоуста, ребенок принадлежит Богу, и Бог поручает именно отцу и матери воспитывать и учить для Него рождённых ими детей. Родители, недостаточно «промышляющие» о своих детях, не упорядочивающие и не образовывающие их души, дадут ответ Богу.
Иоанн Златоуст, родители, семья, воспитание, образование, промышление, рождение, дети, ответственность, Церковь, Царство.
1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
2. Максутов И. Х. Arche как антропологический принцип в богословии и философии святителя Иоанна Златоуста // Альфа и Омега. 2008. № 1 (51) (URL: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/051/frame.htm).
3. Павлов А. А. Римская античная familia в свете ‘новой социальной истории’: новые подходы современной западной историографии (обзор). Сыктывкар, 2004.
4. Покровский И. А. История Римского права. СПб., 1998.
5. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94–112
6. Сапрыкина А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
7. Gärtner M. Die Familienerziehung in der Alten Kirche, Köln, 1985.
Сапрыкина Анна Алексеевна
Сапрыкина А. А. Дом как образовательное пространство (на примере семьи профессора, протоиерея, святого Иоанна Артоболевского, отца академика И. И. Артоболевского) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 76-94. DOI: 10.15382/sturIV201641.76-94
В статье рассматривается феномен образовательного пространства семьи на примере воспитания и обучения детей в доме профессора, священника И. А. Артоболевского. Исследование построено на изучении проповедей на педагогическую тему отца этого семейства и автобиографии одного из сыновей — выдающегося ученого, академика, лауреата Золотой медали Дж. Уатта И. И. Артоболевского. В работе изучается «образовательное пространство» семьи, в котором задействована полнота духовных, интеллектуальных и культурных возможностей родителей. Рассмотрены отношения между всеми членами семьи и их влияние на образовательный потенциал дома. Показана роль круга общения родителей и домашней библиотеки в деле формирования образовательных потребностей ребенка. Родители Артоболевские были и воспитателями, и первыми учителями своих детей. В статье рассмотрены формы участия отца семейства в обучении сына-гимназиста. Основной ролью отца в этой семье оказывается роль руководителя и организатора единого, целостного образовательного процесса, выстраивание своего дома как образовательного пространства. В таком «пространстве» система ценностей, культура и образование передаются от старшего поколения младшему с помощью организации жизни семьи.
образовательное пространство, интеллектуальная среда, воспитание, образование, обучение, родители, семья, дом, межличностные отношения, круг общения, руководство педагогическим процессом, становление ученого.
1. Андреев А. Л. Интеллектуальные среды: концептуальная перспектива глазами социолога // Вестник РАН. 2015. Т. 85. № 4. С. 24.
2. Артоболевский И. А., прот. Воспитание как подвиг. М., 1910 // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
3. Артоболевский И. А., прот. Школа, семья и общество. М., 1909 // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
4. Артоболевский И. А., прот. Печаль школы. Слово, сказанное... 21 августа 1907 г. Б.м, б.г. // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
5. Артоболевский И. И. Жизнь и наука: воспоминания. М., 2005.
6. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2009. № 12 (16). С. 132.
7. Боголюбов А. Н. Н. Н. Боголюбов. Жизнь. Творчество. Дубна, 1996.
8. Боголюбов А. Н. Иван Иванович Артоболевский. М., 1982.
9. Голубцов С. Профессора МДА в сетях ЧК и ГУЛАГа. М., 1999.
10. Каптеров П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004.
11. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 29–31.
12. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009.
13. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94–112.
14. Сапрыкина А. А. Понятие «дома» в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 48–55.
15. Newman J .H. The Idea of a University, New Haven & London, 1996.
Сапрыкина Анна Алексеевна