/
Результат поиска


Рыжова О. О. Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 110-135.
PDF
В статье представлен краткий обзор живописно-иконописных мастерских, работавших в Киеве в XVIII в., и произведений, вышедших из этих мастерских, на основе литературных источников и натурных исследований музейных собраний Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (НКПИКЗ), Национального художественного музея Украины (НХМУ), Национального заповедника София Киевская (НЗСК). В обзор сохранившихся произведений иконописи Киева XVIII в. вошли как иконостасные комплексы in situ, так и иконы, некогда изъятые из ансамблей и сохраняющиеся в музейных собраниях. Критерием отбора произведений для исследования служили документальные свидетельства (в основном архивного и библиографического порядка), подтверждающие киевское происхождение памятников. В результате проведенного изыскания впервые осуществлено комплексное исследование сохранившихся произведений иконописи Киева XVIII в. Значительный массив киевских памятников иконописи XVIII в., имеющих фиксированное киевское происхождение и всесторонне изученных, приобретает статус эталонной базы и становится доступен для широкого круга исследователей.
Киев XVIII в., иконописные мастерские Киева XVIII в., иконостасы Киева XVIII в., иконы Киева XVIII в.
1. Askochenskij V. Kiev s drevnejshim ego uchilischem Akademieyu (Kiev and Its Ancient Specialized School Named Academy), Kiev, 1856.
2. Bakushinskij A. Iskusstvo Paleha (Paleh's Art), Moscow, Leningrad, 1934.
3. Belikova G. 2007, in Pamyatki Ukraini, vol. 1, pp. 69-79.
4. Davidov D. Ikone srpskih cikava u maarskoj (Serbian and Hungarian Icons), Novi sad, 1973.
5. Zholtovs'kij P. Malyunki Kievo-Lavrs'koj ikonopisnoj majsterni: al'bom-katalog (Drawings of Kievo-Pecherskaja Lavra's Studio), Kiev, 1982.
6. Zholtovs'kij P. Hudozhm zhittya na Ukraini v XVI—XVIII st. (Ukrainian Artistic Lift in XVI–XVIII Centuries), Kiev, 1983.
7. Istomin M. 1895, in Chteniya v istoricheskom obschestve Nestora Letopistza, vol. 9, pp. 64-75.
8. Istomin M. 1895, in Chteniya v istoricheskom obschestve Nestora Letopistza, vol. 12, pp. 34-90.
9. Istomin M. 1901, in Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost', vol. 10/34, pp. 311-314.
10. Istomin M. 1901, in Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost', vol. 11/35, pp. 311-314.
11. Kagamlik S. Kievo-Pechers'ka Lavra svit pravoslavnoj duhovnosti i kul'turi (XVII–XVIII st.) (Kievo-Pecherskaja Lavra as a World of Orthodox Spirituality), Kiev, 2005.
12. Kievo-Pechers'ka Lavra — pam'yatka istorii ta kul'turi Ukraini (Kievo-Pecherskaja Lavra as a Monument of Ukrainian History and Culture), Kiev, 2006.
13. Kondratyuk A. Monumental'nij zhivopis Troic'koj nadbramnoj cerkvi Kievo-Pechers'koj lavri: katalog (Monumental Painting of Trinity Overgate's Church of Kievo-Pecherskaja Lavra), Kiev, 2005.
14. Kondratyuk A. 2008. Siverschina v istorii Ukraini (Sivertchina in the Ukrainian History), Sumi, 2008.
15. Litvinenko Ya. 2007, in Lavrs'kj al'manah, vol. 17, pp. 59-72.
16. Litvinenko Ya. 2010, in Lavrs'kj al'manah, vol. 25, pp. 67-86.
17. Litvinenko Ya. 2012, in Zerkva—Nauka—Suspil'stvo: pitannya vzaemodii: materiali desyatoj mizhnar. nauk. konf., 30 travnya — 1 chervnya 2012 roku, pp. 181-183.
18. Lopuhina O. 2007, in Lavrs'kj al'manah, vol. 17, pp. 73-79.
19. Milyaeva L. 1994, in Vostochnohristianskj hram. Liturgiya i iskusstvo, pp. 308-316.
20. Narisi z istorii ukrains'kogo mistectva (Essays from History of Ukrainian Art), Kiev, 1966.
21. Nikitenko N. 2007, in Pamyatki Ukraini: istoriya ta kul'tura, vol. 1, pp. 22-46.
22. Pavlenko A. 1984, in Gosudarstvennye muzei Moskovskogo Kremlya. Proizvedeniya russkogo I zarubezhnogo iskusstva XVI — nachala XVIII veka: materialy i issledovaniya, vol. 4, pp. 133–147.
23. Pitateleva O. 2006, in Lavrs'kj al'manah, vol. 16, pp. 155-165.
24. Ryzhova O., Raspopina V., Izotov A., Soroka E. 2012, Cerkva—Nauka—Suspil'stvo: pitannya vzaemodii: materiali desyatoj mizhnar. nauk. konf., 30 travnya — 1 chervnya 2012 roku, pp. 197-200.
25. Ryzhova O. 2012, in Mogilyans'ki chitannya 2011 roku: hristiyans'ki relikvii: vivchennya, zberezhennya, eksponuvannya: zb. nauk. pr., pp. 290-300.
26. Ryzhova O. 2012, in Visnik derzhavnoj akademii kerivnih kadriv kul'turi i mistectv, vol. 2, pp. 157-161.
27. Sitkarova O. Uspens'kij soborKievo-Pechers 'koj lavri. Do istorii arhitekturno-arheologichnih doslidzhen' ta proektu vidbudovi (Uspenskij Cathedral. The History of Architectural and Archaeological Researches and Project of Reconstruction), Kiev, 2000.
28. Skarbi Kievo-Pechers'koj lavri: al'bom (Treasures of Kievo-Pecherskaja Lavra: Album), Kiev, 1998.
29. Todich B. 2009, in Pravoslavnaya enciklopediya, vol. 4, pp. 289-290.
30. Ukrains'ka ikona tr'oh stolit': katalog vistavki (Ukrainian Icons of Three Centuries: Exhibition's Catalogue). Kiev, 2001.
31. Ukrains'kij ikonopis XII—XIXst. z kolekcii NHMU: al'bom (Ukrainian Icon-Painting of XII–XIX Centuries: Album), Kiev, 2005.
32. Umancev F. Troic'ka nadbramna cerkva Kievo-Pechers'koj lavri (The Trinity Overgate's Church of Kievo-Pecherskaja Lavra), Kiev, 1970.
33. Furman R. 1991, in Obrazotvorche mistectvo, vol. 3, pp. 15-17.
34. Hizhnyak Z. Kievo-Mogilyanskaya Akademiya (Kievo-Mogilyanskaya Academy), Kiev, 1988.
35. Shidenko V. 2006, in Lavrs'kj al'manah, vol. 15, pp. 94-117.
36. Shidenko V. 2009, in Lavrs'kj al'manah, vol. 23, pp. 124-137.
37. Scherockij K. Kiev: putevoditel'. Repr. vospr. izd. 1917g. (Kiev: guidebook. Repr. ed. of 1917), Kiev, 1994.
38. Schätze aus dem Hohlenkloster in Kiew: Catalog, 1995.
39. L'epoca d'oro delle icone Ucraine XVI—XVIII secolo: catalogo, Torino, 2010.
40. The Glory of Ukraine: Sacred Images from the 11th to the 19th Centuries: Catalog, New York [etc.], 2010-2011.
Рыжова Ольга Олеговна
Рыжова О. О. Особенности иконографии икон «Воздвижение Честнаго Креста» из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 77-91. DOI: 10.15382/sturV201829.77-91
В статье представлен анализ иконографии двух икон «Воздвижение Честнаго Креста» (1700 и 1769 гг.) из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста на Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В качестве аналогии привлекается икона «Прп. Варлаам в житии» (1691) из старого иконостаса подземной церкви Прп. Варлаама Печерского на Ближних пещерах и гравюры из старопечатных изданий XVII в. типографии Киево-Печерской лавры. В результате изучения выявлены особенности, присущие иконографии события Воздвижения Честнаго Креста в иконописи Киево-Печерской лавры кон. XVII–XVIII в. В иконах используется вариант композиции, имеющий нарративный характер. Изобразительное повествование разворачивается в семи клеймах, в каждом из которых представлен эпизод из рассказа о событии поиска и обретения Животворящего Креста. Живописные клейма группируются вокруг центральной композиции с изображением св. равноап. Константина и Елены, предстоящих Кресту. Размещение изображений свв. прп. Антония, Феодосия и Варлаама Печерских внизу иконы и изображение монашества в клейме «Воздвижение Честнаго Креста» связано с установлением митр. Варлаамом (Ясинским) празднования соборов преподобных отцов Ближних (в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня) и Дальних пещер. Подобное обстоятельство свидетельствует о желании автора иконографической программы иконы поместить события из истории монастыря в многовековую христианскую традицию, тем самым приобщиться к важнейшей сквозной теме — Прославление Креста. И, наоборот, первичная тема, отражающая историю почитания Креста, оказывается вовлеченной в историю монастыря. Исходя из вышеизложенного, возможно говорить о том, что нарратология и историзм как концепции изобразительного рассказа являются особенностью иконографии произведений иконописи Киево-Печерской лавры кон. XVII–XVIII в. Литературной основой изобразительного рассказа послужило «Сказание о воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня» свт. Димитрия Ростовского. Нарратологическая композиционная схема в иконописи Киево-Печерской лавры формировалась под влиянием структуры житийных гравюр. Ближайшими иконографическими аналогами композициям иконных клейм были сюжеты из фресковых циклов церквей Кипра XV–XVI вв.: церкви монастыря Святого Креста близ Платанистасы (1494), церкви Воздвижения Креста в Киперунде (1521), церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палеохори (XVI в.).
Воздвижение Честнаго Креста, Киево-Печерская лавра, иконы, иконография, гравюра, фрески, фрески церквей Кипра XV-XVI вв.
  1. Адамович О. В. Стилістика ікон «Недріманне око» на матеріалах колекції Національного Києво-Печерського історико-культурного заповідника // Образ Христа в українській культурі. К., 2001. С. 129–138.
  2. Алексеев А. И. Варлаам (Ясинский) // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2009. С. 605–607.
  3. Беликова Г. О. Ікона «Собор Преподобних Печерських» // Пам’ятки України. 2007. № 1. С. 69–79.
  4. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Т. I. Сентябрь. К., 2006.
  5. Дятлов В. А. Киево-Печерская лавра. К., 2008.
  6. Жолтовський П. М. Малюнки Киево-Лаврської живописної майстерні: Альбом-каталог. К., 1982.
  7. Жолтовський П. М. Художне життя на Україні в XVI–XVIII ст. К., 1983. С. 69–74.
  8. Истомин М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в. // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. К., 1895. Кн. 9. С. 64–75.
  9. Истомин М. П. Описание иконописи Киево-Печерской лавры // Там же. К., 1898. Кн. 12. С. 34–90.
  10. Истомин М. П. Обучение живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в. // Искусство и художественная промышленность. 1901. № 10 (34). С. 291–310; № 11 (35). С. 311–314.
  11. Квливидзе Н. В. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2009. С. 160–170.
  12. Литвиненко Я. В. Втрачені іконостасі лаврських церков // Лаврській альманах. 2010. Вип. 25. С. 67–86.
  13. Литвиненко Я. В. Іконостаси і монументальний живопис лаврських печер. Датування, атрибуція, втрати, поновлення // Лаврській альманах. 2012. Вип. 27, спецвипуск 10. С. 306–337.
  14. Литвиненко Я. В. Пещерные иконостасы в свете архивных исследований // Церква-Наука-Суспільство: питання взаємодії: матеріали Десятої міжнар. наук. конф., 30 травня — 1 червня 2012 р. К., 2012. С. 181–184.
  15. Литвиненко Я. В. Іконостаси печерних церков // Пам’ятки України. 2012. № 6. С. 46–57.
  16. Лопухіна О. В. Духовні образи преподобних Антонія та Феодосія в Києво-Печерському патерику і традиція їх іконного зображення // Могилянські читання. К., 1998. С. 83.
  17. Лопухіна О. В. Іконостас Хрестовоздвиженської церкви в контексті історичного і художнього життя Києво-Печерської лаври XVIII–XIX ст. // Лаврський альманах: зб. наук. пр. 2007. Вип. 17. С. 73–79.
  18. Лопухіна О. В. Києво-Печерська ікона Успіння Богородиці. Історія і побутування чудотворного образа XI–XX ст. // Лаврські мистецтвознавчі студії: зб. наук. пр. К., 2015. С. 51–96.
  19. Марченко А. А., Оноприенко Н. А. Живопись на металле. Проблемы исследования и реставрации: На примере памятников из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника // Материалы XVII–XVIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства», 2011, 2012. М., 2015. C. 13–18.
  20. Пітателєва О. В. Особливості іконографії у двох іконах «Таємна вечеря» з іконостаса Троїцької Надбрамної церкви // Лаврський альманах: зб. наук. пр. 2003. Вип. 11. С. 92–96.
  21. Победимская С. Кипр. Таинственный мир фресок. Никосия, 2010.
  22. Пуцко В. Г. Українські ікони Воздвиження чесного хреста // Людина і світ. 1994. № 10. С. 18–22.
  23. Рыжова О. О. Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 110–135.
  24. Рижова О. О. Книжкова гравюра як джерело іконографії Лаврського іконопису XVII–XVIII століття // Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв. 2014. № 4–5. С. 93–96.
  25. Рижова О. О. Особливості іконографії та стилістики зображень на іконах печерної церкви Прп. Варлама Печерського (Свято-Успенська Києво-Печерська лавра) // Мистецтвознавчі записки. 2014. № 26. С. 229–234.
  26. Рыжова О. О., Распопина В. А. Технико-технологические особенности живописи икон Киево-Печерской лавры XVIII века из коллекции Национального Киево-Пе черского историко-культурного заповедника // Материалы XVII–XVIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2015. С. 26–33.
  27. Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. К.: Пролог, 2004.
  28. Ходак І. О. До іконографії святих Антонія й Феодосія Печерських: невідомий образ XVII ст. з Київщини // Могилянські читання 2004: Зб. наук. пр. К., 2005. С. 570–579.
Рыжова Ольга Олеговна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник; Украина, 1000, г. Киев, ул. Лаврская, д. 9;
Должность: ведущий научный сотрудник отдела научной реставрации и консервации движимых памятников;
ORCID: 0000-0003-2270-9419;
Электронный адрес: rizova@ua.fm.