/
Результат поиска


Рыбаков С. Проблема обеспечения духовной безопасности в российской системе образования в эпоху либерализма (середина XIX — начало XX в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 125-136.
PDF
В статье рассматриваются тенденции развития системы образования в России с середины XIX в. до революции 1917 г. На основе периодизации С. Роуза данный период именуется либерализмом. Автором статьи выявляются как характерные черты, описанные Роузом для этого периода, так и специфические особенности российской педагогики. Оценка педагогических процессов производится с точки зрения духовной безопасности для личности, общества и государства. Показывается, что система безопасности в образовании подверглась практически полному разложению, начиная с духовных основ и кончая идеологическими и политическими установками. Актуальность этого рассмотрения обусловлена наличием в наше время сходных тенденций.
педагогика, система образования, духовная безопасность, религия, Православие, школа, либерализм, нигилизм
Рыбаков Сергей, протоиерей
Рыбаков С. Образованик и педагогика: отношение систем // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 24-32.
PDF
В статье рассматриваются отношения системы образования и педагогической системы. Показано, что как по своим целям, так и по происхождению эти системы различны. Сближение этих систем возможно в случае совпадения идеального образа, фиксируемого в каждой из систем. В противном случае педагогическая система подвергается существенным деформациям, что сказывается на качестве воспитания и обучения учащихся.
система, системология, педагогика, образование, структура, религия, Православие, педагогическая система, система образования, идеальный образ
Рыбаков Сергей, протоиерей
Рыбакова Н. Э. К вопросу формирования русского стиля в духовной музыке конца XIX ² начала XX в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 171-181. DOI: 10.15382/sturV201416.171-181
В статье исследуется процесс зарождения русского стиля в духовной музыке. Он формировался на протяжении не одного десятка лет и нашел свое наивысшее выражение в композициях Нового направления на рубеже XIX–XX вв. Появление русского стиля стало следствием неудовлетворительного пения в русских православных церквах, которое имело заметные следы влияния западноевропейской инструментальной музыки. Поиск национального стиля, который соответствовал бы «духу» и природе русского церковного пения, привел композиторов и деятелей духовной музыки к мысли, что национальный стиль должен опираться на древние церковные напевы. Об этом на протяжении XIX столетия говорили митр. Филарет (Дроздов), кн. В. Ф. Одоевский, М. И. Глинка, прот. Д. Разумовский и многие другие. В попытках выработать музыкальный язык, соответствующий древним напевам, композиторы шли по пути сходства их с русской народной песней, нередко заимствуя принципы ее гармонического устройства и многоголосной обработки. В творчестве одного из ярких представителей Нового направления А. Д. Кастальского эти принципы нашли наиболее характерное выражение на основе особого склада подголосочной полифонии, разработанной композитором. Подобный стиль гармонизации церковных мелодий был воспринят и другими представителями Нового направления, получив широкое и многообразное применение в авторской духовномузыкальной композиции рубежа XIX–XX вв.
церковное пение, русский стиль, Новое направление, древние церковные роспевы, гармонизации, духовная музыка, Кастальский.
1. Артемова Е. Г. Петербургская ветвь в Новом направлении: Н. И. Компанейский, М. А. Лисицын, С. В. Панченко: дис. … канд. искусств. М., 2003.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. М., 2004.
3. Преображенский А. В. Культовая музыка в России Л., 1924.
Рыбакова Надежда Эдуардовна
Рыбакова Н. Э. К вопросу о гармонизациях древних роспевов. По материалам Московского конкурса Общества любителей церковного пения 1884±1886 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 85-94. DOI: 10.15382/sturV201621.85-94
В статье проведен анализ гармонизаций древних роспевов, авторы которых приняли участие в конкурсе Общества любителей церковного пения в Москве — результаты его были изданы в сборнике «Опыты переложений древних церковных напевов для хорового исполнения» в 1887 г. Отдельные переложения П. Р. Вейхенталя и В. Ф. Комарова, премированные по результатам конкурса, а также работы В. Н. Кашперова рассматриваются в контексте деятельности Общества, поддерживавшего древнерусского и обиходного уставного пения и ставившего своей целью развитие правильного взгляда на церковно-мелодическое пение и духовно-музыкальное творчество. Пытаясь соответствовать условиям конкурса и найти подходящий стиль гармонизации для древних церковных мелодий, композиторы в своих переложениях использовали способы хоровой обработки, отличные от привычного в то время хорального стиля с опорой на гармонические закономерности классической тональности — стиля, который был утвержден в обиходе Придворной капеллы 1848 г. и внедрен во многих российских епархиях. Общей чертой конкурсных переложений стало стремление авторов приблизить интонационноритмическую и ладовую окраску хоровой партитуры к особенностям древней мелодии. В результате отдельные голоса приобрели ритмическую свободу, подвижность и гибкость, а их сочетание привело к образованию ряда созвучий с побочными тонами, возникающих в пределах гармонической опоры на диатонику. Несмотря на то что, по мнению членов Общества, эти работы не были признаны образцом гармонизации древних церковных роспевов, они стали важной вехой на пути становления национального стиля в духовной музыке, который расцвел на рубеже XIX–XX вв.
Общество любителей церковного пения, гармонизации, национальный стиль, конкурс, знаменный роспев
1. Богомолова Л. М. Историография изучения устной традиции в культовом певческом искусстве // Из истории музыкальной жизни России XVIII–XIX веков. М., 1990. С. 97–107.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М., 2004. Т. 2.
3. Плотникова Н. Ю. Воскрешение древности // Московский журнал. 1992. № 6. С. 33–36.
4. Плотникова Н. Ю. Всенощное бдение // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. IX. С. 679.
5. Потемкина Н. А. Богослужебное пение в начале и конце XX века. М., 1999.
6. Рахманова М. П. Общество любителей церковного пения: Вступ. статья // Русская духовная музыка в документах и материалах. М., 2002. Т. 3. С. 190–231.
Рыбакова Надежда Эдуардовна
Рыбакова Н. Э. Духовно-музыкальные сочинения П. Д. Самарина // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 161-187. DOI: 10.15382/sturV201832.161-187
Задача автора статьи — привлечь внимание к гармонизациям церковных песнопений, выполненным в свое время П. Д. Самариным, представителем известного московского дворянского рода и активным участником Московского общества любителей церковного пения. Одним из направлений его деятельности в ОЛЦП были именно гармонизации церковных напевов: Самарин посвятил этому делу почти всю свою жизнь. Будучи скромным от природы человеком, он не издавал своих гармонизаций, тем не менее ряд образцов, заслуживающих, на наш взгляд, внимания, сохранился, хотя и в рукописном виде. В данной статье предметом исследования стали рукописи, находящиеся в настоящее время в фонде ВМОМК им. М. И. Глинки: «Приидите поклонимся», «Слава… Единородный Сыне», «Свете тихий» и «Хвалите имя Господне». Все образцы характеризуются прозрачной фактурой, ясной гармонией, обнаруживая стилистические черты, свойственные русским церковным песнопениям. Мелодии, как правило, интонационно близки различным церковным роспевам (сокращенному знаменному, киевскому), хотя им и не сопутствуют конкретные указания. В гармонической вертикали преобладают трезвучия и обращения трезвучий, частой оказывается ладовая переменность устоев секундового соотношения. Упомянутые в данной статье рукописи П. Д. Самарина расширяют представление об одной из существенных для его деятельности сторон, а выявление стилистической характерности выполненных им гармонизаций церковных напевов говорит о нем как о знатоке обиходного церковного пения.
Общество любителей церковного пения, гармонизации, Петр Дмитриевич Самарин, Приидите поклонимся, Единородный Сыне, Свете тихий, Хвалите имя Господне
  1. Никольский А. В. Памяти П. Д. Самарина // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918). М.: Языки славянских культур, 2002. С. 321–326.
  2. Плотникова Н. Ю. Любитель церковного пения // Русская духовная музыка XIX — начала XX века: страницы истории. М., 2007. С. 164–168.
  3. Рахманова М. П. Петр Дмитриевич Самарин // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918) / А. А. Наумов, М. П. Рахманова. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. / С. Г. Зверева. М.: Языки славянских культур, 2002. С. 290–292.
  4. Самарин П. Д. Приидите поклонимся // ВМОМК им. М. И. Глинки, библиотека Неаполитанского. № 72242.
  5. Самарин П. Д. Свете тихий // ВМОМК им. М. И. Глинки, библиотека Неаполитанского. № 72739.
  6. Самарин П. Д. Слава… Единородный Сыне // ВМОМК им. М. И. Глинки, библиотека Неаполитанского. № 72242.
  7. Самарин П. Д. Хвалите имя Господне // ВМОМК им. М. И. Глинки, библиотека Неаполитанского. № 72242.
  8. Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: ПСТБИ, 2001.
  9. Чернышева-Самарина Е. А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: ПСТБИ, 2001. С. 119–204.
Рыбакова Надежда Эдуардовна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: препод. кафедры церковно-певческого обихода;
ORCID: 0000-0002-4940-9937;
Электронный адрес: r.nadezda2109@mail.ru.