/
Результат поиска


Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 17-26.
PDF
В статье рассматриваются проблемы, связанные с теоретическим определением целей и задач социального воспитания в постиндустриальную эпоху. В содержании социального воспитания на первое место выдвигается функция помощи, заботы средствами социальной политики, социальной работы, социальной коррекции и реабилитации. В задачах автор отмечает два уровня социальности: «макроуровень» — обеспечение возможности человеку быть частью сообщества и «микроуровень» — возможность его самовыражения, самореализации. Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 09-06-00742а.
социальное воспитание, социализация, социальная компетентность, постиндустриальное общество, социальная педагогика, социальная психология.
Ромм Татьяна Александровна
Ромм Т. А. Становление и развитие интерпретативного образа социального воспитания в отечественной педагогике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 32-43. DOI: 10.15382/sturIV201435.32-43
Неконвенциональность представлений о социальном воспитании, свойственная современному развитию педагогической науки, связана с уточнением методологических позиций, задающих способы осознания и восприятия педагогических феноменов. Ракурс анализа сдвигается в сторону индивидуализированных характеристик социальных ситуаций и путей их преобразования. Для прояснения сущности феномена социального воспитания недостаточно обращения к эвристическим возможностям нормативнообъясняющей методологии (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.), реализация же иной исследовательской ориентации связана с интерпретативно-понимающим научным подходом (В. Дильтей, Дж. Г. Мид и др.), провозглашающим множественность проявлений любого социального феномена. В статье анализируются источники формирования интерпретативного теоретического образа социального воспитания, раскрываются особенности его становления и развития в отечественной педагогике.
социальное воспитание, нормативный подход, интерпретативный подход.
1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация: введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
3. Богданова Е. В., Ромм Т. А. Социальное воспитание в трансформирующемся обществе: Монография. Новосибирск, 2012.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
5. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политиче ского познания // Избранные произведения. М., 1990. С. 345–415.
6. Гуссерль Э. Собрания соч.: Т. 3 (1). Логические исследования. Т. 2 (1). М., 2001.
7. Демакова И. Д. Междисциплинарный подход в теории воспитания: в поисках новой методологии // Вопросы воспитания. 2012. № 1 (10). С. 14–19.
8. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы: В 6 т. М., 2001. Т. 4.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. М., 1991.
10. Закирова А. Ф. Педагогическая герменевтика: социокультурный контекст и научно-образовательная практика // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 5. С. 4–10.
11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
12. Мид Дж. Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 213–222.
13. Мудрик А. В. Мои методологические штудии // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / Т. А. Ромм, Т. Т. Щелина, общ. ред. Арзамас: изд. АГПИ, 2011. С. 76–92.
14. Парсонс Т. О структуре социального воздействия. М.: Академический проект, 2000.
15. Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 2002.
16. Ромм М. В., Ромм Т. А. Конструирование теоретических образов социальных феноменов // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2010. Т. 8. Вып. 2. С. 32–36.
17. Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3. С. 15–25.
18. Склярова Т. В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 35–38.
19. Смирнова Н. М. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 127–137.
20. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000.
21. Шюц А. Смысловая структура повседневности: Очерки по феноменологической социологии: [Пер. с англ.]. М., 2003.
22. Fischer A. Descriptive Pеdagogik // Denkformen und Forschungsmethoden in der Erziehungswissenschaft. München, 1966. S. 83–99.
Ромм Татьяна Александровна