/
Результат поиска


Ромашина Е. Ю. Визуализация религии в российских азбуках и букварях XIX – начала XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 67-85. DOI: 10.15382/sturIV201746.67-85
На протяжении XIX-XX вв. произошло качественное изменение роли наглядности в пособиях для первоначального обучения грамоте: визуальные компоненты азбук и букварей приобрели самостоятельное дидактическое значение. В частности, разнообразные изобразительные материалы стали широко использоваться в начальном религиозном образовании. В нашем исследовании мы проследили их историческую эволюцию в России на протяжении «долгого девятнадцатого века». В статье рассмотрены российские азбуки и буквари, выпущенные в 1800-1917 гг. в столице и провинции государственными, церковными и частными издательствами, ориентированные на православное вероисповедание, 209 изданий и переизданий. Визуальные элементы религиозного содержания - изображения религиозной символики; многофигурные иллюстрации к библейским сюжетам; изображения религиозных практик - обнаружены нами в 68 пособиях. Количество изданий с визуальным религиозным контентом нарастает, но их относительное число не меняется: 1800-1864 гг. - 9 пособий из 29; 1865-1899 - 31 из 95; 1900-1917 - 28 из 85. На протяжении всего XIX и начала ХХ века динамика использования визуального ряда в начальном религиозном образовании показывает расширение его спектра от мелких рисунков декоративного характера, не связанных с текстами, до иллюстрированной Священной истории без текстуального контента. Помимо расширения репертуара визуальных элементов с религиозным содержанием мы увидели качественные изменения функций религиозных визуальных элементов в учебниках: от доминирования декоративной и ориентировочной функций - к появлению и развитию дидактических. Полагаем, что данный процесс демонстрирует кардинальное историческое изменение в подходах к школьному религиозному образованию. Целостная реконструкция реальной практики использования визуального в религиозном образовании требует дополнительных исследований методических руководств для учителя, мемуаров и других источников.
азбука, букварь, учебник, визуальный ряд, обучение грамоте, религия, религиозное образование
  1. Азбука в картинках для маленьких детей. М., 1893.
  2. Азбука для начального учения. М., 1912.
  3. Азбуки, буквари и книги для чтения. Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. URL: http://www.abc.gnpbu.ru/
  4. Азбучка для детей: С картинами. М., 1884.
  5. Александрович М. С. Школка грамоты: Начатки род. яз., Христова учения и счета: Для крестьян. ребят. М., 1905.
  6. Анастасиев А. И. Русско-славянская азбука для начальных училищ и домашнего обучения. М., 1891.
  7. Баранов А. Г. Наше родное: Рус. и церк.-слав. букварь и сб. ст. для упражнения в рус. и церк.-слав. чтении, с образцами для письма, материалом для самостоят. письм. упражнений и рис. в тексте. СПб., 1886.
  8. Белый В. И. Русская азбука с примерами правильного чтения, с объяснением главных правил русской и церковно-славянской грамматики, а также краткое понятие о божественной литургии, цифры, меры, вес и общеполезные сведения. Одесса, 1898.
  9. Бородина А. В. Основы православной культуры. Мы и наша культура: Учеб. пособие для 1 класса. М., 2005.
  10. Брайковский А. А. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковно- славянскому чтению в школе и дома. М., 1889.
  11. Букварь гражданский и церковный: с прил.: молитв, ст. для чтения, кр. сведений о России и прописей. [Б. м.], 1866.
  12. Букварь для вотских детей. Казань, 1892.
  13. Букварь солдатский. СПб., 1867.
  14. Букварь солдатский. СПб., 1869.
  15. Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения и письма, в трех книжках. СПб., 1907.
  16. «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.). / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2015.
  17. Васин. Новейшая российская азбука: с картинами. М., 1917.
  18. Великолепная русская азбука: Подарок для добрых детей. СПб., 1844.
  19. Викторин, архим. Азбука по новому способу обучать детей грамоте. Казань, 1871.
  20. Водовозов В. И. Русская азбука для детей. СПб., 1873;
  21. То же. СПб., 1875.
  22. Греков Ф. В. Русский наглядный букварь: Обучение чтению, письму, рисованию и правописанию, со многими картинками в тексте и образцами для письма и рисования. М., 1908.
  23. Гречушкин С. И. Мир божий: Русская азбука для обучения чтению и письму. М., 1904.
  24. Григорьев Л. Русское слово: Руководство для обучения рус. яз. в тех шк., в которых дети при поступлении не умеют говорить по-русски. Рига, 1914.
  25. Гуслистый А. А. Российский букварь для обучения детей грамоте по общепринятому способу, заставляя их заучивать склады, и по новейшему —не заставляя заучивать ни одного склада: В 3 ч. СПб., 1830.
  26. Гутт М. Полная российская азбука, по которой дитя может выучиться российской грамоте легко, приятно и в непродолжительном времени. М., 1821.
  27. Гутт М. Самоучитель, или Полная российская азбука, составленная по новейшей методе, и с новыми, до сих пор неизвестными облегчениями к изучению чтения: С 85 картинами и примерами рос. прописей новейшего почерка. М., 1831.
  28. Дараган А. М. Елка: Подарок на Рождество. СПб., 1874.
  29. Дмитриев Д. Н. Золотой букет: Азбука: Сост. по новейшей методе, принятой во всех школах грамотности, нар. учитель Д. Н. Дмитриев. С 8-ю хромо-лит. картинками, рис. и виньетками худож. И. И. Кланга. М., 1896.
  30. Добровольский В. Церковная грамота: Букварь для обучения церковнославян. чтению СПб., 1871; Азбука для начального учения. М., 1912.
  31. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры: Учеб. пособие для 1 кл. М., 2006.
  32. Ермин Н. Я. Азбука совместного обучения чтению и письму: Для нач. уч-щ. СПб., 1913.
  33. Золотов В. А. Русская азбука с наставлением, как должно учить. СПб., 1865.
  34. «Картинки в твоем букваре»: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, М. А. Козлова, ред. М., 2013.
  35. Кренке В. Д. Азбука для народных школ с наставлением для учителя В. Д. Кренке. СПб., 1880.
  36. Криж В. О. Азбука для сельских школ, русская и церковно-славянская. М., 1904;
  37. То же. М., 1905.
  38. Кузнецов А. Самоучитель, или Новейшая и полная энциклопедическая российская азбука, составленная по новейшей, ныне употребляемой, методе, и с новыми облегчениями для чтения, Александром Кузнецовым. М., 1884.
  39. Лебедев В. Ученье — свет: Русский букварь: Чтение и письмо. М., 1909.
  40. Лубенец Т. Г. Русско-славянский букварь. Киев, 1910.
  41. Люстрицкий В. Ф. Азбука для начальных училищ и домашнего обучения: В 3 ч. Казань, 1890. Ч. 1.
  42. «На фоне Пушкина воспитанное детство»: педагогика визуального в учебнике и на картине / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2011.
  43. Никольский В. Азбука, изданная для того, чтобы удобством, простотою, легкостью и скоростью заохотить крестьян к грамотности. М., 1871.
  44. Никольский В. Народная азбука. Для школьного и домашнего обучения. Новая звуковая метода с славянскою азбукою такой же методы В. Никольского М., 1873.
  45. Новая полная русская азбука, содержащая в себе: молитвы, заповеди, кр. слав. азбуку, нравственные анекдоты, басни и табл. умножения. М., 1880.
  46. Новая русская азбука для всех. СПб., 1883.
  47. Новый наглядный букварь «Детский мир»: естеств. метод обучения чтению. М., 1917.
  48. Новый наглядный русский букварь: легчайший путь обучения чтению (рус. и церков.-славян.), письму и рисованию. с художеств. раскраш. карт. для бесед: для гор., земс. и церков.-приход. шк., а также и для семьи. М., 1912.
  49. Павленков Ф. Ф. Наглядная азбука для обучения и самообучения грамоте по наглядно-звуковому способу. СПб., 1898.
  50. Пашков И. И. Русский букварь с картинками. М., 1878 (обл. 1877).
  51. Полная азбука русская, латинская, греческая, немецкая и французская: С привосовокуплением всех правил для произношения в сих языках. М., 1840.
  52. Православный букварь для обучения грамоте по Часослову и Псалтири. М., 2007.
  53. Ромашина Е. Ю. «Забава и польза для детей»: азбука в картинках в учебном книгоиздании России XIX века // Текст. Книга. Книгоиздание. 2017. № 2. URL: http://journals.tsu.ru/book
  54. Русско-славянская азбука для совместного обучения письму и чтению в начальных народных и церковно-приходских школах. СПб., 1889.
  55. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету. М., 1914.
  56. Тихомиров Д. И., Тихомирова Е. Н. Букварь. Минск, 2011.
  57. Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбуки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте. СПб., 1867.
  58. То же. СПб., 1873.
  59. То же. СПб., 1892.
  60. Alwall E. The religious trend in secular English-Irish schoolbooks 1850–1861 and 1871–1880: with a survey of the corresponding development in the U.S.A. Lund, 1974.
  61. Alwall E. The religious trend in secular Scottish school-books: 1850–1861 and 1873–1882; with a survey of the debate on education in Scotland in the middle and late 19. century. Lund, 1970.
  62. Bayer G. Die religiöse Dimension der Erstlesefi beln und Lesebücher der bayerischen Grundschule von 1870 bis 1960. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Filosophischen
  63. Fakultäten der Universität Augsburg vorgelegt von Gerhard Bayer aus Neusäss. 1993.
  64. Brodeur R. Catéchisme et identité culturelle dans le diocèse de Québec de 1815. Sainte-Foy, 1998.
  65. Brodeur R. Les catéchismes au Québec 1702–1963. Sainte-Foy; P., 1990.
  66. Götz G. Das Gottes- und Jesusbild in Fibeln des 19. und 20. Jahrhunderts. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktor der Philosophie an der Kulturwissenschaftlichen Fakultät der Universität Bayreuth vorgelegt von Gerhard Götz (Dipl.Theol./Dipl.Päd.) aus Bayreuth. 1992. Augsburg, 1993.
  67. Religious Education in History — Confessional and Inter-Confessional Experiences / D. Lindmark, ed. Umea, 2003.
  68. Tiana A. Textbooks for the Teaching of Religion at Primaty School in Spain, 1808–1931 // Padagogica historica. Supplementary series. 1999. Vol. 5. P. 119–132.
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а
Ромашина Е. Ю., Агеева А. В. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 73-81. DOI: 10.15382/sturIV201851.73-81
Социально-экономические, политические, культурные изменения середины XIX в. «запустили» процессы ускоренного развития и становления в России начального образования как сравнительно массового явления. Внимание педагогов — теоретиков и практиков — обратилось к проблеме метода обучения первоначальной грамоте. Важнейшее место в педагогических дискуссиях занял вопрос применения наглядности в рамках этого процесса. Достаточно заметным был вклад в дело наглядного обучения в начальной народной школе известного земского деятеля, автора нескольких учебников и методических пособий Николая Александровича Корфа. В статье проанализированы: книга для чтения «Наш друг» и руководства, составленные Корфом для учителей. По словам Корфа, его пособие являлось прямым продолжением «Родного слова» Ушинского, но в отличие от него было составлено с учетом особенностей народной сельской школы. Корф считал совершенно необходимым выделение в курсе начальной школы особых уроков наглядного обучения. В статье выявлены взаимосвязи между теоретическими представлениями Н. А. Корфа об использовании наглядности при обучении грамоте и визуальным рядом его книги для чтения. Отмечено, что визуальные компоненты имели самостоятельное дидактическое значение. Описан алгоритм наглядного обучения грамоте, предложенный Корфом. Иллюстративный ряд его пособия выполнял функцию пояснения и дополнения текстов, снабжал детей прикладными полезными сведениями, знакомил с явлениями и процессами окружающего мира — как природного, так и созданного человеком. В статье подчеркивается, что хотя «Наш друг» содержал множество иллюстраций, но его визуальный ряд не был оснащен методически. Пособие включало в себя множество вопросов к текстам, но в нем практически не было заданий к визуальным материалам.
Н. А. Корф, наглядное обучение, обучение грамоте, букварь, азбука, книга для чтения, визуальный ряд, метод обучения, иллюстрация, образное мышление
  1. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. Изд. 1. СПб., 1871; изд. 11. СПб., 1882.
  2. Корф Н. А. Наши педагогические вопросы. М., 1882.
  3. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: кн. для учащих. СПб., 1881.
  4. Корф Н. А. Русская начальная школа: рук. для земских гласных и учителей сельских шк. СПб., 1879.
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Агеева Антонина Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а.