/
Результат поиска


Рожков А. Ю. Визуальные образы «советскости» в школьном букваре 1920–1930-х гг.: контент, структура, динамика // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 57-72. DOI: 10.15382/sturIV201745.57-72
В статье описаны результаты исследования по выявлению динамики, структуры и содержания визуальных образов как инструмента индоктринации «советского» в букварях для школ Северного Кавказа на рубеже 1920–1930-х гг. Важнейшим идентификационным признаком «советскости», по мнению автора, является противопоставление советского канона всему «чужому»/«чуждому» — досоветскому (монархическому, дореволюционному) и западному (буржуазному, капиталистическому). Методологически работа выстроена в рамках формального семиотического анализа иллюстраций по типологии знаков Ч. Пирса. Для интерпретации более глубоких общественных структур, отображенных в иллюстрациях, применена концепция структурной интерпретации П. Штомпка в виде модели INIS. На практическом материале установлено, что резкое (в 3,5 раза) увеличение визуального индекса «советскости» приходится на период 1930–1932 гг., что совпало по времени с отменой комплексного метода преподавания и возвратом к предметной системе обучения. Наряду с этим наблюдается некоторое возрастание роли текстовых образов в советизации сознания младших школьников по сравнению с визуальными.
школьный букварь, визуальные образы, «советскость», индоктринация, Северный Кавказ, 1920–1930-е гг.
Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Правило в(з)гляда: к теории семантико-педагогического анализа иллюстрации в учебнике для начальной школы // «Картинки в моем букваре»: Педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы. М., 2013. С. 9–60.
Борисов С. Б. Энциклопедический словарь русского детства: в 2 т. Т. 1. А — Н. Шадринск, 2008.
Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб., 2008.
Капран В. И., Капран О. В. Психология и разработка рекламной продукции. М., 2008.
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб., 2000.
Макаревич Г. В. Иллюстрация в учебной книге: семантико-педагогический анализ (исследовательская матрица) // «На фоне Пушкина воспитанное детство»: Педагогика визуального в учебнике и на картине: сб. ст. и материалов. М., 2011. С. 193–284.
Маркарова Т. С., Безрогов В. Г. Партийное возвращение к чистой человечности // «Букварь — это молот»: учебники для начальной школы на заре советской власти 1917– 1932 гг.: сб. науч. тр. и материалов. М., 2011. С. 6.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.
Пирс Ч.. Что такое знак? // Вестник Томского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3. С. 88–95.
Попов М. Е. Антропология советскости: философский анализ: дисс… канд. филос. наук. Ставрополь, 2004.
Рожков А. Ю. Иммунизация «советскости»: северокавказский букварь как транслятор идеологии (1927–1932 гг.) // «Начало учения дътемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: сб. ст. под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой. М., 2014. С. 277–307.
Сальникова А. А. «Блестящий воспитатель»: ёлочная игрушка как инструмент наделения «советскостью» // Ребенок в истории и культуре: тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 4. М., 2010. С. 370–402.
Сальникова А. А. Российское детство в ХХ веке: история, теория и практика исследования. Казань, 2007.
Сенькина А. А. Книга для чтения в 1920-х годах: старое vs новое // Учебный текст в советской школе: сб. ст. / С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский, сост. СПб., 2008. С. 38–44.
Штомпка П. Визуальная социология: Фотография как метод исследования. М., 2010.
Fürst J. Stalin's last generation: Soviet post-war youth and the emergence of mature socialism. Oxford; New York, 2010.
Рожков Александр Юрьевич