/
Результат поиска


Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78-88. DOI: 10.15382/sturIII201440.78-88
В статье обсуждается одна из характерных особенностей коптского агиографического предания о Диоклетиане — его особая связь с Аполлоном. Анализ ее позволяет признать, что в основу этого представления легли два разных события, связанные со святилищем Аполлона в Дафне близ Антиохии. Во-первых, роль оракула в решении Диоклетиана начать гонения против христиан и, во-вторых, история перенесения мощей свщмч. Вавилы и пожара в этом святилище при Юлиане Отступнике. Этот факт расширяет круг источников, с которыми были знакомы и которые перерабатывали в своих целях коптские авторы, он позволяет включить в их число помимо церковных историков Евсевия, Лактанция и Иоанна Малалы, гомилии Иоанна Златоуста и Севира Антиохийского.
коптская агиография, циклы, историография, гомилетика, гимнография, Диоклетиан, Аполлон, Антиохия, Иоанн Златоуст, Севир Антиохийский.
1. Еланская А. И. Коптские рукописи Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (Палестинский сборник; Вып. 20 (83)).
2. Лурье В. М. Введение в критическую агиографию. СПб., 2009.
3. Allen P., Hayward C. T. R. Severus of Antioch, London, 2004.
4. Bagnall R. S., Worp K. A. 2004 “The Era of Diocletian and of the Martyrs”, in Chronological Systems of Byzantine Egypt, Leiden, 2004, pp. 66–87.
5. Baumeister Th. Martyr Invictus: der Martyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen koptischen Kirche, Münster, 1972.
6. Berg-Onstwedder G., van den. 1990 “Diocletian in the Coptic Tradition”, in Bulletin de la Société d’Archéologie Copte, Cairo, 1990, vol. 29, pp. 87–122.
7. Hyvernat H. (ed.) Bibliothecae P. Morgan codices coptici photographice expressi, Rome, 1922, vol. 41, pp. 149–204.
8. Corcoran S. 2012 “Before Constantine”, in Lenski N. (ed.) The Cambridge Companion to the Age of Constantine, New York, 2012, pp. 35–58.
9. Crum W. E. 1902 “Eusebius and Coptic Church Histories”, in Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, 1902, vol. 24, pp. 68–84.
10. Crum W. E. Theological Texts from Coptic Papyri, Oxford, 1913.
11. Downey G. A History of Antioch: From Seleucus to the Arab Conquest, Princeton, 1961.
12. Delehaye H. Cinq leçons sur la méthode hagiographique, Bruxelles, 1934.
13. Esbroek M., van. 1981 “Le saint comme symbole”, in Hackel S. (ed.) The Byzantine Saint: University of Birmingham, Fourteenth Spring Symposium of Byzantine Studies, London, 1981, pp. 128–140.
14. Fiey J. M. 1972/1973 “Coptes et Syriaques: Contacts et Échanges”, in Studia Orientalia Christiana Collectanea, Cairo, 1972/1973, vol. 15, pp. 295–365.
15. Frend W. H. C. 1991 “Diocletian”, in The Coptic Encyclopedia, New York, 1991, vol. 3, pp. 904–908.
16. Lemm O von. Koptische Fragmente zur Patriarchengeschichte Alexandriens, Saint-Petersburg, 1888.
17. Lieu S. N. C. The Emperor Julian: Panegyric and Polemic, Liverpool, 1989.
18. MacCoull L. S. B., Worp K. A. 1990 “The Era of the Martyrs”, in Miscellanea papyrologica in occasione del bicentenario dell’edizione della Charta Borgiana, Florence, 1990, vol. 2, pp. 375–408.
19. Malan S. C. The Calendar of the Coptic Church, London, 1873.
20. Mayer W., Allen P. The Churches of Syrian Antioch (300–638 CE), Leuven, 2012.
21. Munier H. 1918 “Les Actes du martyre de saint Isidore”, in Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale, Cairo, 1918, vol. 14, pp. 97–190.
22. Nixon C. E. V., Rodgers B. S. 1994 “Maximian and the Genesis of the Tetrarchy”, in Nixon C. E. V., Rodgers B. S. In Praise of Later Roman Emperors: The Panegyrici Latini. Introduction, Translation and Historical Commentary, Berkeley, 1994, pp. 44–51.
23. Orlandi T. 1991 “John Chrysostom, Saint”, in The Coptic Encylopedia, New York, 1991, vol. 5, pp. 1357–1359.
24. Orlandi T. 1985 “Nuovi frammenti della Historia Ecclesiastica Copta”, in Studi in onore di Edda Bresciani, Pisa, 1985, pp. 363–384.
25. Orlandi T. (ed.) Storia della Chiesa di Alessandria, Milan, Varese, 1968–1970.
26. Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides. L’apport des sources papyrologiques et épigraphiques grecques et coptes, Paris, 2001.
27. Papaconstantinou A. 2006 “Historiography, Hagiography, and the Making of the Coptic «Church of the Martyrs» in Early Islamic Egypt”, in Dumbarton Oaks Papers, Washington, Cambridge, 2006, vol. 60, pp. 65–86.
28. Potter D. S. The Roman Empire at Bay: AD 180–395, New York, 2005.
29. Williams S. Diocletian and the Roman Recovery, London, 1985.
30. Wüstenfeld H. F. Synaxarium, das ist Heiligen-Kalender der coptischen Christen, Gotha, 1879.
31. Youssef Y. N. 1989 “La genèse d’une légende copte sur l’enfance du roi Dioclétien“, in Bulletin de la Société d’Archéologie Copte, Cairo, 1989, vol. 28, pp. 107–109.
Рогожина Анна Алексеевна
Рогожина А. А. Желчь дракона, змеиный яд и неожиданное использование трупов: описания магии в коптской агиографии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 75-86. DOI: 10.15382/sturIII201649.75-86
В статье рассматриваются описания магии и магических ритуалов в коптской агиографии и их литературно-исторический контекст. В текстах, повествующих о страданиях мучеников эпохи Великого гонения, языческие правители чаще всего обвиняют их в применении колдовских чар. Для победы над «христианской магией» император или его наместники привлекают собственных волшебников, которые пытаются навредить мученикам при помощи демонских сил и смертоносных зелий. Однако святые всегда решительно отрицают какую-либо связь совершаемых ими чудес с магией. Они эффектно разрушают замыслы и ухищрения магов, а в некоторых случаях даже успешно обращают их в христианство, используя в качестве защиты и оружия лишь имя Христово и крестное знамение. Несмотря на то что существуют исторические свидетельства выдвигавшихся против христиан обвинений в колдовстве, рассматриваемые в статье примеры представляют собой не отражение реальной исторической ситуации, а литературную конвенцию, которая сформировалась в значительно более поздний период, когда происходила обработка мученичеств и объединение их в циклы. Анализ некоторых характерных особенностей этих шаблонных историй позволяет сделать вывод, что авторы использовали их не только для развлечения аудитории, но и с определенной дидактической целью. Они призваны сформировать у слушателей четкое представление о «хороших» и «плохих» чудесах, вызвать негативное, близкое к отвращению отношение к магии, а также создать положительный пример того, как христианин должен защищаться от демонских сил.
агиография, циклы, магия, Египет, чудеса, мученики, зелья, язычество, гомилия, дидактика
1. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
2. Еланская А. И. Коптские рукописи Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (Палестинский сборник; Вып. 20 (83)).
3. Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78–88.
4. Франгулян Л. Р. Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 86–96.
5. Acta Martyrum / I. Balestri, H. Hyvernat, eds. P., 1907–1924. Pt. 1. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 43–44. Copt. 3–4).
6. Ancient Christian Magic: Coptic Texts of Ritual Power / Meyer M., Smith R., eds. Princeton, 1999.
7. Barb A. A. The Survival of Magic Arts // The Confl ict between Paganism and Christianity / Momigliano A., ed. Oxford, 1963. P. 100–125.
8. Betz H. D. The Greek Magical Papyri in Translation. Chicago, 1986.
9. Bibliothecae P. Morgan codices coptici photographice expressi / H. Hyvernat, ed. Rome, 1922. T. 41. P. 149–204.
10. Brown P. Sorcery, Demons and the Rise of Christianity // Religion and Society in the Age of Saint Augustine. L., 1972. P. 119‒146.
11. Clarysse W. The Coptic Martyr Cult // Martyrium in Multidisciplinary Perspective: Memorial Louis Reekmans / Lamberigts M., van Deun, P., eds. Leuven, 1995. P. 377‒395.
12. Coptic Martyrdoms etc. in the Dialect of Upper Egypt / Budge E. A. Wallis, ed., transl. L., 1914.
13. Delehaye H. Les Martyrs de l’Egypte // Analecta Bollandiana 40. 1922. P. 5‒154, 299‒364.
14. Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres litteraires. Brussels, 1966.
15. Dickie M. W. Narrative-Patterns in Christian Hagiography // Greek, Roman, and Byzantine Studies. Vol. 40 (1999). P. 83‒89.
16. Dickie M. W. Magic and Magicians in the Greco-Roman World. London, 2001.
17. Drake H. The Legend of Constantine and Eudoxia: Sources, Date, Signifi canceEudoxia and the Holy Sepulchre: A Constantinian Legend in Coptic / Orlandi T., ed. Milano, 1980. P. 83‒179.
18. Frankfurter D. Dynamics of Ritual Expertise in Antiquity and Beyond // Magic and Ritual in the Ancient World / Meyer M. W., Mirecki P. A., eds. Leiden, 2002. P. 159‒178.
19. Frankfurter D. Demon Invocations in the Coptic Magical Spells // Actes du huitieme Congres international d’Etudescoptes / Bosson N., Boud’hors A., eds. Leuven, 2007. Vol. 2. P. 453‒466.
20. Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices / J. W. B. Barns, E. A. E. Reymonds, ed., transl. Oxford, 1973.
21. Ioannes Chrysotomus. Hom. XII in 1 Cor // Patrologia Graeca. P., 1862. T. 61 P. 95‒108.
22. Janowitz N. Magic in the Roman World: Pagans, Jews, and Christians. London, 2001.
23. Kazhdan A. Holy and Unholy Miracle Workers // Byzantine Magic / Maguire H., ed. Washington, 1995. P. 73‒82.
24. Le martyre de Saint Helias et l’encomium de l’eveque Stephanos de Hnes sur Saint Helias / Sobhy G. P. H., ed., transl. Cairo, 1919.
25. Les actes des martyres de l’Egypte / H. Hyvernat, ed. P., 1886.
26. Li Donnici L. R. Beans, Fleawort, and the Blood of a Hamadryas Baboon: Recipe Ingredients in Greco-Roman Magical Materials // Magic and Ritual in the Ancient World / Meyer M. W., Mirecki P. A., eds. Leiden, 2002. P. 359‒377.
27. Magic and Ritual in the Ancient World / Meyer M. W., Mirecki P. A., eds. Leiden, 2002.
28. Magoulias H. J. The Lives of the Byzantine Saints as Sources of data for the history of magic in the sixth and seventh centuries A.D.: Sorcery, Relics and Icons // Byzantion. 37. 1967. P. 228‒269.
29. Maguire H. Byzantine Magic. Washington, Dumbarton Oaks, 1995.
30. Minnen P. van. The Earliest Account of a Martyrdom in Coptic // Analecta Bollandiana 113. 1995. P. 13‒38.
31. O’Leary D. L. The Saints of Egypt. L., 1937.
32. Peters E. The Magician, the Witch and the Law. University of Pennsylvania, 1978.
33. Rives J. B. Magic, Religion, and Law: The Case of the Lex Cornelia de sicariis et venefi ciis // Religion and Law in Classical and Christian Rome / Ando C., Rupke J., eds. Stuttgart, 2006. P. 47‒67.
34. Rogozhina A. A ‘tour of hell’ in the Martyrdom of St Philotheus of Antioch // Coptic Society, Literature and Religion from Late Antiquity to Modern Times. Proceedings of the Tenth International Congress of Coptic Studies, Rome, September 17th‒22nd, 2012, and Plenary Reports of the Ninth International Congress of Coptic Studies, Cairo, September 15th‒19th, 2008 / Buzi P., Camplani A., Contardi F., eds. Louvain, 2016. P. 1129‒1136.
35. Schenke G. Das koptischhagiographische Dossier des Heiligen Kolluthos, Arzt, Martyrer und Wunderheiler. Louvain, 2013.
36. Till W. C. Koptische Heiligen- und Martyrerlegenden. Rome, 1935–1936.
37. Wortley J. Some Light on Magic and Magicians // Greek, Roman, and Byzantine Studies 42. 1991. P. 298‒307.
Рогожина Анна Алексеевна
Рогожина А. А. XI Международный конгресс коптских исследований (Клэрмонтский университет, Калифорния, США) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 157-159.
PDF
Рогожина Анна Алексеевна