/
Результат поиска


Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78-88. DOI: 10.15382/sturIII201440.78-88
В статье обсуждается одна из характерных особенностей коптского агиографического предания о Диоклетиане — его особая связь с Аполлоном. Анализ ее позволяет признать, что в основу этого представления легли два разных события, связанные со святилищем Аполлона в Дафне близ Антиохии. Во-первых, роль оракула в решении Диоклетиана начать гонения против христиан и, во-вторых, история перенесения мощей свщмч. Вавилы и пожара в этом святилище при Юлиане Отступнике. Этот факт расширяет круг источников, с которыми были знакомы и которые перерабатывали в своих целях коптские авторы, он позволяет включить в их число помимо церковных историков Евсевия, Лактанция и Иоанна Малалы, гомилии Иоанна Златоуста и Севира Антиохийского.
коптская агиография, циклы, историография, гомилетика, гимнография, Диоклетиан, Аполлон, Антиохия, Иоанн Златоуст, Севир Антиохийский.
1. Еланская А. И. Коптские рукописи Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (Палестинский сборник; Вып. 20 (83)).
2. Лурье В. М. Введение в критическую агиографию. СПб., 2009.
3. Allen P., Hayward C. T. R. Severus of Antioch, London, 2004.
4. Bagnall R. S., Worp K. A. 2004 “The Era of Diocletian and of the Martyrs”, in Chronological Systems of Byzantine Egypt, Leiden, 2004, pp. 66–87.
5. Baumeister Th. Martyr Invictus: der Martyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen koptischen Kirche, Münster, 1972.
6. Berg-Onstwedder G., van den. 1990 “Diocletian in the Coptic Tradition”, in Bulletin de la Société d’Archéologie Copte, Cairo, 1990, vol. 29, pp. 87–122.
7. Hyvernat H. (ed.) Bibliothecae P. Morgan codices coptici photographice expressi, Rome, 1922, vol. 41, pp. 149–204.
8. Corcoran S. 2012 “Before Constantine”, in Lenski N. (ed.) The Cambridge Companion to the Age of Constantine, New York, 2012, pp. 35–58.
9. Crum W. E. 1902 “Eusebius and Coptic Church Histories”, in Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, 1902, vol. 24, pp. 68–84.
10. Crum W. E. Theological Texts from Coptic Papyri, Oxford, 1913.
11. Downey G. A History of Antioch: From Seleucus to the Arab Conquest, Princeton, 1961.
12. Delehaye H. Cinq leçons sur la méthode hagiographique, Bruxelles, 1934.
13. Esbroek M., van. 1981 “Le saint comme symbole”, in Hackel S. (ed.) The Byzantine Saint: University of Birmingham, Fourteenth Spring Symposium of Byzantine Studies, London, 1981, pp. 128–140.
14. Fiey J. M. 1972/1973 “Coptes et Syriaques: Contacts et Échanges”, in Studia Orientalia Christiana Collectanea, Cairo, 1972/1973, vol. 15, pp. 295–365.
15. Frend W. H. C. 1991 “Diocletian”, in The Coptic Encyclopedia, New York, 1991, vol. 3, pp. 904–908.
16. Lemm O von. Koptische Fragmente zur Patriarchengeschichte Alexandriens, Saint-Petersburg, 1888.
17. Lieu S. N. C. The Emperor Julian: Panegyric and Polemic, Liverpool, 1989.
18. MacCoull L. S. B., Worp K. A. 1990 “The Era of the Martyrs”, in Miscellanea papyrologica in occasione del bicentenario dell’edizione della Charta Borgiana, Florence, 1990, vol. 2, pp. 375–408.
19. Malan S. C. The Calendar of the Coptic Church, London, 1873.
20. Mayer W., Allen P. The Churches of Syrian Antioch (300–638 CE), Leuven, 2012.
21. Munier H. 1918 “Les Actes du martyre de saint Isidore”, in Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale, Cairo, 1918, vol. 14, pp. 97–190.
22. Nixon C. E. V., Rodgers B. S. 1994 “Maximian and the Genesis of the Tetrarchy”, in Nixon C. E. V., Rodgers B. S. In Praise of Later Roman Emperors: The Panegyrici Latini. Introduction, Translation and Historical Commentary, Berkeley, 1994, pp. 44–51.
23. Orlandi T. 1991 “John Chrysostom, Saint”, in The Coptic Encylopedia, New York, 1991, vol. 5, pp. 1357–1359.
24. Orlandi T. 1985 “Nuovi frammenti della Historia Ecclesiastica Copta”, in Studi in onore di Edda Bresciani, Pisa, 1985, pp. 363–384.
25. Orlandi T. (ed.) Storia della Chiesa di Alessandria, Milan, Varese, 1968–1970.
26. Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides. L’apport des sources papyrologiques et épigraphiques grecques et coptes, Paris, 2001.
27. Papaconstantinou A. 2006 “Historiography, Hagiography, and the Making of the Coptic «Church of the Martyrs» in Early Islamic Egypt”, in Dumbarton Oaks Papers, Washington, Cambridge, 2006, vol. 60, pp. 65–86.
28. Potter D. S. The Roman Empire at Bay: AD 180–395, New York, 2005.
29. Williams S. Diocletian and the Roman Recovery, London, 1985.
30. Wüstenfeld H. F. Synaxarium, das ist Heiligen-Kalender der coptischen Christen, Gotha, 1879.
31. Youssef Y. N. 1989 “La genèse d’une légende copte sur l’enfance du roi Dioclétien“, in Bulletin de la Société d’Archéologie Copte, Cairo, 1989, vol. 28, pp. 107–109.
Рогожина Анна Алексеевна
Рогожина А. А. Желчь дракона, змеиный яд и неожиданное использование трупов: описания магии в коптской агиографии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 75-86. DOI: 10.15382/sturIII201649.75-86
В статье рассматриваются описания магии и магических ритуалов в коптской агиографии и их литературно-исторический контекст. В текстах, повествующих о страданиях мучеников эпохи Великого гонения, языческие правители чаще всего обвиняют их в применении колдовских чар. Для победы над «христианской магией» император или его наместники привлекают собственных волшебников, которые пытаются навредить мученикам при помощи демонских сил и смертоносных зелий. Однако святые всегда решительно отрицают какую-либо связь совершаемых ими чудес с магией. Они эффектно разрушают замыслы и ухищрения магов, а в некоторых случаях даже успешно обращают их в христианство, используя в качестве защиты и оружия лишь имя Христово и крестное знамение. Несмотря на то что существуют исторические свидетельства выдвигавшихся против христиан обвинений в колдовстве, рассматриваемые в статье примеры представляют собой не отражение реальной исторической ситуации, а литературную конвенцию, которая сформировалась в значительно более поздний период, когда происходила обработка мученичеств и объединение их в циклы. Анализ некоторых характерных особенностей этих шаблонных историй позволяет сделать вывод, что авторы использовали их не только для развлечения аудитории, но и с определенной дидактической целью. Они призваны сформировать у слушателей четкое представление о «хороших» и «плохих» чудесах, вызвать негативное, близкое к отвращению отношение к магии, а также создать положительный пример того, как христианин должен защищаться от демонских сил.
агиография, циклы, магия, Египет, чудеса, мученики, зелья, язычество, гомилия, дидактика
1. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
2. Еланская А. И. Коптские рукописи Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (Палестинский сборник; Вып. 20 (83)).
3. Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78–88.
4. Франгулян Л. Р. Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 86–96.
5. Acta Martyrum / I. Balestri, H. Hyvernat, eds. P., 1907–1924. Pt. 1. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 43–44. Copt. 3–4).
6. Ancient Christian Magic: Coptic Texts of Ritual Power / Meyer M., Smith R., eds. Princeton, 1999.
7. Barb A. A. The Survival of Magic Arts // The Confl ict between Paganism and Christianity / Momigliano A., ed. Oxford, 1963. P. 100–125.
8. Betz H. D. The Greek Magical Papyri in Translation. Chicago, 1986.
9. Bibliothecae P. Morgan codices coptici photographice expressi / H. Hyvernat, ed. Rome, 1922. T. 41. P. 149–204.
10. Brown P. Sorcery, Demons and the Rise of Christianity // Religion and Society in the Age of Saint Augustine. L., 1972. P. 119‒146.
11. Clarysse W. The Coptic Martyr Cult // Martyrium in Multidisciplinary Perspective: Memorial Louis Reekmans / Lamberigts M., van Deun, P., eds. Leuven, 1995. P. 377‒395.
12. Coptic Martyrdoms etc. in the Dialect of Upper Egypt / Budge E. A. Wallis, ed., transl. L., 1914.
13. Delehaye H. Les Martyrs de l’Egypte // Analecta Bollandiana 40. 1922. P. 5‒154, 299‒364.
14. Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres litteraires. Brussels, 1966.
15. Dickie M. W. Narrative-Patterns in Christian Hagiography // Greek, Roman, and Byzantine Studies. Vol. 40 (1999). P. 83‒89.
16. Dickie M. W. Magic and Magicians in the Greco-Roman World. London, 2001.
17. Drake H. The Legend of Constantine and Eudoxia: Sources, Date, Signifi canceEudoxia and the Holy Sepulchre: A Constantinian Legend in Coptic / Orlandi T., ed. Milano, 1980. P. 83‒179.
18. Frankfurter D. Dynamics of Ritual Expertise in Antiquity and Beyond // Magic and Ritual in the Ancient World / Meyer M. W., Mirecki P. A., eds. Leiden, 2002. P. 159‒178.
19. Frankfurter D. Demon Invocations in the Coptic Magical Spells // Actes du huitieme Congres international d’Etudescoptes / Bosson N., Boud’hors A., eds. Leuven, 2007. Vol. 2. P. 453‒466.
20. Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices / J. W. B. Barns, E. A. E. Reymonds, ed., transl. Oxford, 1973.
21. Ioannes Chrysotomus. Hom. XII in 1 Cor // Patrologia Graeca. P., 1862. T. 61 P. 95‒108.
22. Janowitz N. Magic in the Roman World: Pagans, Jews, and Christians. London, 2001.
23. Kazhdan A. Holy and Unholy Miracle Workers // Byzantine Magic / Maguire H., ed. Washington, 1995. P. 73‒82.
24. Le martyre de Saint Helias et l’encomium de l’eveque Stephanos de Hnes sur Saint Helias / Sobhy G. P. H., ed., transl. Cairo, 1919.
25. Les actes des martyres de l’Egypte / H. Hyvernat, ed. P., 1886.
26. Li Donnici L. R. Beans, Fleawort, and the Blood of a Hamadryas Baboon: Recipe Ingredients in Greco-Roman Magical Materials // Magic and Ritual in the Ancient World / Meyer M. W., Mirecki P. A., eds. Leiden, 2002. P. 359‒377.
27. Magic and Ritual in the Ancient World / Meyer M. W., Mirecki P. A., eds. Leiden, 2002.
28. Magoulias H. J. The Lives of the Byzantine Saints as Sources of data for the history of magic in the sixth and seventh centuries A.D.: Sorcery, Relics and Icons // Byzantion. 37. 1967. P. 228‒269.
29. Maguire H. Byzantine Magic. Washington, Dumbarton Oaks, 1995.
30. Minnen P. van. The Earliest Account of a Martyrdom in Coptic // Analecta Bollandiana 113. 1995. P. 13‒38.
31. O’Leary D. L. The Saints of Egypt. L., 1937.
32. Peters E. The Magician, the Witch and the Law. University of Pennsylvania, 1978.
33. Rives J. B. Magic, Religion, and Law: The Case of the Lex Cornelia de sicariis et venefi ciis // Religion and Law in Classical and Christian Rome / Ando C., Rupke J., eds. Stuttgart, 2006. P. 47‒67.
34. Rogozhina A. A ‘tour of hell’ in the Martyrdom of St Philotheus of Antioch // Coptic Society, Literature and Religion from Late Antiquity to Modern Times. Proceedings of the Tenth International Congress of Coptic Studies, Rome, September 17th‒22nd, 2012, and Plenary Reports of the Ninth International Congress of Coptic Studies, Cairo, September 15th‒19th, 2008 / Buzi P., Camplani A., Contardi F., eds. Louvain, 2016. P. 1129‒1136.
35. Schenke G. Das koptischhagiographische Dossier des Heiligen Kolluthos, Arzt, Martyrer und Wunderheiler. Louvain, 2013.
36. Till W. C. Koptische Heiligen- und Martyrerlegenden. Rome, 1935–1936.
37. Wortley J. Some Light on Magic and Magicians // Greek, Roman, and Byzantine Studies 42. 1991. P. 298‒307.
Рогожина Анна Алексеевна
Рогожина А. А. XI Международный конгресс коптских исследований (Клэрмонтский университет, Калифорния, США) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 157-159.
PDF
Рогожина Анна Алексеевна
Рогожина А. А. Гимнографические свидетельства «обмена святыми» между Египтом и Сирией в первом тысячелетии н. э. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 93-103. DOI: 10.15382/sturIII201961.93-103
В статье рассматривается процесс, который можно обозначить как «обмен святыми» между Египтом и Сирией. Коптские синаксари и богослужебные книги содержат памяти не только местных святых, которые происходили из Египта и претерпели там мучения, но и большого количества «иностранных» святых, которых Коптская Церковь впоследствии усвоила себе — например мучеников из Антиохии, чьи мощи, согласно коптской традиции, принадлежали Египту, так как они либо приняли мученическую кончину в Египте, либо их мощи были доставлены туда позднее. Наличие песнопений в честь этих святых в ранних гимнографических собраниях, дошедших до нас в рукописях IX в. (М574 и М575 из собрания Пирпонт Морган), указывает на постоянный и стабильный интерес христиан Египта к антиохийским святым. Одной из причин подобного энтузиазма, возможно, была деятельность Севира Антиохийского, который многое сделал для распространения почитания тех или иных сирийских святых в Египте. В статье также обсуждается кажущееся отсутствие взаимности со стороны сирийцев в этом процессе, рассматривается раннее собрание богослужебных песнопений, которые приписываются Севиру Антиохийскому и которые дошли в сирийском переводе под редакцией Иакова Эдесского, выполненной во второй половине VII в. Один из этих текстов, гимн в честь египетских мучеников, вызывает наибольший интерес в связи с вопросом об «обмене святыми». Его содержание позволяет предположить, что процесс обмена все же был взаимным.
гимнография, агиография, циклы, Севир Антиохийский, св. Мина, контакты, заимствование, Египет, Сирия, мученики, рукописи
  1. Еланская А. И. Рукописи Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (Палестинский сборник; Вып. 20 (83)).
  2. Никифорова А. Ю. Египетский след в иерусалимском тропологии Sin. Gr. NE. ΜΓ. 56+5 // Вестник СПбГУ. 2016. Сер. 13. Вып. 4. С. 40–54.
  3. Смагина Е. Б. Гермения как жанр в коптской богослужебной литературе // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 102–109.
  4. Франгулян Л. Р. Агиографический мир мучеников в коптской литературе (VII–VIII вв.). М., 2019.
  5. ‘Abd-al-Masih Y. Doxologies in the Coptic Church // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1939. Vol. 5. P. 175–191.
  6. ‘Abd-al-Masih Y. Doxologies in the Coptic Church. Edited Bohairic Doxologies // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1940. Vol. 6. P. 19–76.
  7. ‘Abd-al-Masih Y. Doxologies in the Coptic Church. Unedited Bohairic Doxologies. I (TutKyahk) // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1942. Vol. 8. P. 31–61.
  8. ‘Abd-al-Masih Y. Doxologies in the Coptic Church. Unedited Bohairic Doxologies. II // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1947. Vol. 11. P. 95–158.
  9. Burmester O. H. E. The Turuhat of the Saints (Tut, Babah, Hatur) // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1938. Vol. 4. P. 141–194.
  10. Delehaye H. Les Martyrs de l’Egypte // Analecta Bollandiana. 1922. Vol. 40. P. 5‒154, 299‒364.
  11. den Heijer J. Relations between Copts and Syrians in the Light of Recent Discoveries at Dayr as-Suryan // Coptic Studies on the Threshold of a New Millennium, I–II: Proceedings of the Seventh International Congress of Coptic Studies / M. Immerzeel, J. van der Vliet, eds. Leuven, 2004. P. 923–938.
  12. Depuydt L. Catalogue of Coptic Manuscripts in the Pierpont Morgan Library. Leuven, 1993.
  13. Fiey J. M. Coptes et Syriaques: Contacts et Echanges // Studia Orientalia Christiana Collectanea. 1972/1973. Vol. 15. P. 295–365.
  14. Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices / J. W. B. Barns, E. A. E. Reymonds, eds., transl. Oxford, 1973.
  15. Innemée K., Van Rompay L. La présence des syriens dans le Wadi al-Natrun, Egypte // Parole de l’Orient. 1998. Vol. 23. P. 167–202.
  16. Krause M. Menas the Miracle Worker, Saint // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 5. Р. 1589–1590.
  17. Kuhn K. H., Tait W. J. Thirteen Coptic Acrostic Hymns from MS M574 of the Pierpont Morgan Library. Oxford, 1996.
  18. Les Homiliae cathedrales de Sévère d’Antioche: Traduction syriaque de Jacques d’Edesse. Homélies LII à LVII / R. Duval, éd., trad. P., 1906. (Patrologia orientalis; T. 4. Fasc. 1).
  19. O’Leary D. L. The Difnar (Antiphonarium) of the Coptic Church. L., 1926–1928.
  20. O’Leary D. L. The Saints of Egypt. L., 1937.
  21. Olster D. Chalcedonian and Monophysite: the Union of 616 // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1985. Vol. 27. P. 93–108.
  22. Orlandi T. Omelie copte: scelte e tradotte, con una introduzione sulla letteratura copta. Torino, 1981.
  23. Orlandi T. Cycle // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 3. Р. 666–668.
  24. Orlandi T. Hagiography, Coptic // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 4. Р. 1191–1197.
  25. Orlandi T. Paese and Tecla, Saints // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 6. Р. 1865.
  26. Papaconstantinou A. Historiography, Hagiography, and the Making of the Coptic «Church of the Martyrs» in Early Islamic Egypt // Dumbarton Oaks Papers. 2006. Vol. 60. P. 65–86.
  27. Rogozhina A. “And from his side came blood and milk”: The Martyrdom of St Philotheus of Antioch in Coptic Egypt and Beyond. Piscataway, 2019.
  28. The Hymns of Severus and Others in the Syriac Version of Paul of Edessa as Revised by James of Edessa / E. W. Brooks, ed., transl. P., 1911. (Patrologia orientalis; T. 7. Fasc. 5).
  29. Theopempus of Antioch [Pseudo-]. Encomium on St Victor // Encomiastica from the Pierpont Morgan Library: Five Coptic Homilies / P. Chapman et al., eds., A. B. Scott, transl. Leuven, 1993. Vol. 1. Р. 133–152. (Corpus scriptorium christianorum orientalium; 544).
  30. Un martyrologe et douze ménologes syriaques / F. Nau, éd., trad. P., 1915. (Patrologia orientalis; T. 10. Fasc.1).
  31. Youssef Y. N. The Life and Works of Severus of Antioch in Coptic and Copto-Arabic Tradition: Texts and Commentaries. Piscataway, 2014.
  32. Youssef Y. N. The Role of Severus of Antioch in the Dialogue between Greek, Coptic and Syriac Cultures // Parole de l’Orient. 2006. Vol. 31. P. 163–184.
Рогожина Анна Алексеевна
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Школа востоковедения НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 119017, Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр. 5;
ORCID: 0000-0003-4311-5257;
Электронный адрес: anrogozh@gmail.com.
Рогожина А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 153-157. — Рец. на кн.: The Oxford Illustrated History of Witchcraft and Magic / O. Davis, ed. Oxford: Oxford University Press, 2017. 328 p.
PDF
Рогожина Анна Алексеевна
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Школа востоковедения НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 119017, Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр. 5;
ORCID: 0000-0003-4311-5257;
Электронный адрес: anrogozh@gmail.com.