/
Результат поиска


Резвых Т. Н. Проблема времени у Л. П. Карсавина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2 (46). С. 70-87.
PDF
Статья посвящена одной из центральных проблем онтологии Л. П. Карсавина, стоящей в теснейшей связи с его концепцией симфонической личности. Проблематика темпоральности появилась у Карсавина в связи с его обращением к задаче создания методологии истории. Она разрабатывалась философом на всем протяжении его творчества, начиная с работ петроградского периода (1919 г.) и заканчивая работами, написанными в лагере (1949–1952 гг.), и связана с его стремление обосновать методологию истории. Автор проводит анализ проблемы времени в контексте онтологии (рассматривается специфика карсавинского понимания Троицы, проблема творения мира, понятие «стяженности» как базовый онтологический принцип) и антропологии. Так, в статье анализируется диалектика самосознания, составленная Карсавиным и его теория симфонической личности. Основное внимание автор статьи уделяет нескольким ключевым для Карсавина понятиям: сверхвременности, всевременности, онтического и эмпирического времени. В заключение автор приходит к выводу, что решение проблемы времени у Карсавина видится в контексте неоплатонической традиции (идея временной, живой вечности), блж. Августина (понимания времени как растяжения души) и шеллинговской концепции «мировых эпох», что приводит философа к определению времени как развернутому отображению вечности, растяжению свернутой божественной вечности.
Л. П. Карсавин, всевременность, онтическое и эмпирическое время, самосознание, симфоническая личность
1. Vaneev A. A. Dve goda v Abezi. V pamjat’ o L. P. Karsavine (Two years in Abesi. In memory of L. P. Carsavin). Brussels, 1990.
2. Shtejnberg A. Z. Druz’ja moih rannih let (1911–1928) (Nivat G. (ed.) Friends of early years (1911–1928)). Paris, 1991.
3. Shtejnberg A. Z. Filosofskie sochinenija (Philosophical Writings). Saint Petersburg, 2011.
4. Belous V. G. Vol’fi la, ili Krizis kul’tury v zerkale obshhestvennogo samosoznanija («Free Philosophical Association» or Crisis in the mirror of social self-consciousness). Saint Petersburg, 2007.
5. Karsavin L. P. 1922. Rec. na: Frank S. L. Ocherk metodologii obshhestvennyh nauk. M., 1922 (Review on: S. Frank. Essay on Methodology of the Social Sciences). Mysl’, no. 2, pp. 112–114.
6. Mihajlov I. N. Rannij Hajdegger (Early Heidegger). Мoscow, 1999.
7. Karsavin L. P. 1996. Vvedenie v istoriju (Introduction into the History). Voprosy istorii, no. 8, pp. 101–127.
8. Dil’tej V. Sobranie sochinenij (Collected works). Мoscow, 2004
9. Karsavin L. P. 1922. O svobode (On Freedom). Mysl’, no. 1, pp. 55–88.
10. Karsavin L. P. 1994. Pis'mo A. Vetteru. 16 aprelja 1940 (The Letter to A. Vetter 6 April 1940). Simvol, no. 31, pp. 97–169.
11. Karsavin L. P. Sochinenija (Writings). Saint Petersburg, 1994
12. Shelling G. V. F. Sistema mirovyh jepoh (System of world epochs). Tomsk, 1999
13. Shelling G. V. F. Filosofija otkrovenija (Philosophy of Revelation). Saint Petersburg, 2000.
14. Karsavin L. P. Malye sochinenija (Minor Works). Saint Petersburg, 1994
15. Karsavin L. P. Filosofija istorii (Philosophy of History). Saint Petersburg, 1993
16. Gajdenko P. P. Istorija novoevropejskoj filosofii v ee svjazi s naukoj (History of New European Philosophy). Мoscow, 2011
17. Melih Ju. B. Personalizm L. P. Karsavina i evropejskaja filosofija (Carsavin’s Personalism and European Philosophy). Мoscow, 1993
18. Horuzhij S. S. Poslepereryva. Puti russkoj filosofii (After a break. Ways of Russian hilosophy). Saint Petersburg, 1994
19. Gajdenko P. P., Petrov V. V. (red.) Filosofija prirody v antichnosti i v Srednie veka (Philosophy of Nature in Antiquity and Middle Ages). Мoscow, 2000
20. Ivinskij P. I. (sost.) Arhiv L. P. Karsavina (L. P. Carsavin’s Archive). Vilnius, 2002, no. 1
21. Mesjac S. V. Gajdenko P. P., Petrov V. V. (red.) Kosmos i dusha. Uchenija o vselennoj i cheloveke v Antichnosti i v Srednie veka (issledovanija i perevody) (Gajdenko P. P., Petrov V. V. (eds.) Cosmos and Soul. Teachings on the Universe and Human in Antiquity and Middle Ages (Studies and Translations)). Мoscow, 2005. С. 844.
22. Karsavin L. P. Religiozno-filosofskie sochinenija (Religious-Philosophical Writings). Мoscow, 1992.
23. Solov’ev V. S. Rossija i Vselenskaja Cerkov’ (Russia and Ecumenical Church). Мoscow, 1911
24. Bergson A. Sobranie sochinenij (Collected Works). Мoscow, 1992
25. Dobrohotov A. L. 2009. Bergsonianskie motivy v rabote L. P. Karsavina «O svobode» (Some Bergson’s Motives in L. Karsavin’s Work «On Freedom»). Logos, no. 3. (71), pp. 115–121
26. Losev A. F. 2003. Taho-Godi A. A., Taho-Godi E. A., Troickij V. P. A. (izd.) F. Losev — filosof i pisatel’ (Taho-Godi A. A., Taho-Godi E. A., Troickij V. P. (eds.) A. F. Losev — Philosopher and Writer), pp. 326–345
27. Nikolaj Kuzanskij . Sochinenija (Writings). Мoscow, 1980.
28. Shlejermaher F. Rechi o religii k obrazovannym ljudjam ee prezirajushhim. Monologi (Orations on Religion to Educated People Who didain it). Saint Petersburg, 1994.
29. Florenskij P. A. Sochinenija (Writings). Мoscow, 1994.
30. Brilliantov A. I. 2002. Svetlova R. V., Seliverstova V. L. (sost.) Avgustin: pro et contra Svetlova R. V., Seliverstova V. L. (eds.) Aurelius Augustinus: Pro et contra), pp. 151–192
Резвых Татьяна Николаевна
Резвых Т. Н. Постановка проблемы времени у С. Н. Булгакова: контекст антиномии природы и свободы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 55-68. DOI: 10.15382/sturI201453.55-68
Автор статьи исследует подход С. Н. Булгакова к проблеме времени, уникальность которого состоит в стремлении ее разрешения в опоре на следствия из кантовской антиномии природы и свободы, а также на шеллингианство. Булгаков понимает время антиномически. Именно размышления о смысле кантовского антиномизма и приводят Булгакова к постановке вопроса о времени. Впервые проблема времени была поставлена в статье «Апокалиптика и социализм» в рамках антиномии эсхатологии и хилиазма. В этой работе Булгаков впервые рассматривает соотношение времени и вечности с точки зрения антиномии природы и свободы. В «Философии хозяйства» она разрешается в понятии Софии как онтологической основы личности, соединяющей в себе свободу и природу, вечное и временное. В «Свете Невечернем» антиномия природы и свободы уже рассматривается из различения апофатического и катафатического богословия. В качестве синтезирующего понятия Булгаков использует шеллинговскую идею «вечного времени» как единства вечности и времени. Тем самым время сближается с вечностью, несмотря на многократные утверждения Булгакова об их различии. Эта попытка, в конечном счете, ставит под вопрос саму возможность свободы.
С. Н. Булгаков, Э. Кант, Ф. В. Й. Шеллинг, время, свобода, антиномизм, эсхатология, хилиазм, вечность, София, апофатическое и катафатическое богословие.
1. Аскольдов С. А. Время и его религиозный смысл // Вопросы философии и психологии. 1913. Кн. 117. С. 137–173.
2. Аскольдов С. Сознание как целое. Психологическое понятие личности. М., 1918.
3. Булгаков С. Без плана // Вопросы Жизни. 1905. Март. Июнь.
4. Булгаков С. Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов / В. В. Сапов, сост., коммент. М., 2008.
5. Булгаков С. Н. Первообраз и образ. СПб., 1999.
6. Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993.
7. Булгаков С. На религиозно-общественные темы. I. Средневековый идеал и новейшая культура // Русская Мысль. 1907. Январь.
8. Булгаков С. Неотложная задача // Вопросы жизни. 1905. Сентябрь.
9. Булгаков С., прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Париж, 1933.
10. Булгаков С., прот. Невеста Агнца. М., 2005.
11. Булгаков С., прот. Радость церковная. Слова и поучения. Париж, 1938.
12. Зима В. Н. Проблема своеобразия учения о времени и вечности в восточной патристике в контексте эволюции терминологического аппарата // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 45–57.
13. Иванова Е. В. Флоренский и «Христианское братство борьбы» // Вопросы философии. 1993. №6. С. 153–166.
14. Кант И. Сочинения: В 3 т. М., 1964.
15. Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. СПб., 1996.
16. Максимов М. В. Историософия Вл. Соловьева в отечественной философской мысли // Соловьевские исследования. 2001. Вып. 2. С. 5–39
17. Носов А. К цензурной истории религиозно-общественной печати (1905–1906 гг.) // Вопросы философии. 1996. № 3. С. 203–229.
18. Соловьев В. С. Полное собрание сочинений: В 20 т. М., 2000.
19. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках С. А. Аскольдова, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др. / В. И. Кейдан, сост. М., 1997.
20. Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения. СПб., 2001.
Резвых Татьяна Николаевна
Резвых Т. Н. «Апокалипсис и Россия»: эсхатологическая тема у С. Н. Дурылина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 83-118. DOI: 10.15382/sturI201559.83-118
Публикуемый текст С. Дурылина содержит его взгляд на эсхатологические представления в русской культуре. Дурылин считает, что в Древней Руси ожидание Апокалипсиса не было явно выражено. Оно стало усиливаться с XVII в., в то время, когда Россия как государство все больше процветала и увеличивалась в размерах. Чем сильнее становилось государство, тем сильнее было ожидание конца света. Чем больше были внешние успехи России, тем сильнее русский народ ждал Страшного Суда. Эту позицию автор обнаруживает не только в народных представлениях, но также и у представителей церковной точки зрения и в русской философии — у К. Леонтьева и В. Соловьева. Данная точка зрения не имеет аналогов среди философов начала XX в.
эсхатология, время, Апокалипсис
Резвых Татьяна Николаевна
Резвых Т. Н. «Апокалипсис и Россия»: эсхатологическая тема у С. Н. Дурылина (окончание) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 4 (60). С. 113-135. DOI: 10.15382/sturI201560.113-135
Публикуемый текст С. Дурылина содержит его взгляд на эсхатологические представления в русской культуре. Дурылин считает, что в Древней Руси ожидание Апокалипсиса не было явно выражено. Оно стало усиливаться с XVII в., в то время, когда Россия как государство все больше процветало и увеличивалось в размерах. Чем сильнее становилось государство, тем сильнее было ожидание конца света. Чем больше были внешние успехи России, тем сильнее русский народ ждал Страшного Суда. Эту позицию автор обнаруживает не только в народных представлениях, но также и у представителей церковной точки зрения и в русской философии — у К. Леонтьева и В. Соловьева. Данная точка зрения не имеет аналогов среди философов начала XX в.
Резвых Татьяна Николаевна
Резвых Т. Н. Трактат Ф. Эбнера «Слово и духовные реальности» в контексте философии диалога XX века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 6 (68). С. 62-77. DOI: 10.15382/sturI201668.62-77
В статье исследуются основные идеи работы Ф. Эбнера «Слово и духовные реальности». В начале статьи говорится о ситуации появления «философии диалога», излагаются специфические черты философии диалога на примере работ Ф. Розенцвейга «Звезда спасения» и М. Бубера «Я и Ты». Такими чертами являются: отказ понимать человека как нечто общее, отказ от метафизики, ориентированной на неизменное бытие, отношение к миру как к объекту. Далее в статье анализируются основные идеи труда Эбнера. Прослеживается его критика идеалистической метафизики, построенной на понятии самосознания. Деятельность самосознания превращает человека в объект. Понятие самосознания приводит человека к абсолютной замкнутости. Автор анализирует понятие «одиночества Я», которое трактуется Эбнером как производное от определенной онтологической установки. Далее в статье анализируется идея понимания человека как единства «Я и Ты». По Эбнеру, Я вообще не имеет абсолютного существования. Я охватывает реальность рядом с собой, оно — не просто Я, но «Я и Ты». В статье рассматривается переход Эбнера от понятия диалога к постановке проблемы языка. Далее анализируется вопрос об именовании, которое доказывает изначальность отношения Я — Ты. В свою очередь, от проблемы языка автор переходит к ключевой идее Эбнера — вере в Бога. Автор приходит к заключению, что специфика эбнеровской философии диалога заключается в оправдании веры. Его философия языка направлена на обретение Бога.
философия диалога, другой, персонализм, самость, самосо- знание, мышление, язык, вера, религия
1. Из переписки С. Л. Франка и Н. А. Бердяева (1923–1926) / А. А. Гапоненков, изд. // Вопросы философии. 2014. No 2. С. 131–154.
2. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет / Н. В. Исаева, С. А. Исаев, пер. М., 2010. C. 287–405.
3. Лакруа Ж. Избранное: Персонализм / И. Блауберг, И. Вдовина, В. Володин, пер. М., 2004.
4. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / А. В. Парибок, пер. СПб., 1998.
5. Марсель Г. Духовные искания Фердинанда Эбнера // Вопросы философии. 2001. No 2.  С. 171–179.
6. Марсель Г. Философская антропология Мартина Бубера / В. П. Визгин, пер. //  Историко-философский ежегодник. 2009. М., 2010. С. 162–189.
7. Померанц Г. Встречи с Бубером // Бубер М. Два образа веры / П. С. Гуревич, С. Я. Левит, С. В. Лёзов, пер. М., 1995. С. 3–14.
8. Сокулер З. А. Герман Коген и философия диалога. М., 2008.
9. Франк С. Религиозные основы общественности // Путь. 1925. No 1. С. 8–23.
10. Франк С. Я и Мы // Сборник статей, посвященных Петру Бернгардовичу Струве.  Прага, 1925.
11. Франк С. Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 183–559.
12. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 41–63.
13. Элен П. Семен Л. Франк: философ христианского гуманизма / О. А. Назарова, пер. М., 2012.
14. Baader F. K. Revision der Philosopheme der gegelischenSchulebezuglich auf das Christenthum // Baader F. K. Sammtliche Werke. Leipzig, 1855. Bd. 9.
15. Casper B. Transzendentale Phanomenalitat und ereignetes Ereignis // Rosenzweig F. Der Stern der Erlosung. Freiburg im Breisgau, 2002. P. I–XVI.
16. Ebner F. Das Wort und die geistigen Realitaten. Pneumatologische Fragmente. Innsbruck, 1921.
17. Vetter H. Heidegger im Kontext der dialogischen Philosophie mit Blick auf Eberhard Grisebach //
18. Gethmann-Siefert A. Weisser-Lohmann E. Kultur. Kunst. Off entlichkeit. Philosophische Perspektiven auf Praktische Probleme. Munchen, 2001. P. 157–167.
19. Heinrichs J. Dialog, dialogisch, in Historisches Worterbuch der Philosophie. Basel, 1972. Bd. 2. P. 226–229.
20. Rosenzweig F. Der Stern der Erlosung. Freiburg im Breisgau, 2002.
21. Schleiermacher T. Das Heil des Menschen und sein Traumvom Geist: Ferdinand Ebner. Ein Denker in der Kategorie der Begegnung. B., 1962.
22. Skorulski K. Ferdinand Ebner und der Platz der Dialogphilosophie in dem katholischen Denken des zwanzigsten Jahrhunderts, in Logos i ethos. 2012. Bd. 1 (32). P. 19–42.
Резвых Татьяна Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: препод. кафедры новых технологий в гуманитарном образовании Факультета дополнительного образования ПСТГУ 109651 г. Москва, ул. Иловайская, д.9 к.2;
Электронный адрес: email: hamster-70@mail.ru.
Статья написана в рамках гранта Фонда развития ПСТГУ «Генеалогия идей богословского персонализма (на материале русской религиозной мысли XIX–начала XX века)», договор No 04-1215/КИП
Аляев Г. Е., Резвых Т. Н. Человек в глубинах смыслов (три конспекта лекций С. Л. Франка) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 69. С. 107-133. DOI: 10.15382/sturI201769.107-133
Публикация представляет три конспекта докладов С. Л. Франка 1920– 1930-х гг. — «Смысл жизни», «Смысл любви», «Смысл страдания», — проливая дополнительный свет на деятельность Франка-лектора в обществах и организациях эмигрантской Европы. Все три конспекта в целом посвящены этической проблематике, из чего можно предположить, что они предназначались для студенческой аудитории. Темы докладов являются центральными для творчества зрелого Франка, его главных сочинений, и конспекты отражают процесс формирования ряда идей, в законченном виде вошедших в «Смысл жизни», «Непостижимое», «С нами Бог» и другие работы. Однако можно найти в них и оригинальные сюжеты: так, в конспекте «Смысл любви» содержится сравнительный анализ и критика двух концепций любви — платоновской и фрейдовской; «Смысл страдания» решает заявленную тему через типологизацию различных национально-культурных подходов к восприятию и осмыслению страдания, а также через различение двух подходов уже в рамках типично русского отношения к страданию, которые Франк называет «путем Достоевского» и «путем Пушкина». Кроме того, поскольку публикуемые тексты содержат отсылки к литературе, они отражают увлечения и интересы Франка-читателя в данный период его жизни, демонстрируя важность для Франка такого источника вдохновения, как русская и немецкая литература: Тютчев, Боратынский, Пушкин, Достоевский, Рильке. В этих текстах раскрыт взгляд Франка на тему, принципиальную для его творчества, — Россия и Европа. Доклад «Смысл страдания» добавляет, кроме того, важные штрихи к роли М. Шелера как интеллектуального единомышленника Франка.
смысл жизни, любовь, страдание, русская религиозная философия, С. Л. Франк, М. Шелер
Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877–1950. М., 2001.
Зак Л. В. Семен Людвигович Франк — мой брат // Сборник памяти Семёна Людвиговича Франка / прот. В. Зеньковский, ред. Мюнхен, 1954.
Переписка С. Л. Франка с В. Б. Ельяшевичем и Ф. О. Ельяшевич / Г. Аляев, Т. Резвых, публ., коммент. // Исследования по истории русской мысли [12]: Ежегодник за 2015 год. М., 2016. С. 125.
Резвых Т. Н. «Моя судьба меня не беспокоит…»: С. Л. Франк в оккупированной Франции // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С. Л. Франка: Сб. науч. ст. / К. М. Антонов, сост. М., 2015. С. 195–240.
Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Нью-Йорк, 1988.
Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Франк С. Л. Макс Шелер (Некролог) // Путь. 1928. № 13.
Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М., 1990.
Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь. 1930. № 25. С. 40–50.
Chronik russischen Lebens in Deutschland 1918–1941 / K. Schlogel, K. Kucher, B. Suchy, G. Thum, Hrsg. B., 1999.
Аляев Геннадий Евгеньевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Полтавский национальный технический университет им. Юрия Кондратюка Украина 36011 г. Полтава, Первомайский проспект, 24;
Электронный адрес: email: gealyaev@mail.ru.
Резвых Татьяна Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: препод. кафедры новых технологий в гуманитарном образовании Факультета дополнительного образования ПСТГУ 109651 г. Москва, ул. Иловайская, д.9 к.2;
Электронный адрес: email: hamster-70@mail.ru.
Статья выполнена в рамках гранта Фонда развития ПСТГУ «Генеалогия идей богословского персонализма (на материале русской религиозной мысли XIX — начала XX века), договор No04-1215/КИП
Резвых Т. Н., Аляев Г. Е. С. Л. Франк о религиозном смысле и нравственной основе демократии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 82. С. 111-127. DOI: 10.15382/sturI201982.111-127
Публикуется архивный текст С. Л. Франка, в котором демократия рассматривается с точки зрения ее онтологического смысла. В предисловии к публикации идеи текста анализируются в контексте эволюции взглядов Франка на демократию — от Первой русской революции до 1930-х гг. Публикуемый текст отражает этап, когда философ под воздействием событий 1917 г. приходит к идее двух сторон в демократии — созидательной и разрушительной — и настаивает на необходимости ее религиозно-нравственного обоснования. Текстологический анализ позволяет датировать публикуемый текст маем 1917-го г. и связать его с рядом статей Франка в еженедельнике «Русская свобода», а также с его публичной лекцией «Нравственные основы демократии» 6 мая 1917 г. Архивный текст, однако, отличается от опубликованных статей более выраженным теоретическим содержанием, стремлением выявить онтологические основания происходящих событий и уйти от текущей политики. В нем также гораздо рельефнее выразился религиозный характер общественного идеала русского философа. Идею религиозно обоснованного служения как фундамента общественного строительства Франк подробно развивает в своей социальной философии уже в 20-е гг., но впервые она появляется в статье «Демократия на распутье» и в публикуемом тексте «Нравственные основы демократии». Обоснование религиозного смысла демократии сочетается у Франка с утверждением безусловности принципа свободы совести и предупреждением о теократической опасности. Концепция демократии Франка сравнивается с идеями Вл. Соловьёва, С. Булгакова и П. Струве, а также с образом демократии для «новой Европы» Томаша Масарика, о встрече с которым Франк пишет в своих воспоминаниях. Отмечено характерное для Франка использование художественных образов и поэтических метафор. В целом публикуемый текст позволяет дополнить представление об эволюции социально-философских идей С. Л. Франка и о разнообразии российских теорий демократии, а также актуализировать религиозно-нравственное понимание демократии, недостаток которого остро ощущается в современном мире.
С. Л. Франк, демократия, свобода, право, служение, революция, нравственность, религиозный общественный идеал, социализм, идея государства
  1. Аксаков И. С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886.
  2. Булгаков С. Н. О даре свободы // Русская свобода. 1917. № 2. С. 12–15.
  3. Булгаков С. Н. Человечность против человекобожия. Историческое оправдание англо-русского сближения // Русская мысль. 1917. № 5–6. С. 1–32.
  4. Ибсен Г. Враг народа. Пьеса // Собр. соч.: в 4 т. М., 1957. Т. 3. С. 530–632.
  5. Иванов Вяч. Старая или новая вера? // Собр. соч. Брюссель, 1979. Т. 3. С. 311–320.
  6. Колеров М. А. От марксизма к идеализму и церкви (1897–1927): Исследования. Материалы. Указатели. М., 2017.
  7. Масарик Т. Россия и Европа. СПб., 2000.
  8. Масарик Т. Г. Мировая революция. Воспоминания / Пер. Н. Ф. Мельниковой-Папоушек. Т. 1. Прага, 1926.
  9. Письма С. Л. Франка к А. П. Татариновой / Публ. А. А. Гапоненкова // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 2000 год. СПб., 2004. С. 368–382.
  10. Платон. Горгий // Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 477–574.
  11. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907–1917: в 3 т. / О. Т. Ермишин, О. А. Коростелев, Л. В. Хачатурян и др. сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М., 2009. Т. 3.
  12. Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика // Соч.: в 2 т. Т. 1: Философская публицистика. М., 1989. С. 59–173.
  13. Соловьев В. С. Право и нравственность // Собр. соч. 2-е изд. СПб., 1914. Т. 8. С. 519–658.
  14. Струве П. Б. В чем революция и контрреволюция? Несколько замечаний по поводу статьи И. О. Левина // Русская мысль. 1917. № 11–12. С. 57–61.
  15. Фирсов Е. Ф. Т. Г. Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков. М., 2012.
  16. Франк С. Л. Воспоминания о П. Б. Струве // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 394–582.
  17. Франк С. Л. Демократия на распутье // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма,воспоминания. М., 2001. С. 200–206.
  18. Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж,1930.
  19. Франк С. Л. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990. С. 111–180.
  20. Франк С. Л. Молодая демократия // Свобода и культура. 1906. № 2 (10 апр.). С. 67–82.
  21. Франк С. Л. Нравственный водораздел в русской революции // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 207–214.
  22. Франк С. Л. Пред историческими днями // Дума. 1906. 27 апр. (10 мая). № 1. С. 2.
  23. Франк С. Л. Религиозные основы общественности // Путь. 1925. № 1 (сент.). С. 9–30.
  24. Франк С. Л. Философские предпосылки деспотизма // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 137–165.
  25. Masarik T. G. Das neue Europa. Berlin, 1922.
Резвых Татьяна Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651 г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, корп. 2;
Должность: доцент кафедры новых технологий в гуманитарном обрзовании;
ORCID: 0000-0003-4429-5405;
Электронный адрес: hamster-70@mail.ru.
Аляев Геннадий Евгеньевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка; Украина, 36011, г. Полтава, Первомайский проспект, 24;
Должность: зав. кафедрой философии и социально-политических дисциплин;
ORCID: 0000-0001-6713-2014;
Электронный адрес: gealyaev@gmail.com.
Работа выполнена по гранту Фонда развития ПСТГУ № 01-0718/н «С. Л.Франк между неокантианством и абсолютным реализмом: политика, культура, философия, религия».