/
Результат поиска


Реброва М. И. Изъятие церковных ценностей на территории современной Донецкой области // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 64-77. DOI: 10.15382/sturII201567.64-77
Статья посвящена особенностям государственной кампании по изъятию церковных ценностей в Донецкой области. В статье рассматриваются этапы подготовки и реализации кампании, отношение к кампании священнослужителей и верующих и т. д. Автор показал, что кампания преподносилась местными властями как проявление волеизъявления народа. Между тем как в силу характера ее проведения она встретила сопротивление как духовенства, так и мирян. Автор полагает, что особенности проведения кампании были во многом обусловлены тем, что в промышленном Донецком регионе было мало храмов. В связи с этим в некоторых случаях изъятие церковных ценностей проводилось повторно, что порой приводило к полному опустошению церквей. Автор считает, что, возможно, по этой же причине для региона было характерно нежелание советских властей разрешать верующим выкуп церковных ценностей.
изъятие ценностей, церковное имущество, акты изъятия церковных ценностей, верующие, священники, голод 1921–1922 гг., помощь голодающим, Донецкий регион, Мариуполь, Святогорская лавра
1. Войналович В. А., Кочан Н. І. Релігійний чинник етнополітичних процесів на Донбасі: історія і сучасність. Киів, 2014.
2. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства // Махаон. 1999. № 1.
3. Максимчук Т. А. Донбасс: три страшных времени (URLhttp://dn.archives.gov.ua/articles/stat35.htm (дата обращения 31.08.2015)).
4. Никольский В. Н. Православное духовенство Донетчины, репрессированное в 1920–1950-х гг. (в документах и материалах: монография). Донецк, 2013.
5. Никольский В. Н. Религиозные течения и группировки в Донбассе середины 1920-х гг. // Новые страницы Донбасса: ДонГУ. 1994. Кн. 3.
6. Никифоренко А. Р. Вилучення церковных цiнностей пiд час голоду 1921–1922 рр. (На матерiалах Донеччини) // Матерiали науковоi конференцii «Iсторiя науки, полiтологiя». Кн. I. Донецьк, 1997.
7. Руденко Т. По Донбассу. Дом отдыха для рабочих Донбасса // Всероссийская кочегарка. 1922. № 168.
8. Самохвалов А. К изъятию ценностей в Святогорском монастыре // Всероссийская кочегарка. 1922. № 74.
9. Самохвалов А. По святым местам // Всероссийская кочегарка. 1922. № 86.
10. Тригуб О. Розкол Російської православної церкви в Україні (1922–39рр.): між державним політичним управлінням та реформацією. Миколаїв, 2009.
11. Фесенко А. М. Конфіскація церковних цінностей на Донеччині під час голоду 1921–1923 рр. // Вісник Черкаського університету. Вип. 133–134. Серія Історичні науки / М-во освіти і науки України, Черкаський нац. ун-т ім. Б. Хмельницького. Черкаси, 2008.
12. Хюренiна I. Ю. Антирелигиозная политика советской власти и общественные настроения в Донбассе в 1920-е гг. // Новi сторiнки iсторii Донеччини. Кн. 6. Донецьк, 1998.
13. Церковное золото голодающим // Приазовская правда. 1922. № 75.
Реброва Мария Ивановна
Реброва М. И. Возобновление церковной жизни в Сталинской (Донецкой) области в условиях германской оккупации (1941–1943 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 55-68. DOI: 10.15382/sturII201670.55-68
Статья посвящена деятельности религиозных объединений на территории оккупированной Сталинской области. В 1942 г. в регионе были созданы два епархиальных управления: Енакиевское возглавлялось протоиереем Арсением Кнышевым и находилось в юрисдикции митрополита Алексия (Громадского); Макеевское возглавлялось протоиереем Петром Качевским и находилось в подчинении епископа Таганрогского Иосифа (Чернова). К сентябрю 1943 г. в области были открыты 233 церкви и молитвенных дома. Автор полагает, что, несмотря на то что регион оказался включенным в военную зону, оккупантами проводилась пропаганда автокефализма. Но реальной почвы для деятельности УАПЦ в области не было. В связи с чем ради разобщения верующих захватчики могли использовать группы иоаннитов, стефановцев и секты.
рейхс-комиссариат «Украина», Украинская Автономная Православная Церковь, Украинская автокефальная православная церковь, религиозное объединение, епархиальное управление, церковь, приход, прихожане, епископ, священник, раскол, секты.
1. Донетчина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Донецк, 2008.
2. Николай (Амасийский Николай Васильевич) // Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
3. Титаренко Д. М. Донбасс навеснi 1943 року, нiмецькi документи свiдчать // Новi сторiнки iсторii Донбасу: Збiрник статей. Кн. 12 / Головний редактор З. Г. Лiхолобова. ДонНУ, 2006.
4. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2004.
Реброва Мария Ивановна
Реброва М. И. Церковная жизнь на территории Сталинской (Донецкой) области в 1944–1953 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 107-120. DOI: 10.15382/sturII201776.107-120
Cтатья посвящена изучению церковной жизни в Сталинской (Донецкой) области в 1944–1953 гг. В ней рассматриваются положительные тенденции в церковной жизни региона (образование епархии, открытие богословских курсов, увеличение уровня религиозности населения и т. д.). Вместе с тем автор акцентирует внимание на том, что практически сразу после освобождения Донбасса в области начался обратный процесс изъятия церковных зданий, занятых в период немецкой оккупации. Автор полагает, что таким образом, используя особенности промышленной области (разрозненность пришлого населения, немногочисленность приходов), государство уже в эти годы начало серьезное наступление на Церковь в Донбассе. Тем самым подтверждается, что улучшение церковно-государственных отношений в военный период носило временный характер. Об этом, по мнению автора, свидетельствуют запрет на миссионерскую деятельность Церкви в регионе, ограничение деятельности правящего архиерея (епископа Никона (Петина)) и проч.
церковная жизнь, церковно-государственные отношения, изъятие церквей, сокращение приходов, богословские курсы, миссионерская деятельность, священники, епископ, правящий архиерей
Житие преподобноисповедника Варсонофия (Юрченко) архимандрита, Херсонского. URL: http://newmartyros.ru/life/zhitie-prpisp-varsonofiya-yurchenko-arhimandritahersonskogo.html
Исиченко С. Образовательная и миссионерская деятельность Донецкой епархии Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века: Материалы VIII Междунар. науч. конф. Иваново, 11–12 февраля 2009 г.: В 2 ч. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. Ч. I. С. 115–119.
Луковенко I. Радянська держава и росiйська православна церква на Донеччинi у 1943– 1964 роках. Монографiя. Донецьк, 2011.
Овсянникова Н. Преподобный Варсонофий (Юрченко) в Краматорске. URL:http://www. ortodox.donbass.com/text/ovsyanik_varsonofi y.htm
Шкаровский М. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 143.
Реброва Мария Ивановна