/
Результат поиска


Расторгуев В. Н. Мировоззренческие парадигмы и духовная культура: принципы изучения, социальный и политический контекст // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 81-88.
PDF
В статье исследуются причины, механизмы и последствия возникновения и смены мировоззренческих ориентиров в массовом сознании, а также раскрывается политический и социокультурный контекст этого многопланового процесса. Актуальность изучения мировоззренческих парадигм возрастает по мере расширения методов направленного манипулирования массовым сознанием и разрушения традиционных форм наследования и трансляции национальных культур. В статье особо отмечается, что в России процесс смены мировоззренческих парадигм проходил неоднократно, а ныне проходит особо болезненно, поскольку накладывается на ломку устоявшейся модели экономического, политического и социального устройства, самой основы народного уклада жизни и духовной преемственности поколений. В работе предлагается оригинальная методологическая стратегия изучения мировоззренческих парадигм с учетом специфики религиозного сознания и конфессионально-цивилизационных особенностей России, а также раскрывается потенциал мировоззренческих парадигм в процессе социализации.
духовная культура, механизмы культурной и конфессиональной самоидентификации, политический и социокультурный контекст, мировоззренческие парадигмы и ориентиры, система образования и просвещения, обеспечение национальной безопасности, защита культурного и
Расторгуев Валерий Николаевич
Расторгуев В. Н. «Русский мир» и цивилизационная идентичность // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 152-158.
PDF
Расторгуев Валерий Николаевич
Пеньяфлор-Расторгуева Н. В. Эстетико-теургический проект Серебряного века: от истоков к постановке проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 72. С. 61-75. DOI: 10.15382/sturI201772.61-75
В статье рассматриваются два поворотных момента в истории феномена теургии, существенно повлиявших на его концептуальное оформление в начале XX века, в частности, в интеллектуальных поисках русских символистов младшего поколения. Первый момент - попытки неоплатоников в VI-V вв. н.э. теоретически осмыслить античную теургию, до этого на практике представлявшую, скорее, элитарную магию. На материале классических англоязычных филологов рассматривается заочная полемика Ямвлиха с Порфирием о возможности теургии как акта приобщения к божественному и спасения души теурга от изъянов человеческой природы, а также излагается учение Прокла о "божественных символах", обосновывающее важную для понимания теургии идею того, что бесконечное может заключаться в конечном посредством различного рода символов, как материальных, так и нематериальных, содержащихся в уме теурга. Второй анализируемый момент - философские поиски ранних немецких романтиков в конце XVIII века, их концепт "Buildunganschtalt" и эстетические идеи - убежденность в органическом единстве мира и преображающей силе искусства - в немалой степени повлияли на трансформацию представлений о содержании теургии и ее возможных форм претворения в жизнь к началу XX века. Подводя итог, автор защищает тезис о том, что теоретическое осмысление феномена теургии за более чем полторы тысячи лет истории прошло сложную эволюцию - от представления о теургии как наборе конкретных индивидуальных практик для спасения души теурга и созерцания самопричинного божества до коллективного проекта по преображению человеческой природы и спасению всего тварного мира.
Теургия, теургическая эстетика, эстетико-теургический проект, Серебряный век, софиология, гностицизм, синтез искусств, русский символизм, неоплатонизм, немецкий романтизм,
  1. Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.
  2. Козырев А. П. Соловьёв и гностики. Москва: Издатель Савин С. А., 2007.
  3. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. Харьков: Фолио; Москва: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  4. Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992.
  5. Минц З. Г. Об эволюции русского символизма (К постановке вопроса: тезисы) // Блоковский сборник Тарту, 1986. Выпуск 7. С. 7-24.
  6. Обатнин Г. Иванов-мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907-1919)). М.: Новое литературное обозрение, 2000.
  7. Пайман А. История русского символизма. Москва: Республика, 1998.
  8. Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. СПб.: Издательство РХГИ; Издательский Дом СПбГУ, 2003.
  9. Силард Л. Герметизм и герменевтическая традиция. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002.
  10. Соловьёв В. С. Философские начала цельного знания // Полное собрание сочинений и писем в 20 тт. Т.2. Москва: Наука, 2000.
  11. Ямвлих. О египетских мистериях. М.: Алетейя, 2004.
  12. Beiser Frederick C. The Romantic Imperative: The Concept of Early German Romanticism. Harvard University Press, 2003.
  13. Dodds E. R. Theurgy and Its Relationship to Neoplatonism // The Journal of Roman Studies, Vol.37, 1947. P. 55-69.
  14. Dodds E. R. New Light on the «Chaldaean Oracles» // Harvard Theological Review. Volume 54, Issue 04, 1961. P. 263-273.
  15. Hansen-Löve A. A. Der russische Symbolismus: System und Entfaltung der poetischen Motive. Bd.1: Diabolischer Symbolismus. Wien, 1989.
  16. Lewy H. Chaldaean Oracles and Theurgy: Mysticism Magic and Platonism in the Later Roman Empire. Institut d’Études Augustiniennes, Paris, 2011.
  17. Matlaw R. E. The Manifesto of Russian Symbolism // The Slavic and East European Journal, 1957, Vol.1, №3. P. 177-191.
  18. Sheppard A. Proclus’ Attitude to Theurgy // The Classical Review, Volume 32, №1, 1982. P. 212-224.
Пеньяфлор-Расторгуева Нина Вальтеровна
Место работы: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российская Федерация, 119234 Москва, Ленинские горы, МГУ;
Электронный адрес: nina.penyaflor@gmail.com.