/
Результат поиска


Раздъяконов В. С. Христианский спиритизм Н. П. Вагнера и рациональная религия А. Н. Аксакова между «наукой» и «религией» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48). С. 55-72.
PDF
В отечественной историографии сложилось целостное представление о движении российского экспериментального спиритизма, которое подчеркивает его «позитивистский» характер, направленный на снятие различий между духом и материей, разумом и верой. В этой связи движение спиритизма рассматривается как одно из явлений, свидетельствующих о последовательной секуляризации западной культуры. Однако детальный исторический анализ показывает сложный и неоднозначный характер отечественного экспериментального спиритизма, возникающего на стыке религиозного и научного дискурсов. На основе новых и неопубликованных архивных источников автор демонстрирует важные различия в отношении к христианству, существовавшие между крупными представителями движения экспериментального спиритизма в России — Н. П. Вагнером и А. Н. Аксаковым. Если А. Н. Аксаков склонялся к пониманию спиритической практики как к способу обоснования новой рациональной религии, Н. П. Вагнер рассматривал ее как средство обращения неверующих к православной вере. Обнаруженные различия позволяют продемонстрировать взаимосвязь между сложившимся во второй половине XIX в. представлением о секуляризации западной культуры и стереотипным представлением о конфликтном характере взаимоотношений между «наукой» и «религией». Маргинальное положение экспериментального спиритизма давало ему возможность выступать как от лица «религии», так и от лица «науки» в зависимости от желаний и интересов его сторонников.
Н. П. Вагнер, А. Н. Аксаков, спиритизм, экспериментальный спиритизм, кардекизм, христианство, наука, религия, дух, материя, разум, вера, секуляризация, суеверие.
1. Aksakoff A. N. 1869. Spiritualism in Russia. Human Nature, no. 30, pp. 456–461.
2. Boltinn A. P. 1865. Spiritizm (Spiritism). Raduga, 1865, vol. 4, pp. 1-22.
3. Chadwick O. The Secularization of the European Mind in the Nineteenth Century. Cambridge, 1990.
4. Conan-Doyle A. History of Spiritualism. London, 1926.
5. Glanvill J. Saducismus Triumphatus. London, 1682.
6. Gordin M. 2011. Seeing is Believing: Professor Vagner’s Wonderful World. Histories of Scientific Observation, pp. 135–155.
7. Kardec A. Le Spiritisme à sa plus simple expression. Paris, 1862.
8. Kardec A. Revue Spirite (1865). Create Space Independent Publishing Platform, 2010.
9. Lebedev M. 1866. Spirity i spiritizm (Spirits and Spiritualism). Hristianskoe chtenie, no. 7, pp. 24–101; no. 9, pp. 265– 315; no. 11. pp. 615–707.
10. Leskov N. S. 2000. Modnyj vrag cerkvi. Obshhestvennaja zametka (Spiritizm pod vzgljadom nashih duhovnyh pisatelej) (Fancy Enemy of the Church. Social Note (Spiritualism under the Glance of our Spiritual Writers)). Polnoe sobranie sochinenij v 30-ti tomah (Works in 30 volumes). Moscow, 2000. Vol. 7, pp. 740–752.
11. Mendeleev D. I. 1876. Dva publichnyh chtenija o spiritizme (Two Public Readings on Spiritualism). Materialy dlja suzhdenija o spiritizme (Materials concerning spiritualism). Saint-Petersburg, 1876. P. 322–327.
12. Oppenheim J. The Other World. Spiritualism and Psychical Research in England (1850–1914). Cambridge, 1985.
13. Oslon R. G. Science and Religion, 1450–1900. From Copernicus to Darwin. Baltimore, 2004.
14. O. P. Spiritizm pred sudom zdravogo smysla (Spiritualism and the Judgment of Common Sense). Saint-Petersburg, 1873.
15. Pribytkov V. I. Spiritizm v Rossii ot vozniknovenija ego do nastojashhih dnej (Spiritualism in Russia from its Genesis till Modern Days). Saint-Petersburg, 1901.
16. Snegirev V. A. 1871. Spiritizm kak religiozno-filosofskaja doktrina (Spiritualism as Religious-Philosophical Doctrine). Pravoslavnyj sobesednik (Orthodoxy interlocutor), no. 1, pp. 12–14, 279– 316; no. 3. pp. 9–51, 142–172, 282–330.
17. Stocking G. W. 1971. Animism in Theory and Practice: E. B. Taylor’s Unpublished Notes on «Spiritualism». Man, vol. 6, no. 1. pp. 88–104.
18. Turner F. Between Science and Religion: the Reaction to Scientific Naturalism in Late Victorian England. Yale, 1974.
19. Turner F. 1978. The Victorian Conflict between Science and Religion: A Professional Dimension. Isis, vol. 69, no. 3. pp. 356–376.
20. Helmstadter R. J., Lightman B. V. (ed.) Victorian Faith in Crisis: Essays on Continuity and Change in Nineteenth-Century Religious Belief. Stanford, 1991.
21. Vagner N. P. Skazki Kota-Murlyki (Tales of the Cat Murlyka). Moscow, 1991.
22. Vagner N. P. Rasskaz o zemnoj zhizni Iisusa Hrista po Sv. Evangelijam, narodnym predanijam i uchenijam Sv. Cerkvi (Story about Jesus Christ’s Life on Earth according to St. Gospels, Folk’s Legends and Doctrine of the St. Church). Saint-Petersburg, 1908.
23. Vinitsky I. Ghostly Paradoxes: Modern Spiritualism and Russian Culture in the Age of Realism. Toronto, 2009.
Раздъяконов Владислав Станиславович
Раздъяконов В. С. Духовные авторитеты секулярного века: спиритический дневник М. П. Сабуровой // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 55-69. DOI: 10.15382/sturI201562.55-69
В фокусе внимания статьи — спиритический дневник отечественной спиритуалистки Марии Петровны Сабуровой. Дневник раскрывает социальный, психологический, идеологический контексты спиритической практики. Статья включает в себя подробное описание источника, а также характеристику социальных отношений главных действующих лиц дневника. Автор приходит к следующим выводам: 1) спиритическая практика использовалась как религиозное средство терапии кризисных семейных ситуаций; 2) спиритическая идеология выступала в качестве формы протеста против традиционного социального порядка, в том числе представлений о правильном распределении мужских и женских гендерных ролей, однако в российском контексте эти изменения ориентировались на традиционный «мужской» образец; 3) спиритические представления о загробном мире соответствовали бюрократическому идеалу социального лифта; 4) отстаиваемый спиритуалистами принцип социального и духовного индивидуализма основывался на вере в духовный авторитет, служивший основанием для социальных преобразований. Спиритуализм в России, судя по дневнику М. П. Сабуровой, представлял собой консервативное течение, ориентировавшее своих адептов в первую очередь на подражание идеальным образцам духовного мира, а не на активное преобразование социальной действительности, исходящее из потребностей и интересов каждого отдельного индивида. Хотя специфической особенностью риторики спиритуалистов было активное использование модернистского дискурса, прежде всего идеи об освобождении человека от социальных и культурных авторитетов, он был основан не на принципе субъективной достоверности, а исключительно на авторитете духов.
Россия, история религии, социальная история, дворяне, XIX век, спиритизм, спиритуализм, гендер, М. П. Сабурова
1. Brackett E. A. Materialized Apparitions. If not Beings from Another Life What Are They, Boston, 1885.
2. Braude A. Radical Spirits. Spiritualism and Women’s Rights in Nineteenth Century America, Bllomington, 2001.
3. Caroll B. E. 1997 “Spiritualist Religion and the Search for Order”, in Spiritualism in Antebellum America, Bloomington, 1997, pp. 1–15.
4. Du Prel K. Die Philosophie der Mystik, Leipzig, 1885.
5. Edmonds J., Dexter G. T. Spiritualism, New York, 1853, vol. 1; 1855, vol. 2.
6. Gibier P. Physiologie Transcendentale: Analyse des Choses, Paris, 1890.
7. Isaacs E. 1983 “The Fox Sisters and American Spiritualism”, in The Occult in America: New Historical Perspectives, Urbana, 1983, pp. 79–110.
8. Owen A. 2004 “At Home with the Theobald Family”, in The Darkened Room: Women, Power and Spiritualism in Late Victorian England, Chicago, 2004, pp. 75–106.
9. Pezanni А. Une Philosophie Nouvelle, Paris, 1872.
10. Todd T. O. Hydesville: the Story of the Rochester Knockings, which Proclaimed the Advent of Modern Spiritualism, Sunderland, 1905.
11. Гелленбах Л. Человек, его сущность и назначение с точки зрения индивидуализма. СПб., 1885.
Раздъяконов Владислав Станиславович
Раздъяконов В. С. Физиологи против Теологии: наука как источник секуляризации в идеологии научного материализма XIX столетия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 74. С. 27-43. DOI: 10.15382/sturI201774.27-43
Объектом исследования настоящей статьи являются сочинения немецких популяризаторов науки 1850–1860-х гг. XIX в. — Якоба Молешотта (1822–1893), Карла Фохта (1817–1895) и Людвига Бюхнера (1824–1899), известных в отечественной историографии представителей философского направления «вульгарного материализма». Цель исследования — показать, как научные исследования, прежде всего по физиологии человека, использовались ими для обоснования их социально-политических взглядов прежде всего на место религии в обществе и его постепенную секуляризацию. Автор решает следующие задачи: а) критически переосмыслить содержание устоявшейся в отечественной историографии категории «вульгарные материалисты»; б) определить специфику понимания «вульгарными материалистами» философии, теологии, религии и науки как основных категорий используемого ими дискурса; в) выявить взаимосвязь между исследованиями в области физиологии и общественно-политическими взглядами «вульгарных материалистов» в их отношении к идеям революционного и эволюционного развития общества. Хотя ни «научный материализм», ни «научный натурализм» не могут претендовать на роль научной идеологии, сама научная деятельность может выступать как секуляризующая сила тогда, когда оправдывающие себя принципы научного исследования и добытые с их помощью результаты экстраполируются на общественную и политическую жизнь.
материализм, наука, религия, теология, секуляризация, XIX столетие
  1. Beiser F.C. After Hegel German Philosophy: 1840-1900. Princeton, 2014.
  2. Brooke J.H. Science and Secularization // The Cambridge Companion to Science and Religion. – Cambridge, 2010. P. 103-124.
  3. Buchner L. Last Words on Materialism and Kindred Subjects. London, 1901.
  4. Clark C., Kaiser W. (ed.) Culture Wars. Secular-Catholic Conflict in Nineteenth Century Europe. Cambridge, 2009.
  5. Coleman W. Biology in the Nineteenth Century: Problems of form, function and transformation. Cambridge, 1978. 200p.
  6. Funkenstein A. Theology and Scientific Imagination from the Middle Ages to the Seventeenth Century. Princeton, 1986.
  7. Galaty D.H. The Philosophical Basis of Mid-Nineteenth Century German Reductionism // Journal of the History of Medicine and Allied Sciences, 1974. Vol. 29. P. 295-31.
  8. Goodday G. 'Nature' in the Laboratory: Domestication and Discipline with the Microscope in Victorian Life Science // The British Journal for the History of Science. 1991. Vol. 24. P. 307-341.
  9. Gregory F. S. Scientific materialism in Nineteenth century Germany. Springer, 1977. 280p.
  10. Gregory F.S. Scientific versus Dialectical Materialism: a Clash of Ideologies in Nineteenth Century German Radicalism // Isis. 1977. №68. P. 206-23.
  11. Harrison P. Science and Secularization // Intellectual History Review. 2017. Vol.27. P. 47-70
  12. Harrison P. Territories of Science and Religion. The University of Chicago Press, 2015.
  13. Holton G. Scientific Optimism and Societal Concerns // The Hastings Center Report. 1975. Vol. 5. pp. 39-47.
  14. Lenoir T. Strategy of Life. Teleology and Mechanics in Nineteenth Century German Biology. – Dordrecht, London, 1982. P.5
  15. Lightman B. Victorian Popularizers of Science: Designing Nature for new Audiences. Chicago, 2007.
  16. Meneghello L. Jacob Moleschott and the conception of science in the 19th century. Scientific materialism as “totalizing” worldview. Master Thesis. 2010.
  17. Mitchell I. Marxism and German Scientific materialism // Annals of Science. 1978. Vol. 35. P. 379-400.
  18. Olson R.G. Science and Scientism in Nineteenth-Century Europe. – Chicago, 2008.
  19. Rectenwald M. Nineteenth Century British Secularism: Science, Religion and Literature. New-York, 2016.
  20. Turner F.M. Contesting Cultural Authority. Essays in Victorian Intellectual Life. Cambridge, 1993.
  21. Weir T.H. (ed.) Monism: Science, Philosophy and Religion, the History of a Worldview. Pallgrave MacMillan, 2012.
  22. Weir T. Secularism and Religion in Nineteenth-Century Germany. The Rise of the Forth Dimension. – Cambridge, 2016.
  23. Бюхнер Л. Бог и Наука. Идея о божестве и ее значение в настоящее время. СПб., 1907. 93с.
  24. Бюхнер Л. Природа и наука. Этюды и критические очерки. Киев, 1881. 217с.
  25. Бюхнер Л. Психическая жизнь животных. СПб., 1902. 472с.
  26. Бюхнер Л. Сила и материя. Общедоступные очерки естественного мирового порядка. С приложением этики, построенной на естественно-научном познании. СПб., 1907. 265с.
  27. Бюхнер Л. Дарвинизм и социализм или борьба за существование и современное общество. СПб., 1907. 77с.
  28. Бюхнер Л. Физиологические картины. М., 1862. 232с.
  29. Вера и наука или согласие христианских истин с новейшими открытиями науки. СПб., 1867. 351с.
  30. Гексли Т.Г. Наши сведения о причинах явлений в органической природе. СПб.-М., 1866. 226с.
  31. Гельмгольц Г. Мышление в медицине. М., 1907. 47 с.
  32. Гельмгольц Г. Факты в восприятии. СПб., 1880.
  33. Дю-Буа-Реймонд Э. О пределах познания природы. Могилев-на-Днепре, 1878.
  34. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. 745с.
  35. Материалы для разоблачения материалистического нигилизма. СПб., 1864.
  36. Молешотт Я. Единство науки с точки зрения учения о жизни. Вступительная лекция к курсу физиологии, читанная Як. Молешоттом 11 января 1879 г. в Сапиенце, в Риме. СпБ., 1879. 29с.
  37. Молешотт Я. Круговорот жизни. Харьков, 1866. 239с.
  38. Молешотт Я. Физиологические эскизы. М., 1865. 277с.
  39. Оствальд В. Несостоятельность научного материализма. Рига, 1895.
  40. Спенсер Г. Основные начала. СпБ., 1897. 467с.
  41. Тимирязев К. Развитие естествознания в России в эпоху 60-х годов. М., 1920.
  42. Фогт К. Человек и место его в природе. Публичные лекции. СпБ., 1863.
  43. Фогт К. Человек и место его в природе. СпБ., 1865. Т.2.
  44. Фогт К. Статьи по естествоведению и другие. СПб., 1866.
  45. Челпанов Г. Психология и марксизм. М., 1924.
  46. Юшманов Н.З. Критика вульгарного материализма и его современной интерпретации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Киев, 1965. 33с.
Раздъяконов Владислав Станиславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-3073-6476;
Электронный адрес: razdyakonov.vladislav@gmail.com.
Исследование было проведено при финансовой поддержке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Раздъяконов В. С. Религиозное учение Е.И. Молоховец и православная традиция // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 83. С. 124-140. DOI: 10.15382/sturI201983.124-140
Предмет исследования настоящей статьи ― соотношение православной традиции и спиритуализма в отечественной культуре последней трети XIX ― начала XX в. Объектом исследования стали материалы, относящиеся к спиритуалистической деятельности Елены Ивановны Молоховец. Задачи исследования ― реконструировать основные события спиритуалистической деятельности Е. И. Молоховец, показать источники и средства, при помощи которых она создавала религиозное учение, продемонстрировать основные дискурсы учения. Цель статьи ― показать зависимость учения Молоховец от православного культурного контекста и на ее примере доказать главный тезис о его определяющей роли в процессе ассимиляции спиритуализма как культурного явления на русской почве. Основные тезисы статьи: религиозное учение Молоховец сформировалось к началу 1880-х гг., среди основных источников ее учения ― специфическая герменевтика священного текста и православного богослужения, автоматические сообщения, полученные медиумом Е. Ф. Тыминской, а также «сны» и «видения» Молоховец; выявленные дискурсы ее учения демонстрируют стремление Молоховец показать единство всех возможных противоположностей, прежде всего науки и веры, снимая характерный для второй половины XIX столетия конфликт между наукой и религией.
православие, спиритуализм, спиритизм, история религии, история России, Е. И. Молоховец, Е. Ф. Тыминская
  1. Кравецкий А. Г. Тайная кухня Елены Молоховец // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. 2014. № 37. С. 49–55.
Раздъяконов Владислав Станиславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-3073-6476;
Электронный адрес: razdyakonov.vladislav@gmail.com.
Автор благодарит аспирантку Центра изучения религий А. Р. Нургалиеву за техническую помощь, которую она оказала при переводе некоторых источников для настоящей статьи в электронный формат, копировании публикаций Е. И. Молоховец, а также при составлении библиографического списка ее сочинений.