/
Результат поиска


Разбаева Е. В. Цели, стандарты и педагогические подходы к проблеме религиозного образования в современной Европе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 22-38. DOI: 10.15382/sturIV201849.22-38
В статье рассматривается современная проблематика, связанная с организацией религиозного образования в европейских странах. Проведенный анализ позволил выделить основные модели взаимодействия государства, религиозных организаций и общества в сфере образования в зависимости от историкополитических предпосылок конкретной страны. Выявленные модели варьируются от полного отказа государством предоставлять религиозное образование до делегирования обязанностей по обучению религиозным институтам. Устоявшийся «баланс сил» в этом взаимодействии постоянно корректируется современной тенденцией к европеизации. Кроме того, статья раскрывает особенности текущей дискуссии, касающейся выбора педагогического подхода. Превалирующие подходы (религиоведческий, феноменологический и конфессиональный) исходят из разных, подчас конкурирующих, образовательных или идеологических задач. Помимо этого, каждый из них имеет определенные ограничения: технические (специальная подготовка кадров), педагогические (соответствие интеллектуальным способностям и возрастным задачам) или политико-мировоззренческие. Последние связаны либо с противоречием идеям мультикультурализма и плюрализма, либо с усилением политики секьюритизации национальной идентичности.
религиозное образование, конфессиональное образование, катехизация, индоктринизация, религиоведение, феноменологический подход, плюрализм, мультикультурализм, стандартизация и европеизация религиозного образования
  1. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2. С. 89–97.
  2. Йенсен Т. Религиозное образование в государственных школах: важнейшие тенденции (преимущественно на примере Скандинавии) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 46–71.
  3. Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. СПб., 2010.
  4. Наезд перед Рождеством. URL: https://www.svoboda.org/a/28931569.html
  5. Религиозное образование в Нидерландах. URL: http://mmiweb.org.uk/eftreold/reeurope/netherlands_2008.html
  6. Склярова Т. В., Джероян М. С. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 9–23.
  7. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. № 4 (27). С. 7–12.
  8. «Троянский конь» исламизма. URL: https://www.svoboda.org/a/25359609.html
  9. Шахнович М. М. Религия в школе: современный европейский ландшафт // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 30–45.
  10. Шахнович М. М. Феноменологическое религиоведение: история и метод // Miscellanea Humanitaria Philosophiae: Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Ю. Н. Солонина. СПб., 2001. С. 301–308.
  11. Andreassen B.-O. Religion education in Norway: tension and harmony between human rights and christian cultural heritage // Temenos. 2013. Vol. 49(2). P. 137–164.
  12. Berglund J. Swedish religion education: objective but marinated in lutheran protestantism // Temenos. 2013. Vol. 49(2). P. 165–184.
  13. Cox E. Changing aim in religious education. London, 1966.
  14. Cox E. Sixth form religion: a study of the beliefs and of the attitudes to religion, religious instruction, and morals, of a sample of grammar school sixth form pupils. London, 1967.
  15. Davie G. Europe: the exception that proves the rule? // The desecularization of the world / P. L. Berger, ed. Washington, D. C., 1999. P. 65–83.
  16. Grimmitt M. Religious education and human development: the relationship between studying religions and personal, social and moral education. Great Wakering, 1987.
  17. Grimmitt M. What can I do in RE? A consideration of the place of religion in the twentieth-century curriculum with suggestions for practical work in schools. Great Wakering, 1973. Р. 73.
  18. Guidelines for teaching about religion in K-12 public schools in the United State. URL: https://rlp.hds.harvard.edu/publications/guidelines-teaching-about-religion-k-12-public-schoolsunited-states
  19. Jackson R. Addressing religious extremism: A positive approach for policy makers and practitioners // In religion and confl ict: responding to the challenges / T. Thorp, D. Cere, eds. London, 2014. P. 70–77.
  20. Jackson R. Inclusive study of religions and other worldviews in publicly-funded schools in democratic societies // The future of religious education in Europe / K. Stoeckl, O. Roy, eds. San Domenico di Fiesole, 2015. P. 7–18.
  21. Jackson R. Religious education: an interpretive approach. London, 1997.
  22. Jackson R. Rethinking religious education and plurality // Issues in diversity and pedagogy. Routledge. 2004. P. 22–39.
  23. Jackson R., Weisse W. Religion in education. A contribution to dialogue or a factor of confl ict? // The REDCo-project: Presentation to European Parliament. Hamburg, 2009. P. 30–36.
  24. Joppke C. The Retreat is real — but what is the alternative? Multiculturalism, muscular liberalism, and islam // Constellations. 2014. Vol. 21 (2). P. 286–295.
  25. Kay W. K. Religious education in Great Britain // Religious education in Great Britain, Sweden and Russia: presentations, problem inventories and commentaries / E. Almén, H. C. Øster, eds. Linköping, 2000.
  26. Loukes H. New ground in Christian education. London, 1965.
  27. McGheea D., Zhangb Sh. Nurturing resilient future citizens through value consistency vs. the retreat from multiculturalism and securitisation in the promotion of British values in schools in the UK // Citizenship studies. 2017. Vol. 21 (8). P. 937–950.
  28. Religious еducation: The non-statutory national framework. London, 2004.
  29. Schreiner P. Religious education in the european context // Issues in religious education / B. Lynne, A. Brown, eds. London; New York, 2002. P. 87.
  30. Signposts: policy and practice for teaching about religions and nonreligious worldviews in intercultural education. Strasbourg, 2014.
  31. Teaching Christianity in dialogue with other faith traditions. URL: https://www.oikoumene.org/en/resources/documents/wcc-programmes/interreligious-dialogue-and-cooperation/christian-identity-in-pluralistic-societies/teaching-christianity-in-dialogue-with-otherfaith-traditions
  32. Toledo guiding principles on teaching about religions and beliefs in public schools. Warsaw, 2007.
  33. White Paper on intercultural dialogue. Strasbourg, 2008.
  34. Willaime J.-P. Different models for religion and education in Europe // Religion and education in Europe. Developments, contexts and debates / R. Jackson et al., eds. Münster, 2007. P. 57.
Разбаева Екатерина Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
ORCID: 0000-0002-5733-842X;
Электронный адрес: kirasiry@ya.ru.
Выражаю благодарность своему научному руководителю Дивногорцевой С.В. за поддержку, помощь в редактировании и советы по улучшению статьи.