/
Результат поиска


Пугачева И. В. Богородичные иконы во Флоренции XIII века. Образ и его почитание // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 68-99. DOI: 10.15382/sturV201517.68-99
В последние годы внимание историков искусства все чаще стали привлекать мастера иконописи XIII в. Это связано с новыми возможностями реставраций, с расширением числа икон, доступных для изучения, в том числе чудотворных, что ранее было невозможно. Целью данной работы является показ общей картины развития иконописи на территории Флорентийской области на примере Богородичных икон и поиск причин эволюции живописного образа Девы Марии на протяжении всего столетия. Важнейшим фактором здесь является историческая ситуация, сложившаяся в Тоскане в нач. XIII в., на фоне которой началось активное распространение икон, в первую очередь монашескими орденами. В это же время начинают появляться византийские произведения искусства, которые ранее попадали сюда весьма редко. В течение столетия возрастает внимание к визуальным образам, переосмысливаются их функции, как следствие, - к концу столетия радикально изменяется и живописный образ Богоматери. На смену копиям византийских икон и простоватым изображениям начала века постепенно приходят эмоциональные, телесные образы, в которых уже очевидно зарождение нового стиля будущего столетия. Причины этих изменений - в коренном преобразовании религиозного сознания в течение XIII столетия, происходившем не только в богословских кругах, но и в обществе в целом.
икона Богоматери, иконопись, живопись XIII века, флорентийская икона, чудотворная икона , иконопочитание, иконография, Мадонна Импрунета, Мадонна Ровеццано, Санта Мария Примерана, Якопо Мелиоре, флорентийская живопись
1. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.
2. Жильсон Эт. Философия в Средние века. М., 2010.
3. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках преимущественно в Италии [1915]. СПб., 1997.
4. Пивоев В. М. Эстетика. М., 2013.
5. Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в Христианской традиции. СПб., 2011.
6. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000.
7. Boskovits M. The Origins of Florentine Painting, 1100–1270, Florence, 1993.
8. Derbes A., Neff A. 2004 “Italy, the Mendicant Orders and Byzantine Sphere”, in Byzantium. Faith and Power (1261–1557), New Haven, London, 2004.
9. Holmes M. The Miraculous Image in Renaissance Florence, New Haven, London, 2013.
10. Tartuferi A. Giunta Pisano, Soncino, 1992.
Пугачева Ирина Вячеславовна