/
Результат поиска


Пруцкова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 139-143. — Рец. на кн.: Religion, Class Coalitions, and Welfare States / K. van Kersbergen, P. Manow, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 318 p.
PDF
Пруцкова Елена Владимировна
Забаев И. В., Пруцкова Е. В. Община православного храма: пространственная локализация и факторы формирования (на примере г. Москвы) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 57-67.
PDF
Статья представляет результаты проведенных в 2010–2011 гг. социологических исследований, посвященных современных проблемам приходской общины в Русской Православной Церкви. По итогам опросов прихожан трех московских храмов (святого блгв. царевича Димитрия, свт. Митрофана Воронежского и свт. Николая в Кузнецах) авторы выделяют основные принципы формирования сильной, активной общины на православном приходе.
община, приход, социальная работа, настоятель, священник, миряне
Забаев Иван Владимирович
Пруцкова Елена Владимировна
Забаев И. В., Пруцкова Е. В. Социальная сеть православной приходской общины: возможности применения анализа социальных сетей в социологии религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48). С. 120-136.
PDF
В статье рассматривается понятие социальной сети и обосновывается возможность применения социально-сетевого подхода в рамках социологии религии. В течение последних двадцати лет в российском социологическом сообществе разворачивается активная дискуссия о том, имеет ли православие влияние в современной России. До настоящего времени для оценки этого влияния использовались показатели самоидентификации с православием и участия в религиозных практиках. В данной статье при помощи понятийного аппарата сетевого анализа делается попытка отрефлектировать еще одно возможное направление влияния религии на происходящее в России. Авторы предлагают трехчастную типологию подключения индивида к религии в современном мире (конверсия, подключение к социальной сети, подключение через публично видимые маркеры религиозности). С ее помощью обосновывается гипотеза о важности учета подключений второго типа при анализе религиозности в странах, столкнувшихся в XX столетии с форсированной секуляризацией. Авторы ставят вопрос о социальных механизмах влияния религии на функционирование современного российского общества и пытаются оценить объем потенциальных связей приходских общин Русской Православной Церкви. Приводимые в статье данные дают основания для формулирования предположения о том, что влияние данного типа подключения к религии на различные сферы жизни россиян может оказаться не менее сильным, чем влияние способа подключения по типу религиозного обращения.
социология религии, анализ социальных сетей, приходская община, религиозность, Русская Православная Церковь.
1. Barnes J. 1954. Class and Committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations, vol. 7, pp. 39‒58.
2. Boissevain J. Friends of Friends. Networks, Manipulators and Coalitions. Oxford, 1974.
3. Boissevain J. 1968. The Place of Non-Groups in the Social Sciences. Man N. S., vol. 3.4, pp. 542‒556.
4. Chesnokova V. F. Tesnym putem: process vocerkovlenija naselenija Rossii v konce XX v. (In a Narrow Way: Process of Russian Populations’ Churching in the End of XX cen.). Moscow, 2005.
5. Cohen A. 1977. Review of «Friends of Friends». Man N. S., vol. 12.2, pp. 347‒348.
6. Filatov S. B., Lunkin R. N. 2005. Statistika rossijskoj religioznosti: magija cifr i neodnoznachnaja real'nost' (Stats of the Russian Religiousity: Magic of Figures and Diverse Reality). Sociologicheskie issledovanija, vol. 6, pp. 35‒45.
7. Granovetter M. 2009. Sila slabyh svjazej (Power of the Weak Bonds). Jekonomicheskaja sociologija, vol. 10.4, pp. 31‒50.
8. Haythornthwaite C. 2002. Strong, Weak, and Latent Ties and the Impact of New Media. The Information Society, vol. 18.5, pp. 385‒401.
9. Ipatova L. Tipy religioznogo obrashhenija sovremennyh verujushhih zhenshhin Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi MP (Types of Religious Conversion of Russian Orthodox Church’s Modern Women). Moscow, 2006.
10. Kaariajnen K., Furman D. E. 2007. Religioznost' v Rossii na rubezhe XX–XXI stoletij (Religiosity in Russia at the turn of the XX–XXI century). Obshhestvennye nauki i sovremennost’, vol. 1, pp. 103‒119; vol. 2, pp. 78‒95.
11. Lebedev S. D., Suhorukov V. V. 2013. Tesnyj put' ne tuda? (Cramped Way in the wrong direction?). Sociologicheskie issledovanija, vol. 1, pp. 118–126.
12. Lofland J., Skonovd N. 1981. Conversion Motifs. Journal for the Scientific Study of Religion, vol. 20.4, pp. 373‒385.
13. Martin A., Wellman B. 2011. Social Network Analysis: An Introduction. Carrington P., Scott J. (eds.) Handbook of Social Network Analysis.Thousand Oaks (CA), 2011. P. 11–25.
14. Oksanen A. Religious Conversion. A Meta-Analytical Study. Lund, 1994.
15. Rambo L. Understanding Religious Conversion. New Haven, 1993.
16. Wohlrab-Sahr M., Karstein U., Schmidt-Lux Th. Forcierte Sakularitat. Religioser Wandel und Generationendynamik im Osten Deutschlands. Frankfurt am Main, 2009.
17. Sigutin A. 2012. Problemy podnimalis' neprostye (The were raised Complicated Problems). Obninsk. Gorodskaja gazeta, vol. 122 (3692). P. 2.
18. Sinelina Ju. Ju. 2006. Dinamika processa vocerkovlenija pravoslavnyh (The Dynamics of Churching of Orthodox People). Sociologicheskie issledovanija, vol. 11, pp. 89–97
19. Sorokin P. Sistema sociologii (System of Sociology). Moscow, 1993. Vol. 2.
20. Zabaev I. Social’naja dejatel’nost’ Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Zapros so storony naselenija (Social Activity of Russian Orthodox Church. Population’s Inquiry) (URL: http://socrel.pstgu.ru/wp-content/uploads/2012/02/ Социальная-деятельность-Церкви_Запрос-со-стороны-населения.ppt).
21. Zorkaja N. A. 2009. Vestnik obshhestvennogo mnenija. Dannye. Analiz. Diskussii, vol. 2 (100), pp. 65‒84.
Забаев Иван Владимирович
Пруцкова Елена Викторовна
Пруцкова Е. В., Мелкумян Е. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 141-145. — Рец. на кн.: Annual Review of the Sociology of Religion. Volume 3. New Methods in the Sociology of Religion / L. Berzano, O. Preben Riis, eds. Brill, 2012
PDF
Пруцкова Елена Викторовна
Мелкумян Елена Багратовна
Пруцкова Е. В. Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 62-80. DOI: 10.15382/sturI201559.62-80
Современная социология не дает удовлетворительного ответа на вопрос, каковы причины наблюдаемого в большинстве постсоциалистических стран, в том числе в России, слабого влияния религии на ценностно-нормативную сферу, в то время как в других странах влияние религии на многие сферы жизни является весьма заметным. Перед современной наукой остро стоит вопрос о факторах и социальных механизмах, отвечающих за это влияние, знание которых необходимо для адекватного прогнозирования возможных перспектив изменения различных сфер жизни в связи с изменением места религии в публичной сфере и в жизни населения той или иной страны. В данной ситуации неясно, должны ли мы ожидать усиления влияния религии на жизнь общества в России и других постсоциалистических странах, или же, наоборот, ослабления влияния в тех регионах, где оно пока еще остается существенным. Одним из факторов, оказывающих влияние на силу связи между индивидуальной религиозностью и ее следствиями в ценностно-нормативной сфере, является религиозная социализация. Религия содержит определенный набор установок, норм и ценностей, которые передаются (приобретаются) в ходе социализации. Религиозная социализация — это процесс взаимодействия, в ходе которого религиозные нормы и ценности передаются от одного поколения к другому, от членов группы к тем, кто вновь присоединяется к группе. В статье обсуждается проблема определения понятия религиозной социализации и его применения в анализе социологических данных на микро- и макроуровне.
социология религии, религиозность, православие, религиозная социализация, агенты социализации, ценности.
1. Безрогов В. Между Сталиным и Христом: религиозная социализация детей в советской и постсоветской России (на материалах воспоминаний о детстве) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 130–162.
2. Безрогов В. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: ХХ век и перспектива // Развитие личности. 2002. № 4. С. 115–136.
3. Забаев И. В., Мелкумян Е. Б., Орешина Д. А., Павлюткин И. В., Пруцкова Е. В. Влияние религиозной социализации и принадлежности к общине на рождаемость. Постановка проблемы // Демоскоп Weekly. 1–19 мая 2013. № 553–554 (URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0553/analit03.php (дата обращения: 25.05.2015)).
4. Зоркая Н. А. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 2 (100). С. 65–84.
5. Ипатова Л. Типы религиозного обращения современных верующих женщин Русской Православной Церкви МП. Дис. ... канд. соц. наук. М., 2006.
6. Каариайнен К., Фурман Д. Е. Религиозность в России на рубеже XX–XXI столетий // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 103–119; № 2. C. 78–95.
7. Лебедев С. Д. Две культуры: Религия в российском светском образовании на рубеже XX–XXI веков (социологический анализ взаимодействия). Белгород, 2005.
8. Пруцкова Е. В. Влияние религиозности на базовые ценности населения европейских стран: эффект первичной религиозной социализации // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: В 4 кн. / Е. Ясин, ред. М., 2014. Кн. 3. С. 527–536.
9. Пруцкова Е. В. Религиозность и ее следствия в ценностно-нормативной сфере // Социологический журнал. 2013. № 2. С. 72–88.
10. Синелина Ю. Ю. Измерение религиозности населения России: Православные и мусульмане: суеверное поведение россиян. М., 2006.
11. Синелина Ю. Ю.. О динамике религиозности россиян и некоторых методологических проблемах ее изучения (религиозное сознание и поведение православных и мусульман) // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 104–115.
12. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4(15). С. 7–17.
13. Уфимцева Е. И. Особенности воцерковления в оценках православной молодежи // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 127–135.
14. Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 35–45.
15. Фолиева Т. А. Религиозная социализация: Понятия и проблемы // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2012. №2(9). С. 205–212.
16. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005.
17. Bengtson V. L., Copen C. E., Putney N. M., Silverstein M. A. 2009 “Longitudinal Study of the Intergenerational Transmission of Religion”, in International Sociology, 2009, vol. 24/3, pp. 325–345.
18. Chipriani R. 1988 “«Diffused Religion» and New Values in Italy”, in Beckford J. A., Luckmann T. (eds.) The Changing Face of Religion, London; New Delhi, 1988, pp. 28–48.
19. Finke R., Adamczyk A. 2008 “Cross-National Moral Beliefs: The Influence of National Religious Context”, in The Sociological Quarterly, 2008, vol. 49, pp. 617–652.
20. Glass J., Bengtson V. L., Dunham C. C. 1986 “Attitude Similarity in Three-Generation Families: Socialization, Status Inheritance, or Reciprocal Influence?”, in American Sociological Review, 1986, vol. 51/5, pp. 685–698.
21. Karpov V., Lisovskaya E., Barry D. 2012 “Ethnodoxy: How Popular Ideologies Fuse Religious and Ethnic Identities”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2012, vol. 51/4, pp. 638–655.
22. Luckmann T. The Invisible Religion. The Problem of Religion in Modern Society, New York; London, 1967.
23. Mueller T., de Graaf N., Schmidt P. 2011 “Religious Socialization in a Religious Diverse Context: A Network Explanation Tested with 41 Nations”, in Conference Papers — American Sociological Association Annual Meeting, 2011.
24. Norenzayan A., Shariff A. F. 2008 “The Origin and Evolution of Religious Prosociality”, in Science, 2008, vol. 322, pp. 58–62.
25. Pascarella E. T., Terenzini P. T. How College Affects Students: Findings and Insights from Twenty Years of Research, San Francisco, 1991.
26. Saroglou V., Delpierre V., Dernelle R. 2004 “Values and religiosity: a Meta-Analysis of Studies Using Schwartz’s Model”, in Personality and Individual Differences, 2004, vol. 37, pp. 721–734.
27. Sherkat D. Religious Socialization and the Family: An Examination of Religious Influence in the Family over the Life Course. Unpublished Ph.D. Dissertation, Department of Sociology, Duke University, 1991.
28. Stark R. 1996 “Religion as Context: Hellfire and Delinquency One More Time”, in Sociology of Religion, 1996, vol. 57/2, pp. 151–163.
29. Stark R., Finke R. Acts of Faith: Exploring the Human Side of Religion, Berkeley, 2000.
Пруцкова Елена Викторовна
Пруцкова Е. В., Маркин К. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 69. С. 158-164. — Рец. на кн.: Lee L. Recognizing the Non-Religious: Reimagining the Secular. Oxford University Press, 2015
PDF
Пруцкова Елена Викторовна
Место работы: член рабочей группы научного проекта «Социология религии» ПСТГУ 127051, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: evprutskova@gmail.com.
Маркин Кирилл Васильевич
Место работы: науч. сотр. научной лаборатории «Социология религии», ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: markink20@gmail.com.
Пруцкова Е. В. Религиозность и базовые ценности россиян (по данным «Европейского социального исследования» и всероссийского исследования «Ортодокс Монитор») // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 72. С. 126-143. DOI: 10.15382/sturI201772.126-143
В статье рассматривается связь между религиозностью и базовыми ценностями в России. Базовые ценности измеряются при помощи Портретного ценностного вопросника Ш. Шварца. В качестве информационной базы настоящей статьи выступают всероссийское исследование Ортодокс Монитор 2012 г., репрезентативный опрос воцерковленных православных россиян, и Европейское социальное исследование 2012 г. Обычно фиксируемая по результатам массовых опросов связь базовых ценностей с религиозностью в России очень слабая. Одна из возможных причин может заключаться в применении некорректных индикаторов для измерения степени религиозности. Одной из важнейших характеристик, отличающих воцерковленных православных, является регулярное причастие, предполагающее довольно серьезную подготовку, пост и исповедь. Человек производит попытку переосмыслить свои взгляды, ценности, изменить поведение. Если это происходит с определенной регулярностью, то может приводить к постепенному изменению базовых ценностей, обусловленному религиозностью. Такой работы над собой может не происходить, если человек посещает религиозные службы, но не причащается. Воцерковленные православные значительно более привержены ценностям Сохранения и Заботы о людях и природе и менее привержены ценностям Открытости изменениям и Самоутверждения. Одним из неожиданных результатов стали обнаруженные значительные различия в ценностях Универсализма, по которым воцерковленные православные заметно опережают среднестатистических россиян, в то время как в большинстве предыдущих исследований связь религиозности с ценностями Универсализма либо была отрицательной, либо отсутствовала, и лишь изредка была слабой положительной. Также, несмотря на общие низкие показатели по ценностям Открытости изменениям, различия обусловлены в наибольшей степени отвержением воцерковленными православными ценностей Гедонизма, Риска и Новизны, в то время как по ценностям Самостоятельности различия со среднестатистическими россиянами минимальны.
религиозность, воцерковленность, православие, приходская община, ядро церковной общины, базовые ценности, ценности Сохранения, Открытость изменениям, Самоутверждение, Забота о людях и природе, Ортодокс Монитор, Европейское социальное исследование
  1. Забаев И. В., Орешина Д. А., Пруцкова Е. В. Три Московских прихода: основные социально-демографические показатели и установки представителей общин крупных приходов. М., 2012.
  2. Магун В.С., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 5–17.
  3. Магун В. С., Руднев М. Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1(93). С. 33–58.
  4. Магун В. С., Руднев М. Г., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. Т. 121. № 3-4. С. 74-93.
  5. Пруцкова Е. В. Влияние религиозности на базовые ценности населения европейских стран: эффект первичной религиозной социализации // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 3 / Отв. ред. Е. Ясин. М., 2014. С. 527–536.
  6. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005.
  7. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. C. 43-70.
  8. Davidov E., Schmidt P., Schwartz S. H. Bringing values back in: The adequacy of the European social survey to measure values in 20 countries // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72. No. 3. P. 420-445.
  9. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. London, 1964.
  10. ESS Round 6: European Social Survey Round 6 Data (2012). Data File Edition 2.3. NSD – Norwegian Centre for Research Data, Norway – Data Archive and distributor of ESS data for ESS ERIC, December, 1, 2016, available at: http://www.europeansocialsurvey.org (20. 01. 2017).
  11. Gennerich C., Huber S. Value Priorities and Content of Religiosity – New Research Perspectives // Archive for the Psychology of Religion / Archiv für Religionspychologie. 2006. Vol. 28. No. 1. P. 253–267.
  12. Glock Ch.Y. On the Study of Religious Commitment // Religious Education. 1962. Vol. 57. Sup. 4. P. 98–110.
  13. Herk H. van, Poortinga Y.H. Current and Historical Antecedents of Individual Value Differences Across 195 Regions in Europe // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2012. Vol. 43. No 8. P. 1229–1248.
  14. Inglehart R., Norris P. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. Cambridge, New York, 2004.
  15. Magun V., Rudnev M., Schmidt P. Within- and Between-Country Value Diversity in Europe: A Typological Approach // European Sociological Review. 2016. Vol. 32. No. 2. P. 189-202.
  16. Meuleman B., Billiet J. Religious Involvement: Its Relation to Values and Social Attitudes // Cross-Cultural Analysis: Methods and Applications / ed. by Eldad Davidov, Peter Schmidt, Jaak Billiet. New York, 2011. P. 173–206.
  17. Roccas S., Schwartz S.H. Church-State Relations and the Association of Religiosity with Values: A Study of Catholics in Six Countries // Cross-Cultural Research. 1997. Vol. 31. No. 4. P. 356–375.
  18. Rokeach M. Part I. Value Systems in Religion // Review of Religious Research. 1969. Vol. 11. No. 1. P. 3–23.
  19. Saroglou V., Delpierre V., Dernelle R. Values and Religiosity: a Meta-Analysis of Studies Using Schwartz’s Model // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 37. No 4. P. 721–734.
  20. Schwartz S.H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations // Questionnaire Development Package of the European Social Survey. Chapter 7. 2003. P. 259-319, available at: http://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_questionnaire/ESS_core_questionnaire_human_values.pdf (24. 03. 2017).
  21. Schwartz S.H. Computing Scores for the 10 Human values // Documentation for ESS-1. 2003, available at: http://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/ESS1_human_values_scale.pdf (24. 03. 2017).
  22. Schwartz S.H. Human Values. From Item to Index // European Social Survey Education Net, available at: http://essedunet.nsd.uib.no/cms/topics/1/4/2.html (22. 03. 2017).
  23. Schwartz S.H. Universals in Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology / Ed. by M.P.Zanna. San Diego, CA, 1992. Vol. 25. P. 1-65.
  24. Schwartz S.H., et al. Refining the Theory of Basic Individual Values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. No. 4. P. 663-688.
  25. Schwartz S.H., Huismans S. Value Priorities and Religiosity in Four Western Religions // Social Psychology Quarterly. 1995. Vol. 58. No. 2. P. 88–107.
  26. Sibley Ch.G., Bulbulia J.A. How Do Religious Identities and Basic Value Orientations Affect Each Other Over Time? // The International Journal for the Psychology of Religion. 2014. Vol. 24. No. 1. P. 64–76.
Пруцкова Елена Викторовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: evprutskova@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Экономика как проблема: Теории границ экономического в политической и теологической мысли» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ.