/
Результат поиска


Прокопчук А. Ю. Двадцать первая глава Евангелия от Иоанна // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 5-12.
PDF
Цель настоящего сообщения - показать неразрывность между 21-й и предыдущими главами четвертого Евангелия. Таких связей более чем достаточно. Гипотеза о том, что 21-я глава не входила в первоначальный текст Евангелия от Иоанна, уже в течение десятилетий является общепринятой. Однако никаких объективных доказательств этому никогда не существовало. Критике всегда свойственно ставить себя над Писанием. Однако мне представляется, что роль исследователя - сродни евангелисту Иоанну. Каждый из нас становится свидетелем увиденного и понятого. Нам следует не вставать над текстом, а оказаться на одном уровне с ним, чтобы проникнуть в тайну автора, в тайну Христа и донести ее до своих слушателей.
Прокопчук Александр Юрьевич, священник
Прокопчук Ю. В. Религиозно-философский синтез Л. Толстого и О. Хаксли // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 83. С. 47-64. DOI: 10.15382/sturI201983.47-64
В статье предпринята попытка сравнительного анализа основ религиозно-философских взглядов русского и английского писателей. Уделяется внимание представлениям Л. Н. Толстого и О. Хаксли о религии и религиозной истине, единстве Бога, мира и человека, о времени и вечности, особенностям восприятия божественной первоосновы. Для анализа мировоззрения классиков привлечены произведения позднего периода творчества Толстого, в том числе сборники мыслей писателя («Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни»), его дневники и письма, а также произведения Хаксли 1940–1960-х гг. (романы «Время должно остановиться», «Остров», сборник «Вечная философия», публицистические произведения «Двери восприятия», «Рай и Ад»). Автору удалось выявить сходство в подходах двух классиков мировой литературы, которое выразилось в своеобразном религиозно-философском синтезе на основе осмысления традиций восточной и западной мысли. Можно говорить о своеобразном внеконфессиональном подходе Толстого и Хаксли, обращавшихся к индуистским священным писаниям, даосской литературе, суфизму, христианским мистикам Средневековья и Нового времени, квакерам и др. Большую роль в формировании основ мировоззрения Толстого и Хаксли сыграло осмысление единства мира и человека. Это была одна из ключевых идей толстовского религиозно-философского творчества. Мироощущение тождественности жизненного начала в людях, во всем живом, своеобразное ощущение индуистского «tat tvam asi» (тождественность Атмана Брахману) Толстой выражал как в дневниках, так и в произведениях. Эта же идея легла в основу концепции «Вечной философии» английского писателя. Мыслители, придерживавшиеся рационального подхода к источникам, исходили из представлений о существовании единой религиозной истины и возможности ее постижения каждым человеком. Определяющее значение Толстой и Хаксли придавали личному духовному опыту, движению личности по пути постижения истины, при этом вероисповедные, богословские нюансы, принадлежность к определенной культурной, религиозной традиции считались фактором менее существенным по сравнению с приближением верующего к религиозному идеалу.
философия Л. Толстого, поздний Толстой, толстовство, мировоззрение О. Хаксли, «Вечная философия», религиозно-философский синтез, единство мира и человека
  1. Антонов К. М. Л. Н. Толстой и дискуссия о природе догмата в русской мысли конца XIX — начала XX века // Сборник материалов симпозиума «Лев Толстой (1828–1910) и Церковь его времени» (14–15 декабря 2009 года), Atti del Simposio «Lev Tolstoi (1828–1910) e la Сhiesa del suo tempo» (14–15 dicembre 2009). Изд. Ясная Поляна, Тула, 2011. С. 15–47.
  2. Бердяев Н. А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2002. С. 362–382.
  3. Головачёва И. В. Наука и литература: Археология научного знания Олдоса Хаксли. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.
  4. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: АСТ и др., 2005.
  5. Густафсон Р. Обитатель и Чужак. Теология и художественное творчество Льва Толстого. СПб.: Академический проект, 2003.
  6. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т. Ростов н/Д, 1999. Т. 1.
  7. Маковицкий Д. П. Яснополянские записки // Литературное наследство. М.: Наука, 1979. Т. 90. Кн. 3.
  8. Мень А., прот. «Богословие» Льва Толстого и христианство / Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Художественная литература. 1991. С. 5–27.
  9. Никитин В. «Богоискательство» и богоборчество Толстого // Прометей: Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей» / сост. Ю. Селезнёв. М.: Молодая гвардия, 1980. Т. 12. С. 113-138.
  10. Ореханов Г., прот. Лев Толстой. «Пророк без чести»: хроника катастрофы. М.: Эксмо, 2016.
  11. Палиевский П. Гибель сатирика // Современная литература за рубежом. М.: Советский писатель, 1962. С. 451–476.
  12. Прокопчук Ю. В. Религиозно-философские идеи Л. Н. Толстого и концепция «Вечной философии» Олдоса Хаксли // Яснополянский сборник, 2012: Статьи, материалы, публикации. Тула: Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012. С. 304–314.
  13. Рабинович В. С. Олдос Хаксли: эволюция творчества. Екатеринбург: УрГУ, 1998.
  14. Редина О. Н. Путь О. Хаксли к «Вечной философии» // Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени. Ч. 5. Межвузовский сборник научных трудов. М., 2004. С. 50–58.
  15. Семёнов Ю. Н. Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии. М.: Наука, 1965. С. 123–136.
  16. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М., 1928–1958.
  17. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. 4-е изд. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2005.
  18. Хаксли О. Двери восприятия. Рай и Ад: [сб.] / пер. с англ. М. Немцова. М.: АСТ, 2009.
  19. Хаксли О. Вечная философия / общ. ред. Сиренко И. Н. М.: Профит Стайл; Серебряные нити, 2010.
  20. Хаксли О. Время должно остановиться / пер. с англ. И. Моничева. М.: АСТ, 2018.
  21. Хаксли О. Остров / пер. с англ. С. Шик. М.: АСТ, 2008.
  22. Bedford S. Aldous Huxley: a biography. N. Y.: Knopf: Harper & Row, 1974.
Прокопчук Юрий Владимирович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Государственного музея Л. Н. Толстого; Российская Федерация, 119034, г. Москва, Пречистенка, 11/8;
Должность: заведующий экскурсионно-методической службой;
ORCID: 0000-0001-9969-4804;
Электронный адрес: prokopchuk17@mail.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-011-00764 А.