/
Результат поиска


Потаповская О. М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 110-138.
PDF
В статье выделены и описаны аксиологические основы семейного воспитания. Исследована динамика изменений ценностных приоритетов воспитания в российской семье под влиянием трансформации социокультурной ситуации на рубеже XIX–XX и XX–XXI вв. Определены стратегические направления актуализации традиционных ценностей семейного воспитания в социокультурных условиях современной России.
семейное воспитание, духовно-нравственные ценности семьи и семейного воспитания, феномен родительской культуры
Потаповская Ольга Михайловна
Потаповская О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 43-67.
PDF
В статье, открывающей цикл публикаций, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, представлен анализ развития теории духовно-нравственного воспитания дошкольников в историко-педагогической ретроспективе, дана характеристика традиционалистской, социоцентристской, этнокультурной и гуманистической парадигм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в системе образования.
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, традиционалистская, социоцентристская, гуманистическая парадигмы духовно-нравственного воспитания
Потаповская Ольга Михайловна
Потаповская О. М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 64-83.
PDF
В статье, продолжающей цикл начатых в прошлом номере журнала публикаций, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, охарактеризованы основные тенденции массовой и инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние двадцать лет, представлена типология современной инновационной практики духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, массовая и инновационная педагогическая практика
Потаповская Ольга Михайловна
Потаповская О. М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 27-50.
PDF
Статья продолжает цикл публикаций по проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вниманию читателей представлена модель духовно-нравственного воспитания на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции и описание опыта экспериментальной апробации модели в дошкольных образовательных учреждениях.
духовно-нравственное воспитание на основе социокультурной традиции в дошкольном образовательном учреждении, педагогическое моделирование, экспериментальная апробация модели
1. Zagvjazinskij V. I. Issledovatel'skaja dejatel'nost' pedagoga: Ucheb. posob. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedeni (Research Activity of Teacher: Textbook for Students), Moscow, 2008.
2. 2007 “«Istoki» i «Vospitanie na sociokul'turnom opyte». Programma dlja doshkol'nogo obrazovanija” (“Origins” and „Education on Social-Cultural Experience“. Program for Elementary Education), in Istokovedenie, Moscow, 2007, vol. 5, pp. 97–189.
3. Potapovskaja O. M. Programma duhovno-nravstvennogo vospitanija detej doshkol'nogo vozrasta sredstvami hudozhestvenno-produktivnoj dejatel'nosti: Uchebnoe posobie (Program of Spiritual-Moral Education of Children of Preschool Age by Means of Art-Productive Activity: Textbook), Moscow, 2009.
4. Potapovskaja O. M. Samye glavnye prazdniki: Scenarii utrennikov i konspekty prazdnichnyh zanjatij dlja detej doshkol'nogo vozrasta (Main Feasts: Scenarios of Morning Feasts and Conspects of Feast Lessons for Children of Preschool Age), Moscow, 2004.
5. Potapovskaja O. M. 2006–2008 “Zadushevnye besedy. Zhurnal v zhurnale” (Cordial Dialogs. Journal in Journal), in Doshkol'nik. Mladshij shkol'nik, 2006, vol. 4–6; 2007, vol. 1–6; 2008, vol. 1–4.
6. Potapovskaja O. M. Semejnaja gostinaja. Programma zanjatij s roditeljami v semejnoj shkole duhovno-nravstvennogo vospitanija. M., 2003
7. Krjachko A. A. Vvedenie v tradiciju: Programma studijnyh zanjatij s det'mi (Introduction in Tradition: Probram of Room Lessons with Children), Moscow, 2004.
8. Krjachko A. A. Russkaja skazka v domashnem teatre (Russian Fairy Tale in House Theater), Moscow, 2004.
9. Krylova N. B. 2009 “Kul'turnye praktiki rebenka v obrazovanii s pozicii ponimajushhej pedagogiki” (Cultural Practices of Child in Education from Position of Understanding Pedagogics), in Bojarinceva A. V., Krylovoj N. B. Kul'turnye praktiki detstva. Opyt organizacii. Special'nyj vypusk serii «Novye cennosti obrazovanija», 2009, vol. 4/42, pp. 7–20.
10. Jel'konin D. B. Detskaja psihologija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij (Children Psychology: Textbook for Students), Moscow, 2011.
11. Pozdina T. F. 2009 “Sociokul'turnyj podhod i pravoslavnaja pedagogicheskaja tradicija: razmyshlenija pedagoga-praktika” (Social-Cultural Approach and Orthodox Pedagogical Tradition: Thoughts of a Practical Pedagogue), in Solov'ev A. Ju., Miljaeva S. Ju., Potapovskaja O. M., Migdisov Ja. S. (eds.) I Mezhregional'naja nauchno-prakticheskaja konferencija «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija v kontekste formirovanija duhovno-nravstvennoj kul'tury obshhestva. Proekt «Budushhee nasledie» (16–18 fevralja 2009 g.). Sbornik materialov, Moscow, 2009, pp. 50–52.
12. Potapovskaja O. M. 2009 “Strategija i perspektivy razvitija innovacionnoj setevoj jeksperimental'noj ploshhadki «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija” (Strategy and Perspectives of Development of Innovative Net Experimental Ground “Modelling of Social-Cultural System Development of Educational Institution”), in Solov'ev A. Ju., Miljaeva S. Ju., Potapovskaja O. M., Migdisov Ja. S. (eds.) I Mezhregional'naja nauchno-prakticheskaja konferencija «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija v kontekste formirovanija duhovno-nravstvennoj kul'tury obshhestva. Proekt «Budushhee nasledie» (16–18 fevralja 2009 g.). Sbornik materialov, Moscow, 2009, pp. 31–34.
13. Shulaev A. A. 2009 “Rol' gorodskoj jeksperimental'noj ploshhadki «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija» v processe innovacionnogo razvitija velikolukskogo obrazovanija” (Role of City Experimental Ground “Modelling of Social-Cultural System Development of Educational Institution” in Process of Innovative Development of Education of Velikije Luki), in Solov'ev A. Ju., Miljaeva S. Ju., Potapovskaja O. M., Migdisov Ja. S. (eds.) I Mezhregional'naja nauchno-prakticheskaja konferencija «Modelirovanie sociokul'turnogo sistemnogo razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija v kontekste formirovanija duhovno-nravstvennoj kul'tury obshhestva. Proekt «Budushhee nasledie» (16–18 fevralja 2009 g.). Sbornik materialov, Moscow, 2009, pp. 52–56.
14. Potapovskaja O. M. 2012 “Modelirovanie processa duhovno-nravstvennogo vospitanija v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii” (Modelling of Process of Spiritual-Moral Education in Preschool Educational Institution), in Social'nyj institut vospitanija v sovremennoj Rossii: modernizacija, dinamika i strategija razvitija: Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 7–9 dekabrja 2011 g., Moscow, 2012, vol. 2, pp. 192–200.
Потаповская Ольга Михайловна
Потаповская О. М. Результаты реализации в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и регионов модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 7-35.
PDF
Статья продолжает цикл публикаций по проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вниманию читателей представлен анализ результатов реализации в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и регионов модели духовно-нравственного воспитания на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции.
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, диагностика социокультурного развития участников образовательного процесса
1. Metlik I. V., Galickaja I. A. 2009 “Ponjatie «duhovno-nravstvennoe vospitanie» v sovremennoj pedagogicheskoj teorii i praktike“ (Idea of “Spiritual-Moral Education” in Modern Pedagogical Theory and Practic), in Pedagogika, 2009, vol. 10, pp. 36—46.
2. Potapovskaja O. M. 2012 “Istoriko-pedagogicheskaja retrospektiva razvitija teorii duhovno- nravstvennogo vospitanija detej doshkol'nogo vozrasta” (Historical-Pedagogical Retrospective of Development of Theory of Spiritual-Moral Education of Children of Preschool Age), in Vestnik PSTGU. Serija «Pedagogika. Psihologija», 2012, vol. 3, pp. 43-67.
3. Potapovskaja O. M. 2012 “Osobennosti realizacii duhovno-nravstvennogo vospitanija detej v sovremennoj praktike doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij” (Features of Realization of Spiritual-Moral Education of Children in Modern Practice of Preschool Educational Institutions), in Vestnik PSTGU. Serija «Pedagogika. Psihologija», 2012, vol. 4, pp. 64-83.
4. Potapovskaja O. M. 2013 “Modelirovanie duhovno-nravstvennogo vospitanija detej v doshkol'nom obazovatel'nom uchrezhdenii na osnove cennostnyh dominant otechestvennoj sociokul'turnoj tradicii” (Modelling of Spiritual-Moral Education of Children in a Preschool Educational Institution on Basis of Value Dominants of Russian Socio-Cultural Tradition), in Vestnik PSTGU. Serija «Pedagogika. Psihologija», 2013, vol. 1, pp. 27-50.
5. Tvardovskaja N. Ju., Puchkova Ju. M. 2002 “Sociokul'turnyj trening — unikal'naja pedagogicheskaja tehnologija»” (Social-Cultural Training — Unique Pedagogical Technology), in Istokovedenie, Moscow, 2002, vol. 2, pp. 35-41.
6. Potapovskaja O. M. Samye glavnye prazdniki: Scenarii utrennikov i konspekty prazdnichnyh zanjatij dlja detej doshkol'nogo vozrasta (Main Feasts: Scenarios of Morning Feasts and Conspects of Feast Lessons for Children of Preschool Age), Moscow, 2004.
7. Platon (Igumnov), arhimandrit. Nravstvennoe bogoslovie (Moral Theology), Svjato-Troickaja Sergieva Lavra, 1994.
Потаповская Ольга Михайловна
Метлик И. В., Потаповская О. М. Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 29-49. DOI: 10.15382/sturIV201539.29-49
В статье ретроспективно рассматривается процесс формирования методики преподавания православной культуры в российской государственной и муниципальной (светской) общеобразовательной школе. Выделены его этапы, обозначены основные методические позиции, значимые для преподавания православной культуры как сферы совместной компетенции государства и Церкви. Показаны проблемы преподавания православной культуры, обусловленные противоречивой динамикой государственно-церковных отношений в сфере образования, тенденциями социально-культурной эволюции российского общества в постсоветский период.
общеобразовательная школа, методика преподавания, учебный предмет «Православная культура», государственно-церковные отношения.
1. Метлик И. В. Религия в школе: опыт изучения проблемы // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 36–42.
2. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4. С. 7–12.
3. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 г. (URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/934483.html).
4. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 56–61.
Метлик Игорь Витальевич
Потаповская Ольга Михайловна