/
Результат поиска


Постернак А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 4 (47). С. 153-157. — Рец. на кн.: Davis St. J. The Cult of St. Thecla: A Tradition of Women’s Piety in Late Antiquity. N. Y.: Oxford University Press, 2001 (The Oxford Early Christian Studies, reprinted 2009).
PDF
Постернак Андрей Владимирович, священник
Постернак А. В. Древние чины рукоположения диаконисс // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 1 (50). С. 144-161.
PDF
Автор рассматривает чины рукоположений диаконисс в древней Церкви по различным памятникам: «Апостольским постановлениям», греческим, латинским и грузинским рукописям (VIII–XVI вв.). В публикации приведены оригинальные греческие, латинcкие тексты и их переводы. На основании сравнительного анализа особенностей чинопоследований, сходных с рукоположением диакона, автор делает вывод, что у диаконисс могли быть некоторые функции во время общественного богослужения — Литургии, сходные с диаконскими.
диакониссы, чины рукоположений, рукопись Барберини, женское церковное служение

Постернак Андрей Владимирович, священник
Постернак К. В. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 115-127.
PDF
В статье рассматривается вопрос авторства русских иконостасов эпохи барокко. Установлено, что в подавляющем большинстве случаев имя подлинного автора иконостаса — создателя его архитектурного проекта — остается неизвестным. Часто оно подменяется именами подрядчиков (резчиков или столярных мастеров). Вклад некоторых исполнителей преувеличивается настолько, что они предстают в образе выдающихся архитекторов и в этом качестве неоднократно упоминаются на страницах научных и научно-популярных работ. В то же время нередко приходится сталкиваться с тем, что оригинальные иконостасы эпохи барокко необоснованно приписывают крупным столичным архитекторам — в первую очередь Ф. Б. Растрелли. Многие из этих легенд берут начало еще в литературе XIX в. и некритически повторяются современными исследователями, что ведет к искаженному и упрощенному пониманию художественных процессов в России сер. XVIII в.
барокко, иконостас, Гербель, Зарудный, Растрелли
1. Arkin D. E. 1946, in Arhitekturnyj arhiv, vol. 1, pp. 21-98.
2. Batovsky Z. Arhitektor F. B. Rastrelli o svoih tvoreniyah (Architect Rastrelli about his works), St. Petersburg, 2000.
3. Golovina I. A., Knyazhickaya T. V. (ed.) IkonostasPetropavlovskogo sobora (The Iconostasis of the Peter and Paul Cathedral), Saint-Petersburg, 2003.
4. Gorbatenko S. B. 1994, in Pamyatniki istorii i kul'tury Sankt-Peterburga, pp. 139-154.
5. Grabar' I. E. Istoriya russkogo iskusstva (History of Russian Art), Moscow, 1912, vol. 3.
6. Dedyuhina V. S., Ruzavin Ju. A. 1980, in Hudozhestvennoe nasledie, vol. 6/36, pp. 193-202.
7. Denisov Ju. M., Petrov A. N. Zodchij Rastrelli (Architect Rastrelli), Leningrad, 1963.
8. El'kin E. N. 1994, in Kraevedcheskie zapiski, vol. 2, pp. 149-159.
9. Istoriko-statisticheskie svedeniya o Sankt-Peterburgskoj eparhii (Historical-Statistical Information about Diocese of Saint-Petersburg), Saint-Petersburg, 1876, vol. 5.
10. Jur'eva T. V. Pravoslavnyj ikonostas kak kul'turnyj sintez (Orthodox Iconostasis as a Cultural Synthesis), Jaroslavl', 2005.
11. Jartsev A. A. Osnovanie i osnovatel' russkogo teatra (F. G. Volkov) (Foundation and Founder of the Russian Theatre (F. G. Volkov)), Moscow, 1900.
12. Kirichenko E. I. Mikhail Bykovsky, Moscow, 1988.
13. Malickij N. V. 1911, in Trudy Vladimirskoj uchyonoj arhivnoj komissii, vol. 13.
14. Mel'nik A. G. Hramovye ikonostasy kontsa XVII—XIX veka Rostova Velikogo (Rostov the Great Temple Iconostases of the laTe Eighteenth and Nineteenth Century), Saint-Petersburg, 2012.
15. Mozgovaja E. B. Tvorchestvo I. P. Zarudnogo (The Creativity of I. P. Zarudny), Leningrad, 1977.
16. Morozova A. A. N. F. Gerbel'. Gorodskoj arhitektor Sankt-Peterburga (N. F. Gerbel'. City Architect of Saint-Petersburg), Saint-Petersburg, 2004.
17. Nikolaeva M. V. Ikonostas petrovskogo vremeni: «stolyarstvo i rez'ba», zolochenie, ikonopisnye raboty (The Iconostasis of Peter's Time: «Joinery and Carving», Gilding, Icon-Painting), Moscow, 2008.
18. Voronihina A. N. (ed.) Arhitekturnaya grafika Rossii. Pervaya polovina XVIII veka. Nauchnyj catalog (Russian Architectural Drawings of the First Half of the Eighteenth Century. Academic Catalog), Leningrad, 1981.
19. Vygolov V. P. (ed.) Svod pamyatnikov arhitektury i monumental'nogo iskusstva Rossii. Bryanskaya oblast' (A Set of Architectural Monuments in Russia. Bryansk Region), Moscow, 1996.
20. Batowski Z. Architekt Rastrelli o swych pracach (Architect Rastrelli about His Works), Lwow, 1939.
Постернак Кирилл Владимирович
Постернак А. В. Женщины в неортодоксальных общинах // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 9-15. DOI: 10.15382/sturII201456.9-15
Статья посвящена женщинам в неортодоксальных общинах раннехристианского времени. Автор отмечает, что недостаток источников (свидетельства церковных историков, апологетов, эпиграфические данные и т. д.) не позволяет раскрыть эту проблему полностью. Цель статьи — указать на некоторые особенности неортодоксального женского служения в раннехристианскую эпоху. Автор подчеркивает, что выступления женщин носили эмоциональный характер. Женщины в неортодоксальных общинах могли обладать достаточно высоким социальным статусом, что могло быть связано с их знатным происхождением или богатством. В еретических общинах существовала иерархия женских служений: диакониссы, женщины-священники и пророчицы, которые могли руководить общиной и оказывать существенное влияние на ее жизнь. В неортодоксальных общинах женщины могли проповедовать, совершать Таинства Евхаристии и Крещения, пророчествовать. Аргументы христианских авторов сводились к тому, что женщины материально обогащались за счет этих даров и вели греховный образ жизни, а сами предсказания оказывались лживыми. В радикальных сектах монтанистского толка формировалась новая модель женского поведения, ломавшая позднеантичные, равно как и раннехристианские представления о женщине как о человеке, зависимом от мужчины и подчиненном ему:не только нарушение церковных установлений, но и самостоятельность, независимость женщин, их стремление публично проповедовать как апостолы и совершать Таинства не соответствовали общественным представлениям о женщине того времени. Евангельское утверждение об онтологическом равенстве в Боге мужчины и женщины опережало свою эпоху и полностью не вписывалось в социальную ситуацию поздней античности
раннее христианство, женское служение, ереси, диакониссы, пророчицы, церковные Таинства
1. Постернак А. В. Служение женщин в Древней Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования. М., 2013. С. 337–447.
2. Фокин А. Р. Латинская патрология. М., 2005. Т. 1
3. Burrus V. (1991) “The Heretical Woman as Symbol in [bishop] Alexander, Athanasius, Epiphanius, and Jerome”, in Harvard Theological Review, 1991, vol. 84, pp. 229–248.
4. Eisen U. Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Göttingen, 1996.
5. Ide A. Fr. God’s Girls. Ordination of Women in Early Christian and Gnostic Churches. Garland, 1986.
6. Jensen A. (1993) “Prisca — Maximilla — Montanus: Who Was the Founder of «Montanism»?, in Studia Patristica, 1993, vol. 26, pp. 147–150.
7. Labriolle P. (1911) “«Mulier in Ecclesia taceat». Un aspect de la lutte anti-montaniste”, in Bulletin d’ancienne litterature et d’archeologie chretiennes, P., 1911,vol. 1/1, pp. 1–24; vol. 1/2., pp. 103–122.
8. Schierling M. J. (1980) “Women as Leaders in the Marcan Communities”, in Listening, 1980, vol. 2, pp. 250–256.
9. Schottroff L. (1993) „Der Frauenwiderstand im frühen Christentum“, in Querdenken. Beitrage zur feministisch-befreiungstheologischen Diskussion, Gottingen, 1993, pp. 129–159.
10. Torjesen K. Jo. When Women Were Priests: Women’s Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco, 1993.
11. Wahl J. (1959) “The Exclusion of Women from Holy Orders”, in The Саtholic University of Ameriса. Studies in Sacred Theology, Washington, 1959, 2 ser, vol. 110.
Постернак Андрей Владимирович, священник
Постернак О. П. К истории создания и освящения храма св. царевича Димитрия при Голицынской больнице // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 143-161. DOI: 10.15382/sturV201416.143-161
Статья посвящена истории первого освящения храма св. царевича Димитрия при Голицынской больнице в Москве (1801 г.), ставшего важным событием русской общественной жизни. В нач. XIX в. Голицынская больница прочно заняла место среди главных достопримечательностей древней столицы. В рамках статьи уточнены памятные даты, отразившиеся в двойном праздновании столетнего юбилея больницы в 1901–1902 гг. Подробно рассмотрен вклад двоюродных братьев Димитрия и Александра Голицыных в создание больницы.
Голицынская больница, храм царевича Димитрия, Голицыны, Димитрий Михайлович Голицын, Александр Михайлович Голицын.
1. Архитектор М. Ф. Казаков. Ансамбль Голицынской больницы. Памятники русской архитектуры. М., 1955.
2. Вигель Ф. Ф. Записки. М., 2003. Кн. II.
3. Гастев М. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. М., 1841. Ч. 1.
4. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Каталог картинной галереи. М., 1986.
5. Голицын. Н. Н. Род князей Голицыных. СПб., 1892. Т. I.
6. Горчаков Н. Опыт вокальной или певческой музыки в России. М., 1808.
7. Горчаков Н. Панорама или взгляд на Москву с Кремлевской горы // Москвитянин. 1844. Ч. 5.
8. Дашкова Екатерина. Записки. 1742–1810. Л., 1985.
9. Дашкова Е. Р. Записки. Письма сестер М. и К. Вильмот из России. М., 1987.
10. Дашкова Е. Р. Записки княгини Е. Р. Дашковой. М., 1990.
11. Демская А. А. История одного забытого завещания // Памятники культуры. Новые открытия. 1990. М., 1992.
12. Державин Г. Р. Сочинения с объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1–8. СПб., 1864–1880. Т. 8: Биография поэта.
13. Долгова С. Р. Судьба родовых архивов Голицыных в РГАДА // Хозяева и гости усадьбы Вяземы. Материалы III Голицынских чтений 20–21 января 1996. Большие Вяземы, 1996.
14. Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955. Ч. 1. Дневник студента.
15. Иванова Е. Ю. Портреты XVIII — начала XIX века. Из собрания А. М. Голицына — Олсуфьевых в доме на Девичьем поле // Союз художников СССР показывает собрание картин XVIII–XIX веков из Зарайского музея. Реставрация, атрибуция, исследования. Каталог. М., 1982.
16. Малолетков С. Л. Доброе дело князей Голицыных. К столетию открытия Московской Голицынской больницы (1892–1902). М., 1902.
17. Муромцева М. А. Арбат 4. Повесть в документах, письмах, воспоминаниях. М., 2010.
18. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. М., 1995. Т. 3.
19. Петров П. Н. История родов русского дворянства. СПб., 1886. Т. I. Репринт: М., 1991.
20. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.
21. Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого Князя Николая Михайловича. СПб., 1906. Т. II.
22. Савинская Л. Ю. Каталог князя Голицына // Наше наследие. 2004. № 71.
23. Сейделер И. Московская Голицынская больница в ряду европейских больниц. М., 1865–1869. Ч. 1–2.
24. Селинова Т. А. Портретная галерея князей Голицыных в Кузьминках. Собрание ГИМ // Памятники культуры. Новые открытия. 2004. М., 2006.
25. Современник. Литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным. СПб., 1836. Т. I.
26. Сто лет Голицынской больницы в Москве. М., 1902.
27. Столетие Голицынской больницы // Московские церковные ведомости. 1902. № 32.
28. Столетний юбилей храма Голицынской больницы // Московские церковные ведомости. 1901. № 39.
29. Тодорский Иван. Ода Златый век на всерадостнейший день всевысочайшей коронации Его императорского величества всеавгустейшего Государя Императора, последовавшей в Москве, в Первопрестольном Успенском Соборе сентября 15 дня 1801 года, сочиненная и подписанная Провинциальным Секретарем Иваном Тодорским. Москва: Университетская типография, б/г.
30. Тодорский Иван. Ода на открытие великолепной в Москве больницы с освящением храма во имя Св. Димитрия Царевича, бывшем при высочайшем Его императорского величества Государя Императора Александра Павловича и всей Высочайшей Фамилии присутствии Сентября 22 дня 1801 года, преднамеренной покойным и вечной памяти достойным князем Дмитрием Михайловичем Голицыным, а сооруженной по его завещанию Братом его двоюродным, Его сиятельством князь Александром Михайловичем Голицыным, в вечную память сочиненная Провинциальным секретарем Иваном Тодорским. Москва: Университетская типография, б/г.
31. Третьякова Н. Е. От картинной галереи Голицынской больницы до Голицынского музея на Волхонке. Художественные собрания князей Голицыных второй половины XVIII — XIX веков: автореф. дис. … канд. искусств. М., 2005.
32. Ходасевич В. Ф. Державин. М., 1988.
Постернак Ольга Павловна
Постернак А. В. Первые женские ординации в Епископальной церкви 1970-х гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1 (62). С. 125-134. DOI: 10.15382/sturII201562.125-134
Епископальная Церковь США в 1976 г. приняла положительную резолюцию (1976-B300) относительно посвящения женщин в пресвитеры и епископы. Церковь, таким образом, легализовала опыт англиканских общин Восточного побережья - Филадельфии и Вашингтона, где в июле 1974 и сентябре 1975 г. состоялись женские ординации. Статья посвящена истории данных ординаций, общественной реакции на них и богословским дискуссиям по поводу допустимости женских посвящений в епископальном сообществе первой половины 1970-х гг. Исследование основано на официальных сообщениях Епископальной Церкви. Решение англиканского епископата о допустимости женских ординаций было мотивировано не только убежденностью в Божественном волеизъявлении о призвании женщин к священству, но и процессами трансформации современного западного социума: борьбой женщин за свои права и борьбой против расовой дискриминации. Англиканский епископат заботили проблемы адаптации нового служения к современным условиям: 1970-е гг. стали переходным периодом от традиционного к постхристианскому обществу, в котором пол стал рассматриваться как социальная функция. Эти тенденции преобразят англиканское сообщество, в котором одержал победу взгляд на священство как на форму служения приходской общине, которое имеют право выполнять не только мужчины, но и женщины.
резолюции Ламбетских конференций о женщинах, женское служение, женщины-сотрудницы, ординация женщин в диаконы, священники, епископы
1. Armstrong K. The End of Silence Women and the Priesthood, London, 1993.
2. Avis P. Anglican Orders and the Priesting of Women, London, 1999.
3. Barr E., Barr A. Jobs for the Boys? Women Who Became Priests, London, 2001.
4. Baxter K. Gender in Worship, New York, 1978.
5. Bogle J. Women and the Priesthood Looking Ahead, Vox, 1987.
6. Brett W., Watson V. Women Priests, Impossible? London, 1973.
7. Bruce M., Duffi eld G. Why not? Priesthood and the Ministry of Women — a Theological Study, Appleford, 1972.
8. Burgess J. Can Women Serve in the Ordained Ministry?, Minneapolis, 1973.
9. Carter D. Debating the Ordination of Women, London, 1974.
10. Chapman J. The Last Bastion Women Priests — the Case for and Against, London, 1989.
11. Donovan M. Women Priests in the Episcopal Church the Experience of the First Decade, Cincinnati (Oh), 1988.
12. Eldred J. Women Pastors: If God Calls Why not the Church, Valley Forge (PA), 1981.
13. Field-Bibb J. Women Towards Priesthood Ministerial Politics and Feminist Praxis, Cambridge, New York, 1991.
14. Hewitt E., Hiatt S. Women Priests: Yes or No?, New York, 1973.
15. Jewett P. The Ordination of Women: an Essay on the Office of Christian Ministry, Grand Rapids (Mich.), 1980.
16. Law R. Women Are not for Ordination, Kent, 1992.
17. Macy G., Cooke B. A History of Women and Ordination, Lanham (Md.), 2002.
18. Maloney D. The Church Cannot Ordain Women to the Priesthood. Synthesis Series, Chicago, 1978.
19. Peberdy A. Women Priests?, Basingstoke, 1988.
20. Toon P. Let Wo[Men] Be Wo[Men] Equality, Ministry and Ordination, Leominster, 1990.
21. Wilson W. Why No Women Priests?, Worthing, 1988.
Постернак Андрей Владимирович, священник
Постернак К. В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 102-119. DOI: 10.15382/sturV201519.102-119
Статья посвящена малоизученному явлению — введению в интерьеры русских храмов петровского времени элементов, заимствованных из европейской церковной архитектуры. Подробно рассмотрены такие новшества, как сквозные иконостасы с широкими царскими вратами, полностью открывающими алтарь, открытые резные престолы, надпрестольные сени в виде барочных кивориев, проповеднические кафедры. Показано, что большинство этих элементов впервые встречается в интерьере Преображенского собора в Нарве, переоборудованного из лютеранской кирхи (освящен как православный храм в 1708 г.). Их активное распространение в русской церковной архитектуре нач. XVIII в. следует связывать с влиянием Петра I. К сер. XIX в. подобные элементы полностью вышли из богослужебного употребления.
Петр I, церковная архитектура, барокко, иконостас, престол, надпрестольная сень, киворий, проповедническая кафедра.
1. Аплаксин А. П. Сампсоновский собор в С.-Петербурге. 1709–1909. СПб., 1909.
2. Аронова А. А. Русская архитектурная практика начала XVIII века в свете голландских впечатлений Великого посольства // Искусствознание. 2002. № 1. С. 356–367.
3. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.
4. Вертоградский Н. (Кафедральный) Спасо-Преображения собор в гор. Нарве. 1708–1908 гг. (К 200-летию его преобразования в православный русский храм.) Нарва, 1908.
5. Кириков Б. М. Прообразы композиции Петропавловского собора // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып. 2: Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. СПб., 1994. С. 13–37.
6. Кириллов В. В. Классические тенденции формообразования в архитектуре Подмосковья петровского времени // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1994. C. 15–24.
7. Коченовский О. Нарва: Градостроительное развитие и архитектура. Таллин, 1991.
8. Микишатьев М. Н. Композиционные особенности и историческое место архитектуры Никольской церкви в Полтеве // Архитектурное наследство. 1995. Вып. 38. С. 282–290.
9. Мозговая Е. Б. Иконостас // Иконостас Петропавловского собора. СПб., 2003. С. 8–32.
10. Мозговая Е. Б. Творчество И. П. Зарудного. Дис. … канд искусствоведения. Л., 1977.
11. Религиозный Петербург / Колл. авт., сост. П. Климов. СПб., 2004.
12. Словарь русского языка XVIII века. Вып. 9. «Из–Каста». СПб., 1997.
13. Сморжевских-Смирнова М. Ингерманландия, Эстляндия и Лифляндия в церковном панегирике Петровской эпохи. Диссертации по гуманитарным наукам. Tallinn, 2013.
14. Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. Л.; М., 1934.
15. Элькин Е. Н. Иконостас Петропавловского собора // Краеведческие записки. Вып. 2. СПб., 1994. С. 149–159.
16. Karling S. Narva. Eine baugeschichtliche Untersuchung, Tartu, 1936.
Постернак Кирилл Владимирович
Постернак К. В. Цветовое решение русских иконостасов эпохи барокко (на примере памятников Санкт-Петербурга) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 65-85. DOI: 10.15382/sturV201623.65-85
В статье рассматриваются особенности цветового решения петербургских барочных иконостасов 1-й пол. — сер. XVIII в. Показано, что памятники начала столетия следовали традициям оформления «флемских» иконостасов XVII в. В 1720-х гг. в Петербурге появились первые каменные алтарные преграды, облицованные искусственным мрамором. Эти памятники способствовали распространению нового типа декоративных росписей деревянных иконостасов, имитирующих облицовку цветным камнем. Характерной чертой петербургских иконостасов стало изображение золотых «мраморных» прожилок в сочетании с имитацией каменной облицовки или на однотонном фоне. Цвет фона в основном был синий, встречались также зеленый и белый, в единичных случаях — красный. Золочение ограничивалось резными деталями, поля иконостасов не вызолачивались, что резко отличало петербургские иконостасы от московских и провинциальных памятников.
церковная архитектура, барокко, иконостас, императрица Елизавета Петровна, Зарудный, Трезини, Гербель, Растрелли
1. Аплаксин А. П. Сампсоновский собор в С.-Петербурге. 1709–1909. СПб., 1909.
2. Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб., 1910.
3. Богданов А. И. Дополнение к историческому, географическому и топографическому описанию Санкт-Петербурга с 1751 по 1762 год. СПб., 1903.
4. Богданов А. И., Рубан В. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб., 1779.
5. Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20–30-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века: Исследования и материалы. М., 1954. С. 181–238.
6. Брюгген Э. А., Евреинов Н. М. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб., 1909.
7. Бусева-Давыдова И. Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и итоги эволюции // Иконостас: Происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 621—650.
8. Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII — начала XVIII в. // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. М., 1973. С. 20–30.
9. Дедюхина В. С. Позолота в системе декоративного искусства // Россия и восточнохристианский мир: Древнерусская скульптура. Вып. IV. М., 2003. C. 201–208.
10. Дедюхина В. С., Лелекова О. В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976.
11. Денисов Ю. М. Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (Методика проектирования и строительная практика): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1975.
12. Денисов Ю. М. Исчезнувшие дворцы // Эрмитаж: История строительства и архитектура зданий. Л., 1989. С. 17–54.
13. Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. Л., 1963.
14. Дренякин А. Историческое описание церквей лейб-гвардии Измайловского полка. 1730–1850. СПб., 1851.
15. Зиновьевский П., прот. Историко-статистическое описание Преображенского всей гвардии собора. СПб., 1876.
16. Иконостас петровского времени: «столярство и резьба», золочение, иконописные работы. Москва и Подмосковье. Подрядные записи / Сост., вступ. ст. М. В. Николаева. М., 2008.
17. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 7. СПб., 1883.
18. Логунова М. А. Строительство и реставрация иконостаса Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (в печати).
19. Мозговая Е. Б. Иконостас // Иконостас Петропавловского собора. СПб., 2003. С. 8–32.
20. Музей прикладного искусства: Строгановская церковь / Сост. Л. Е. Тивас, А. Ф. Чугунов. Горький, 1962.
21. Обухова Л. А. Иностранные резчики и позолотчики в Петербурге первой половины XVIII в. // Россия и восточно-христианский мир: Древнерусская скульптура. Вып. IV. М., 2003. C. 153–175.
22. Обухова Л. А. О трех памятниках декоративной резьбы XVIII–XIX веков из большеохтинских церквей Санкт-Петербурга в собрании Государственного Русского музея // Петербургские чтения 97. СПб., 1997. С. 461–462.
23. Обухова Л. А. Рельефная пластика иконостаса церкви св. Екатерины Ф. Б. Растрелли // Русский скульптурный рельеф второй половины XVIII — первой половины XIX века. Л., 1989. С. 67–72.
24. Обухова Л. А. Три памятника иконостасной резьбы XVIII — начала XIX в. в собрании Русского музея // Памятники культуры: Новые открытия. 1984. Л., 1986. С. 440–454.
25. Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного управления по учреждениям о губерниях. 1703–1782. СПб., 1884.
26. Петухова А. В. К вопросу о цветовом решении декоративного убранства иконостаса Архангельского собора // Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. Вып. VI. История и реставрация памятников Московского Кремля. М., 1989. С. 90–94.
27. Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII–XIX веков. Альбом-каталог / Сост. И. В. Чепкунова, П. Ю. Стрельцова; текст: М. А. Бурганова, Н. Ф. Милюшина, К. В. Постернак. М., 2014.
28. Постернак К. В. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2. С. 115–127.
29. Раевский С. И., Фомичева Н. М. Собор Владимирской иконы Божьей Матери. Реставрация барочного иконостаса // ARTconservation. URL: http://art-con.ru/node/4603 (дата обращения: 10.02.2016).
30. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713–1913: Историческое исследование. СПб., 1913.
31. Семенова Г. В. Церковь Царскосельской иконы Божией Матери Знамение // Памятники истории и культуры Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 9. СПб., 2006. С. 21–34.
32. Собрание планов, фасадов и разрезов примечательных зданий Санкт-Петербурга / Гравировал А. Шелковников. СПб., 1826.
33. Топильский С. С., прот. Морской Богоявленский Николаевский собор в Санкт-Петербурге. СПб., 1871.
34. Элькин Е. Н. Иконостас Петропавловского собора // Краеведческие записки. Вып. 2. СПб., 1994. С. 149–159.
Постернак Кирилл Владимирович
Постернак А. В. Статус и деятельность диаконисс Евангелическо-лютеранской Церкви в Российской империи (середина XIX - начало XX века) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 129-143. DOI: 10.15382/sturII201774.129-143
В статье рассматривается история общин диаконисс Евангелическо-лютеранской Церкви в Российской империи. Общины находились в ведении Генеральной консистории Лютеранской Церкви, имевшей свой устав (1832), согласно которому Церковь находилась под контролем Министерства внутренних дел. Общины диаконисс располагались в шести остзейских, Санкт-Петербургской и Московской провинциях Лютеранской Церкви, где существовали местные консистории. Общины диаконисс с середины XIX в. располагались в таких крупных центрах, как Санкт-Петербург (1858), Рига (1862), Митава (1866), Ревель (1872), и ряде других городов и поселков. Диакониссы трудились в местах компактного проживания немцев-лютеран в Прибалтике и на юге России (Херсонская губерния). Они обязаны были вести жизнь согласно предписаниям Евангелической Церкви, выполняя функции профессиональных сестер милосердия в госпиталях, в приютах для сирот и на дому. По этой форме деятельности диакониссы имели сходные статус и функции с сестрами милосердия Российского общества Красного Креста согласно Нормальному уставу (1903). Дискуссии о статусе сестер Марфо-Мариинской обители великой княгини Елизаветы Федоровны в 1911–1914 гг. показывают, что конфессиональная направленность общин протестантских диаконисс сближает их с аналогичной деятельностью сестер обители, организованной в рамках православной традиции.
диакониссы, «материнские дома» диаконисс, Евангелическолютеранская Церковь, благотворительность в Российской империи, остзейские провинции, сестры милосердия, Марфо-Мариинская обитель, немцы в России
Аржанухин В. В. Лютеранство // Религии Санкт-Петербурга. СПб., 2002. С. 109–145.
Вернер В. А. Евангелические учреждения в Петербурге // Немцы в России: Проблемы культурного взаимодействия. СПб., 1998. С. 225–245.
Карпычева Л. А. Из истории «женского милосердного» служения в России XIX века // Она же. «На небесах уготовится истина Твоя»: Неравнодушные мысли верующего человека. СПб., 2009. С. 211–223.
Керзум А. П., Лейкинд О. Л., Северюхин Д. Я. Благотворительность в Санкт-Петербурге. 1703–1918: Историческая энциклопедия. СПб., 2016.
Кобак А. В., Антонов В. В. Лютеранская церковь Христа Спасителя при Евангелической больнице // Санкт-Петербург: Энциклопедия. URL:http://www.encspb.ru/object/2804678099?lc=ru (дата обращения: 18.11.2016).
Немцы России: Населенные пункты и места поселения: Энциклопедический словарь / В. Ф. Дизендорф, сост. М., 2006.
Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
Постернак А., свящ., Иноземцева С. А., Козловцева Е. Н. К вопросу о присвоении звания диаконисс сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия // Служение женщин в Церкви: Исследования / Отв. ред. С. Н. Баконина. М., 2013. С. 448–463.
Шкаровский М. В. Епископ Конрад Фрейфельд (доклад 8 апреля 2015 г.). URL:http://spbda.ru/publications/professor-m-v-shkarovskiy-episkop-konrad-freyfeld, опубликовано 07.05.2015 (дата обращения: 06.11.2016).
Amburger E. Deutsche in Staat, Wirtschaft und Gesellschaft Russlands: die Familie Amburger in St. Petersburg, 1770–1920. Wiesbaden, 1986.
Blessig E. Das Evangelische Hospital und Diakonissenhaus. Deutsches Lebenimalten St. Petersburg. Ein Buch der Erinnerung / Hrsg. v. H. Pantenius, O. Grosberg. Riga, 1930. P. 128–130.
Felgentreff R. Das Diakoniewerk Kaiserswerth 1836–1998. Dusseldorf; Kaiserswerth, 1998.
Fliedner G. Theodor Fliedner. Durch Gottes Gnade Erneuerer des apostolischen Diakonissenamtes in der evangelischen Kirche. Sein Leben und Wirken. Bd. 1–3. Kaiserswerth, 1908–1912.
Gerhardt M. Theodor Fliedner, Ein Lebensbild. Bd. 1–2. Kaiserswerth, 1933–1937.
Hillner G. Das Evangelische Hospital und Diakonissenhaus zu St. Petersburg // Mitteilungen und Nachrichten fur die evangelische Kirche in Russland. Riga, 1913. Bd. 66. P. 121–130.
Koser S. Den neine Diakonisse darf kein Alltagsmensch sein. Kollektive Identitaten Kaiserswerther Diakonissen, 1836–1914. Leipzig, 2006.
Kosmos Diakonissenmutterhaus — Geschichte und Gedachtnis einer protestantischen Frauengemeinschaft / Hrsg. v.U.Gause, C. Lissner. Leipzig, 2005.
Kruczek D. Theodor Fliedner, Mein Lebenfurdas Leben: Eine Biographieuberden Grunder der Kaiserswerther Diakonie. Neukirchener Aussaat, 1999.
Norbert Fr. Der Kaiserswerther. Wie Theodor Fliedner Frauen einen Beruf gab. Berlin, 2010.
Okonomie der Hoff nung — Impulse zum 200. Geburtstag von Theodor und Friederike Fliedner / Hrsg. v. Kaiserswerther Diakonie. Kaiserswerth, 2001.
Ruckteschell N. // Deutsche Biographische Enzyklopadie (DBE) / 2. Ausg. Hrsg. von R. Vierhaus. Munchen, 2007. Bd. 8. S. 590.
Schauer H. Frauen entdecken ihren Auftrag. Weibliche Diakonie im Wandels eines Jahrhunderts. Gottingen, 1960.
Zieger Kr. Die Bedeutung der deutschen Arztevereine fur das wissenschaftliche Leben, die medizinische Versorgung und soziale Belange der Stadt St. Petersburg von 1819–1914 / Diss. … Dr. med. Leipzig, 2003.
Постернак Андрей Владимирович, священник
Постернак А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 144-149. — Рец. на кн.: The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / P. Avis, B. M. Guyer, eds. N. Y.: Bloomsbury T&T Clark, 2017. 437 p.
PDF
Постернак Андрей Владимирович, священник
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2, 5 этаж, комн. 511;
Должность: декан Исторического факультета;
ORCID: 0000-0003-1310-3503;
Электронный адрес: posternakav@inbox.ru.