/
Результат поиска


Полякова М. А. Место cura sui в западных концепциях образования (παιδεĩα, humanitas, Bildung) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 80-93. DOI: 10.15382/sturIV201538.80-93
В статье идет речь о концептуализации категории cura sui в современных исследованиях итальянских ученых, которые в целом продолжают развивать традиции интерпретации концепта, выдвинутые М. Хайдеггером и М. Фуко. По мнению автора, трактовка cura sui, представленная Ф. Камби, Ф. Капуто, М. Дженнари и др. исследователями, дает основание видеть в ней тесные историко-генетические и онтологические связи с греческой категорией παιδεĩα, римской humanitas и, наконец, немецким и общеевропейским концептом Bildung, воспринимаемым нами как образование и самообразование. В то же время Bildung — категория, несущая в себе мистико-религиозные корни, ощутимые именно в немецкоязычной и русскоязычной традициях, которые отсылают нас именно к воссозданию в человеке божественного образа как главной цели и метода педагогической деятельности. Такие интерпретаторы Bildung, как Ф. Камби и М. Борелли, отмечают наметившиеся в современных трактовках концепта редукцию и упрощение, что, с их точки зрения, недопустимо.
cura sui, форма (forma), образ (Bild), мистика, этос, παιδεĩα, humanitas, Bildung, образование
1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988.
2. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М., 2009.
3. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.
4. Корнетов Г. Б. История образования и педагогической мысли: Учебно-методический комплекс. М., 2002.
5. Корнетов Г. Б. Педагогика. Образование. Школа: пути обучения и воспитания ребенка. М., 2014.
6. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост. М., 2005.
7. Лехциер В. Л. Забота о себе и проблема философского образования // Идея университета и топос мысли. Материалы конференции 3–5 октября, 2005 г. Самара, 2005. С. 51–65 (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).
8. Лехциер В. Л. «Забота о себе» и проблема философского образования (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).
9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / В. С. Степин, ред. М., 2001 (URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8844).
10. Пичугина В. К. Античный и современный антрополого-педагогический проект заботящегося о себе человека // Известия ВГПУ. 2014. № 4 (89). С. 175–179.
11. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике / Г. Б. Корнетов, науч. ред. М., 2014.
12. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» Марка Туллия Цицерона // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил. 2013. № 2. С. 158–168.
13. Полякова М. А. К вопросу о педагогической интерпретации концепта humanitas // Alma mater: Вестник высшей школы. 2014. № 4. С. 99–102.
14. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 2007.
15. Фуко М. Герменевтика субъекта (URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/28840/ogl.shtml).
16. Хайдеггер М. Бытие и время (URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Haid_BtVr/08.php).
17. Этимологический словарь М. Фасмера (URL: http://vasmer.narod.ru).
18. Borrelli M. 2010 “La fine della Bildung e della Paideia occidentale”, in Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofi che, Pedagogiche e Sociali, 2010, vol. 8, pp. 1–11.
19. Borrelli M. 2012 “La Paideia dell’Occidente”, in Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofiche, Pedagogiche e Sociali, 2012, vol. 12, p. 35.
20. Cambi F. 2011 “La «Bildung»: una categoria pedagogica significativa anche in Italia” in Topoligik, 2011, vol. 10, pp. 2–14.
21. Cambi F. 2008 “La cura in pedagogia: note critiche”, in Corricolo verticale e nuova professionalità docente nella scuola primaria e secondaria, Firenze, 2008, pp. 1–7.
22. Cambi F. Manuale di storia della pedagogia, Roma, Bari, 2009.
23. Caputo F. 2014 “La cura pedagogica come relazione di aiuto”, in Topologik — Rivista Internazionale di Scienze Filosofihe, Pedagogiche e Sociali, 2014, vol. 15, pp. 115–138.
24. 2005 “Cura di sé e pratiche autobiografiche“, in Sarsini D. Percorsi dell’autobiografia, Milano, 2005, pp. 39–52.
25. 2011 “Das Ende der Bildung und der abendländischen Paideia“, in Topologik, 2011, vol. 10, pp. 171–183.
26. Dizionario di filosofia, in http://www.treccani.it/enciclopedia/paideia_(Dizionario-di-filosofia)/.
27. Dizionario etimologico online, in http://www.etimo.it.
28. 2011 “Echi della Bildung nel marxismo italiano“, in Topologik, 2011, vol. 10, pp. 36–51.
29. Gennari M. 2014 “La nascita della Bildung“, in Studi sulla formazione, 2014, vol. 1, pp. 131–149.
30. 2006 “Heidegger e la pedagogia“, in Studi sulla formazione, 2006, vol. 2, pp. 7–15.
31. La cura di sé come processo formativo, Roma, Bari, 2010.
32. 2006 “La scrittura come «cura di sé»”, in Quaderni di didattica della scrittura, 2006, vol. 6, pp. 27–34.
33. Mortari L. Aver cura della vita della mente, Firenze, 2002.
34. Oniga R. L’idea latina di HUMANITAS, in www.indire.it).
Полякова Мария Александровна
Полякова М. А. На пути к религиозному обучению населения в эпоху реформации: история создания Краткого катехизиса Мартина Лютера // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 68-80. DOI: 10.15382/sturIV201643.68-80
В статье идет речь о зарождении и истории написания Краткого катехизиса родоначальником реформации Мартином Лютером. Автор отмечает ряд значимых событий, повлиявших на ход Реформации и на развитие религиозных и педагогических взглядов Лютера. В их ряду такие, как изобретение книгопечатания и его роль в реформационных событиях, взаимодействие реформатора с представителями иных религиозных учений (общиной «чешских братьев»), низкая образованность населения в вопросах веры, выявленная визитацией 1527 г. Кроме того, упоминаются некоторые отдельные издания катехизисов Лютера и работ, близких им по жанру, выделяются их особенности. Краткий катехизис рассматривается с позиций особого дидактического пособия по основам христианской веры. Автор делает вывод, что Краткий катехизис содержит в себе существенные признаки учебного пособия, а в сочетании с Большим катехизисом, написанным для учителей и пасторов с наглядными таблицами и перечнем основных молитв, составляет учебно-методический комплекс, направленный не только на освоение основ веры, но и на приобщение верующих к жизни в христианской общине, что полностью отвечало задачам и программе Реформации.
катехизис, катехизация, диалог, проповедь, Декалог, Символ веры, молитва, Скрижаль об обязанностях
1. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.
2. Колб Р. Небольшая, но замечательная книга. URL: ihtik.lib.ru/2013.05_ihtik_relig.
3. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007.
4. Лютер М. Большой катехизис: Книга Согласия / К. Комаров, пер. Минск, 1996.
5. Лютер М. Краткий катехизис / К. Комаров, пер. Минск, 1996.
6. Лютер М. О поклонении Причастию // Труды Лютера / В. Володин, пер. с нем. URL: http//www.lhf.ru.
7. Полякова М. А. Педагогическая программа Мартина Лютера: истоки, содержание, начало реализации. Саарбрюккен, 2014. П. 1.3; 2.2.
8. Полякова М. А. Гуманистические и реформационные черты педагогического идеала Челио Секондо Курионе // Историко-педагогический журнал. 2014. № 2. С. 149–161.
9. Филичева Н. И. Немецкий литературный язык. М., 1992.
10. Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера // Социо-логос / В. В. Винокуров, А. Ф. Филиппов, пер. с англ., нем., франц.; сост., общ. ред. и предисл. М., 1991. С. 315–345.
11. Чиколини Л. С. Гуманистические и реформационные идеи Челио Секондо Курионе // Культура эпохи Возрождения. Л., 1986. С. 112–127.
12. Шмидт К. История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурною жизнью народов. Т. 2.: Основы христианства и его воспитания. М., 1880.
13. Digitale Bibliothek — Munchener Digitalisierungszentrum. URL: http://www.digitalesammlungen.de.
14. Enchiridion. Der kleine Catechismus fur die gemeine pfarherr vnd Prediger. URL: http://www.digitale-sammlungen.de.
15. Martin Lutero, Il Piccolo Catechismo / A cura di Fulvio Ferrario. Torino, 2004.
16. Martin Luther. Tischreden. Stuttgart, 2005.
Полякова Мария Александровна