/
Результат поиска


Добрушина Е. Р., Поляков А. Е. Корпус церковнославянского языка: возможности, методы создания, перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 1 (31). С. 32-44.
PDF
В мае 2012 г. открылся Корпус церковнославянского языка в рамках Национального корпуса русского языка. В статье описываются процесс создания Корпуса и методы решения различных проблем, например орфографического оформления и грамматической и метатекстовой разметки.
церковнославянский язык, корпусная лингвистика, частотный словарь, грамматический словарь, морфология, словоизменение, язык богослужения, информационная система, база данных
1. Dobrushina E. R., Ivanova-Allenova T. Ju., Poljakov A. E. 2012 “Korpus Cerkovnoslavjanskih tekstov v sostave NKRJa, pervaja versija: problemy i reshenija” (Corpus of Church-Slavonic Texts in NKRJ, First Version: Problems and Solutions), in Materialy konferencii «El’Manuscript-12. Informacionnye tehnologii i pis'mennoe nasledie», Petrozavodsk, 2012.
2. Dobrushina E. R., Kraveckij A. G., Poljakov A. E. Instrukcija k Korpusu cerkovnoslavjanskih tekstov (Instruction to Corpus of Church-Slavonic Texts), Moscow, 2013.
3. Alipij (Gamanovich), ieromon. Grammatika cerkovno-slavjanskago jazyka (Grammar of Church-Slavonic Language), Jordanville, 1964.
Добрушина Екатерина Роландовна
Поляков Алексей Евгеньевич
Полякова М. А. Место cura sui в западных концепциях образования (παιδεĩα, humanitas, Bildung) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 80-93. DOI: 10.15382/sturIV201538.80-93
В статье идет речь о концептуализации категории cura sui в современных исследованиях итальянских ученых, которые в целом продолжают развивать традиции интерпретации концепта, выдвинутые М. Хайдеггером и М. Фуко. По мнению автора, трактовка cura sui, представленная Ф. Камби, Ф. Капуто, М. Дженнари и др. исследователями, дает основание видеть в ней тесные историко-генетические и онтологические связи с греческой категорией παιδεĩα, римской humanitas и, наконец, немецким и общеевропейским концептом Bildung, воспринимаемым нами как образование и самообразование. В то же время Bildung — категория, несущая в себе мистико-религиозные корни, ощутимые именно в немецкоязычной и русскоязычной традициях, которые отсылают нас именно к воссозданию в человеке божественного образа как главной цели и метода педагогической деятельности. Такие интерпретаторы Bildung, как Ф. Камби и М. Борелли, отмечают наметившиеся в современных трактовках концепта редукцию и упрощение, что, с их точки зрения, недопустимо.
cura sui, форма (forma), образ (Bild), мистика, этос, παιδεĩα, humanitas, Bildung, образование
1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988.
2. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М., 2009.
3. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.
4. Корнетов Г. Б. История образования и педагогической мысли: Учебно-методический комплекс. М., 2002.
5. Корнетов Г. Б. Педагогика. Образование. Школа: пути обучения и воспитания ребенка. М., 2014.
6. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост. М., 2005.
7. Лехциер В. Л. Забота о себе и проблема философского образования // Идея университета и топос мысли. Материалы конференции 3–5 октября, 2005 г. Самара, 2005. С. 51–65 (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).
8. Лехциер В. Л. «Забота о себе» и проблема философского образования (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).
9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / В. С. Степин, ред. М., 2001 (URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8844).
10. Пичугина В. К. Античный и современный антрополого-педагогический проект заботящегося о себе человека // Известия ВГПУ. 2014. № 4 (89). С. 175–179.
11. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике / Г. Б. Корнетов, науч. ред. М., 2014.
12. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» Марка Туллия Цицерона // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил. 2013. № 2. С. 158–168.
13. Полякова М. А. К вопросу о педагогической интерпретации концепта humanitas // Alma mater: Вестник высшей школы. 2014. № 4. С. 99–102.
14. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 2007.
15. Фуко М. Герменевтика субъекта (URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/28840/ogl.shtml).
16. Хайдеггер М. Бытие и время (URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Haid_BtVr/08.php).
17. Этимологический словарь М. Фасмера (URL: http://vasmer.narod.ru).
18. Borrelli M. 2010 “La fine della Bildung e della Paideia occidentale”, in Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofi che, Pedagogiche e Sociali, 2010, vol. 8, pp. 1–11.
19. Borrelli M. 2012 “La Paideia dell’Occidente”, in Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofiche, Pedagogiche e Sociali, 2012, vol. 12, p. 35.
20. Cambi F. 2011 “La «Bildung»: una categoria pedagogica significativa anche in Italia” in Topoligik, 2011, vol. 10, pp. 2–14.
21. Cambi F. 2008 “La cura in pedagogia: note critiche”, in Corricolo verticale e nuova professionalità docente nella scuola primaria e secondaria, Firenze, 2008, pp. 1–7.
22. Cambi F. Manuale di storia della pedagogia, Roma, Bari, 2009.
23. Caputo F. 2014 “La cura pedagogica come relazione di aiuto”, in Topologik — Rivista Internazionale di Scienze Filosofihe, Pedagogiche e Sociali, 2014, vol. 15, pp. 115–138.
24. 2005 “Cura di sé e pratiche autobiografiche“, in Sarsini D. Percorsi dell’autobiografia, Milano, 2005, pp. 39–52.
25. 2011 “Das Ende der Bildung und der abendländischen Paideia“, in Topologik, 2011, vol. 10, pp. 171–183.
26. Dizionario di filosofia, in http://www.treccani.it/enciclopedia/paideia_(Dizionario-di-filosofia)/.
27. Dizionario etimologico online, in http://www.etimo.it.
28. 2011 “Echi della Bildung nel marxismo italiano“, in Topologik, 2011, vol. 10, pp. 36–51.
29. Gennari M. 2014 “La nascita della Bildung“, in Studi sulla formazione, 2014, vol. 1, pp. 131–149.
30. 2006 “Heidegger e la pedagogia“, in Studi sulla formazione, 2006, vol. 2, pp. 7–15.
31. La cura di sé come processo formativo, Roma, Bari, 2010.
32. 2006 “La scrittura come «cura di sé»”, in Quaderni di didattica della scrittura, 2006, vol. 6, pp. 27–34.
33. Mortari L. Aver cura della vita della mente, Firenze, 2002.
34. Oniga R. L’idea latina di HUMANITAS, in www.indire.it).
Полякова Мария Александровна
Полякова М. А. На пути к религиозному обучению населения в эпоху реформации: история создания Краткого катехизиса Мартина Лютера // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 68-80. DOI: 10.15382/sturIV201643.68-80
В статье идет речь о зарождении и истории написания Краткого катехизиса родоначальником реформации Мартином Лютером. Автор отмечает ряд значимых событий, повлиявших на ход Реформации и на развитие религиозных и педагогических взглядов Лютера. В их ряду такие, как изобретение книгопечатания и его роль в реформационных событиях, взаимодействие реформатора с представителями иных религиозных учений (общиной «чешских братьев»), низкая образованность населения в вопросах веры, выявленная визитацией 1527 г. Кроме того, упоминаются некоторые отдельные издания катехизисов Лютера и работ, близких им по жанру, выделяются их особенности. Краткий катехизис рассматривается с позиций особого дидактического пособия по основам христианской веры. Автор делает вывод, что Краткий катехизис содержит в себе существенные признаки учебного пособия, а в сочетании с Большим катехизисом, написанным для учителей и пасторов с наглядными таблицами и перечнем основных молитв, составляет учебно-методический комплекс, направленный не только на освоение основ веры, но и на приобщение верующих к жизни в христианской общине, что полностью отвечало задачам и программе Реформации.
катехизис, катехизация, диалог, проповедь, Декалог, Символ веры, молитва, Скрижаль об обязанностях
1. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.
2. Колб Р. Небольшая, но замечательная книга. URL: ihtik.lib.ru/2013.05_ihtik_relig.
3. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007.
4. Лютер М. Большой катехизис: Книга Согласия / К. Комаров, пер. Минск, 1996.
5. Лютер М. Краткий катехизис / К. Комаров, пер. Минск, 1996.
6. Лютер М. О поклонении Причастию // Труды Лютера / В. Володин, пер. с нем. URL: http//www.lhf.ru.
7. Полякова М. А. Педагогическая программа Мартина Лютера: истоки, содержание, начало реализации. Саарбрюккен, 2014. П. 1.3; 2.2.
8. Полякова М. А. Гуманистические и реформационные черты педагогического идеала Челио Секондо Курионе // Историко-педагогический журнал. 2014. № 2. С. 149–161.
9. Филичева Н. И. Немецкий литературный язык. М., 1992.
10. Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера // Социо-логос / В. В. Винокуров, А. Ф. Филиппов, пер. с англ., нем., франц.; сост., общ. ред. и предисл. М., 1991. С. 315–345.
11. Чиколини Л. С. Гуманистические и реформационные идеи Челио Секондо Курионе // Культура эпохи Возрождения. Л., 1986. С. 112–127.
12. Шмидт К. История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурною жизнью народов. Т. 2.: Основы христианства и его воспитания. М., 1880.
13. Digitale Bibliothek — Munchener Digitalisierungszentrum. URL: http://www.digitalesammlungen.de.
14. Enchiridion. Der kleine Catechismus fur die gemeine pfarherr vnd Prediger. URL: http://www.digitale-sammlungen.de.
15. Martin Lutero, Il Piccolo Catechismo / A cura di Fulvio Ferrario. Torino, 2004.
16. Martin Luther. Tischreden. Stuttgart, 2005.
Полякова Мария Александровна
Поляков А. А. Деисты и деизм в зеркале европейской религии и культуры XVI - XVIII веков. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 85. С. 122-133. DOI: 10.15382/sturI201985.122-133
Статья посвящена анализу истории развития значения терминов деист и деизм в европейской философской мысли в XVI–XVIII вв. В работе рассматриваются значения терминов деист и деизм, которые давались в зарубежных и отечественных энциклопедиях, словарях и трактатах в указанный период. Продемонстрирована динамика развития семантики обозначенных терминов в понимании их первыми исследователями. В работе дана терминология, использовавшаяся английскими, французскими и немецкими мыслителями, в число которых входили как философы, так и теологи. Интерес теологов к деистической мысли объясняется тем, что в указанный период еще не существовало четкого понимания, к какой области следует относить феномен деизма. Стоит также отметить, что в работе представлен широкий список определений терминов деист и деизм и хронология их появления, что является ценным вкладом в изучение данной темы. Аргумент автора состоит в том, что, несмотря на отсутствие единого понимания религиозной философии деизма, различные авторы обозначили общие понятия, на основе которых появились общепринятые определения. Кроме того, в эти века стали появляться четкие представления о многогранности деистической мысли, что потребовало от мыслителей провести границы между различными направлениями как самого деизма, так и близким к нему видам религиозной философии. К ним относятся атеистическая и теистическая философии, которые, в зависимости от того или иного автора, сближались или разделялись между собой. В заключение обобщены основные ракурсы восприятия деизма в XVI–XVIII вв.
деизм, деист, деистическая философия, интерпретации деизма, история деизма, религиозная философия
  1. Гогоцкий С. С. Философский лексикон. Сочинения: в 6 т. Т. 2. Киев. 2015.
  2. Орбинский Р. В. Английские деисты XVII–XVIII в. Одесса, 1868.
  3. Соколов В. В. Деизм // Большая российская энциклопедия. М., 2007. Т. 8. С. 429.
  4. Bentlet R. The Folly of Atheism and (what is now called) Deism; Even with Respect to the Present Life. L., 1692.
  5. Betts C. J. Early Deism in France. From the so-called ‘deistes’ of Lyon (1564) to Voltaire’s Lettres philosophiques (1734). Hague, 1984.
  6. Burton R. The Anatomy of Melancholy, what it Is, with All the Kinds, Causes, Symptoms, Prognostics, and several cures of it. N.Y., 1847.
  7. Chambers E. Cyclopædia: or, An Universal Dictionary of Arts and Sciences. Vol. 1. 1728.
  8. Chaudon L. M. Dictionnaire antiphilosophique. Avignon, 1767.
  9. Clarke S. A. Discourse concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation. Being Eight Sermons Preach’d at the Cathedral-Church of St. Paul, in the Year 1705, at the Lecture Founded by the Honourable Robert Boyle Esq. L., 1706.
  10. Dryden D. Religio Laici, or a Layman’s Faith. A Poem. L., 1710.
  11. Ellenzweig S. The Faith of Unbelief: Rochester’s “Satyre,” Deism, and Religious Freethinking in Seventeenth-Century England // Journal of British Studies. Vol. 44, No. 1. Cambridge, 2005. P. 27–45.
  12. Force J. E. Samuel Clarke’s Four Categories of Deism, Isaac Newton, and the Bible // Scepticism in the History of Philosophy: A Pan-American Dialogue. Boston, 1996. P. 53–74.
  13. Furetiere A. Dictionnaire universel, contenant généralement tous les mots françois, tant vieux que modernes et les termes des sciences des arts. Vol. 1. 1690.
  14. Hartley D. Observations on Man, his Frame, his Duty, and his Expectations. L., 1749.
  15. Hudson W. The English deists: studies in early Enlightenment. L., 2009.
  16. Kant I. Kritik der reinen Vernunft. Hamburg, 1956.
  17. Largest Religious Groups in the United States of America, 2001. URL: https://www.adherents.com/rel_USA.html (дата обращения: 13.08.2019).
  18. Leland J. A view of the principal deistical writers that have appeared in England in the last and present century; with observations upon them, and some account of the answers that have been published against them. In several letters to a friend. L., 1755.
  19. Palin D. Should Herbert of Cherbury be regarded as a ‘deist’? // The Journal of Theological Studies Vol. 51 No. 1. Oxford, 2000. P. 113–149.
  20. Prince M. B. Religio Laici v. Religio Laici: Dryden, Blount, and the Origin of English Deism // Modern Language Quarterly. Vol. 74. Issue 1. Washington, 2013. P. 29–66.
  21. Shaftesbury A. Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times, with a Collection of Letters. Vol. II. L., 1790.
  22. The Dictionary of Historical and Critical of Mr Peter Bayle. Vol. 5. L., 1738.
  23. Viret P. Instruction chrestienne en la doctrine de la loy et de l’Evengele. Vol. 2. Genève, 1564.
  24. Walch J. G. Philosophisches Lexicon. Leipzig, 1726.
  25. Waligore J. Christian deism in eighteenth century England // International Journal of Philosophy and Theology. Vol. 75. Issue 3. 2014. P. 205–222.
  26. Wesley A. M. Works of the Reverend John Wesley, A. M. Vol. II. N.Y., 1835.
  27. Wolff C. Theologia Naturalis: Methodo Scientifi ca Pertractata. Frankfurt; Leipzig, 1737.
Поляков Андрей Андреевич
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240 г. Москва, ул. Гончарная, д. 12 стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-1065-1352;
Электронный адрес: Beatit10@yandex.ru.
Автор выражает благодарность своему научному руководителю доктору философии, профессору Института Философии РАН. Владимиру Кирилловичу Шохину за ценные советы при написании статьи и рекомендации по её оформлению.