/
Результат поиска


Польсков К. О. Философская экзегеза Писания в системе Скота Эригены // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 13-29.
PDF
Двумя основными гносеологическими методами философско-религиозной мысли Иоанна Скота являются его рационализм и следование данным Священного Писания. В системе Эригены ratio человека понимается и как образ Божий в человеке, и как универсальный принцип всеобщего возвращения мироздания к Богу. В то же время безусловным авторитетом для Эригены является Писание, в котором для него заключены конечные смыслы всего сущего. Между этими положениями в системе Иоанна Скота не существует противоречия: ум человека и Библия являются двумя совершеннейшими Божественными Теофаниями. Мудрец должен распознать и правильно интерпретировать язык Библии. В целом вся система Эригены может рассматриваться как развернутая философская экзегеза Священного Писания.
Польсков Константин Олегович, священник
Польсков К. О. Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 20-27.
PDF
В контексте темы конференции «Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования» автор кратко сформулировал результаты исследования круга проблем теологического образования в нашей стране и обозначил место теологии в образовательном научном пространстве России и мира. Помимо общей характеристики теологии как предмета научного изучения, в статье дается сравнительный анализ соотношения теологии и религиоведения, показывается, что выявление внутренних закономерностей существования и функционирования религиозного феномена предметом религиоведения быть не может: «Теологическое и религиоведческое знание в мировой практике соотносятся по образу теоретической математики и философии математики; искусства и искусствоведения. Религиоведение использует порожденные теологией архетипы и категории осмысления религиозного опыта, применяя к ним понятийный аппарат философии, в особенности феноменологии, психологии и социологии».
Польсков Константин Олегович, священник
Польсков К. О. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 135-138. — Рец. на кн.: The Oxford handbook of biblical studies / J. W. Rogerson, J. M. Lieu, eds. Oxford University Press, 2006. xviii + 896 p.
PDF
Польсков Константин Олегович, священник
Добрушина Е. Р., Польсков К. О., Литвинцева К. В., Хангиреев И. А. От "Аббата" до "аналоя": фрагмент "Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 119-146.
PDF
В публикации представлен фрагмент словаря христианской лексики русского языка, работа над которым ведется в ПСТГУ силами специалистов филологического и богословского факультетов. Публикация предваряется вступительной статьей, в которой описаны основные принципы работы.
лексикография, лингво-энциклопедический словарь, русский язык, христианство, словарная статья
Добрушина Екатерина Роландовна
Польсков Константин Олегович, протоиерей
Литвинцева Кристина Викторовна
Хангиреев Илья Александрович
Добрушина Е. Р., Польсков К. О., Литвинцева К. В., Хангиреев И. А. От «анамнесиса» до «апокрифа»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 2 (28). С. 103-118.
PDF
В публикации представлена вторая (из трех) часть статей на букву «А» — фрагмент словаря христианской лексики русского языка, работа над которым ведется в ПСТГУ силами специалистов филологического и богословского факультетов. Вступительная статья, в которой описаны основные принципы работы, опубликована в одном из предыдущих номеров.
Добрушина Екатерина Роландовна
Польсков Константин Олегович, протоиерей
Литвинцева Кристина Викторовна
Хангиреев Илья Александрович
Добрушина Е. Р., Польсков К. О., Литвинцева К. В., Хангиреев И. А. От «апостола» до «аутодафе»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 3 (29). С. 114-133.
PDF
В публикации представлена третья и завершающая часть статей на букву «А» — фрагмент словаря христианской лексики русского языка, работа над которым ведется в ПСТГУ силами специалистов филологического и богословского факультетов. Вступительная статья, в которой описаны основные принципы работы, и первая часть словарных статей были опубликованы в номере 3 (25) за 2011 г., вторая часть статей — в номере 2 (28) за 2012 г.
Добрушина Екатерина Роландовна
Польсков Константин Олегович, протоиерей
Литвинцева Кристина Викторовна
Хангиреев Илья Александрович
Польсков К. О. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 69. С. 148-152. — Рец. на кн.: McCutcheon R. T. A Modest proposal on Method. Essaying the Study of Religion. Brill, 2015
PDF
Польсков Константин Олегович, протоиерей
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: доцент;
Электронный адрес: email: kpolskov@gmail.com.
Польсков К. О. На пороге эпохи Модерна: теология в XVI веке // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 76. С. 40-58. DOI: 10.15382/sturI201876.40-58
Перемены, произошедшие в Европе во всех сферах жизни при переходе к Модерну, затронули и теологию. Принимая предложенные Ю. Хабермасом определение Модерна и его хронологические границы, автор статьи показывает, какое влияние оказали на теологию в XVI в. три указанных немецким философом «пороговых события» Нового времени: открытие Нового света, Возрождение и Реформация. Одним из следствий географических открытий стало ускорение процесса секуляризации и формирование нового представления о целях и задачах теологии, ее места в научном универсуме. Важнейшими возрожденческими идеями, повлиявшими на теологию, стали переход от теоцентрического к антропоцентрическому мировоззрению и утверждение исторического сознания. А развитие классической филологии и изменившееся отношение к тексту способствовали возникновению новой традиции чтения и толкования Священного Писания. Многие из этих идей, оказав влияние на формирование движения Реформации, затем были развиты и углублены в ее теологии. Автор показывает, как новое представление о богословском призвании отразилось в изменении системы теологического образования и разработке новых принципов протестантского богословия. Также огромное значение для дальнейшего развития теологии имели идеи католической Контрреформации. К таковым можно отнести комплекс мер по учреждению в Католической Церкви епархиальных семинарий, введение в оборот научной теологии данных и методов смежных наук и новый подъем схоластики. В заключении делаются выводы о том, какое значение для сегодняшнего богословия имеет переосмысление и творческое усвоение того, что произошло с европейской теологией при переходе к Модерну в XVI в.
теология, богословие, Ю. Хабермас, Модерн, Новое время, Новый свет, Возрождение, Реформация, Контрреформация
  1. Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. №. 6. С. 73–84.
  2. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.
  3. Бибихин В. В. Новый Ренессанс. М., 1998.
  4. Вдовина Г. В. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. М., 2009.
  5. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.; СПб., 20132.
  6. Дильтей В. Собрание сочинений. М., 2001. Т. 6.
  7. Карпов К. В. Бонавентура о статусе теологии как науки // Философия религии: Альманах. М., 2015. С. 399–415.
  8. Котляров П. Н. Liberali eruditione и аристотелевское наследие: проекты реформы Ф. Меланхтона в Виттенбергском университете // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 172–181.
  9. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
  10. Кырлежев А. Рец. на кн.: Gillespie M. A. The theological origins of modernity. Chicago&London: University of Chicago Press, 2008 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. №1 (31). С. 254–260.
  11. Михайлов П. Б. Начала богословского знания // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 7–21.
  12. Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. М., 2007. Т. 1.
  13. Савинов Р. В. Проблема систематизации в протестантской схоластике // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5 (67). С. 59–72.
  14. Тейлор Ч. Секулярный век. М., 2017.
  15. Франсиско де Витория. Лекции об индейцах и военном праве // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. М., 1991. С. 273–277.
  16. Хабермас Ю. Модерн: сознание времени и самообоснование // Философский дискурс о модерне. М., 2003. C. 7–22.
  17. Халленслебен Б. Богословие Фомы Аквинского в прочтении Томаса де Вио Каетана / диак. А. Соколовски, пер. URL: http://www.bogoslov.ru/text/414464.html#_ftn31 (дата обращения: 12.03.2018).
  18. Хондзинский П. В. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 11–27.
  19. Шмонин В. Д. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб., 2006.
  20. Шмонин Д. В., Вдовина Г. В., Савинов Р. В. Схоластика: Очерки истории. СПб., 2011.
  21. Bedouelle Th. La théologie. P., 20092.
  22. Berman M. All that is solid melts into air. Penguin Book, 1982.
  23. Brettler M. Z., Enns P., Harrington D. J. The Bible and the Believer. How to Read the Bible Critically & Religiously. Oxford, 2012.
  24. Carlos M. N. Eire. Reformations. The Early Modern World, 1450–1650. Yale, 2016.
  25. Francisco de Vitoris. On the Law of war // Political writings / A. Pagden, J. Lawrene, eds. Cambridge, 1991. P. 293–328.
  26. Gillespi M. The Theological Origins of Modernity. Chicago &London: University of Chicago Press, 2008.
  27. Kaufman G. An essay on Theological method. Atlanta, 1953.
  28. Lubac de H. Exégèse médiévale. Les quatre sеns de L’Écriture. Seconde Partie. Aubier, 1964.
  29. Lubac de H. L’Écriture dans la tradition. P., 1966.
  30. Luther M. Werke. Kritische Gesamtausgabe. Weimar, 1895. Bd. 14; 1908. Bd. 18.
  31. McGrath A. Intellectual Origins of the European Reformation. Malden, 2042.
  32. McGrath A. The genesis of doctrine. A study in the foundation of doctrinal criticism. Grand Rapids, 1997.
  33. Mélanchthons Werke in Auswahl: [Studienausgabe] / R. Stupperich, Hrsg. Gütersloh, 1952. Bd. 2. T l. 1.
  34. Oberman H. A. Forerunners of the Reformation. The Shape of Late Medieval Thought. Holt, Reinhart and Winston. N. Y., 1966.
  35. Paulus PP III. Sublimus Dei. URL: http://www.papalencyclicals.net/paul03/p3subli.htm (дата обращения: 02. 03. 2018).
  36. Reinhardt N. Just War, Royal Conscience and the Crisis of Theological Counsel in the Early Seventeenth Century // Journal of Early Modern History. 2014. Vol. 18. P. 495–521.
  37. Scheible H. Die Reform von Schule und Universität in des Reformationszeit // Aufsätze zu Melanchton. Tübengen. 2010. S. 152–172.
Польсков Константин Олегович, протоиерей
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Россия 1247051, Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: проректор по научной работе;
ORCID: 0000-0002-3921-962X;
Электронный адрес: kpolskov@gmail.com.