/
Результат поиска


Подкаменная А. Ю. Преломление архитектурных традиций в колокольне Троице-Сергиевой лавры: проект и воплощение // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 102-125. DOI: 10.15382/sturV201831.102-125
Сложная история создания колокольни Троице-Сергиевой лавры является своего рода отражением специфики становления русской национальной архитектуры середины XVIII в. Предпринятая автором статьи попытка выявить истоки композиции памятника, существенные для его архитектурного облика, делает вполне вероятными высказывавшиеся ранее предположения о влиянии на проект Иоганна Шумахера композиции Монетной башни (Münzturm) Андреаса Шлютера, а также позволяет прояснить детали творческого процесса русского архитектора Д. В. Ухтомского, решившегося позднее на изменение первоначального проекта. О влиянии на проект некоторых тенденций западноевропейского зодчества говорят и сопоставление отдельных фактов биографии «немецкого Бернини» (так называли современники Андреаса Шлютера), и проведенный автором статьи анализ использования в зданиях, спроектированных учениками мастера, ряда архитектурных приемов. Дополнительным материалом исследования становится, в свете выдвинутых автором задач, ранее не рассматривавшийся в отечественных исследованиях боковой фасад Münzturm, описанный подробно в немецкоязычной литературе. В статье характеризуются памятники, отчасти ставшие прототипами колокольни Троице-Сергиевой лавры, повлиявшие на ее образное решение, выявляются принципы тектонического мышления, существенные для построения ярусных сооружений русских архитекторов, показаны важные структурные элементы, дополняющие основной проект, отмечены находки архитекторов, руководивших строительными работами, показана степень востребованности найденных форм в творениях мастеров последующих поколений.
колокольня Троице-Сергиевой лавры, Ухтомский, Шумахер, Шлютер, Мичурин, барокко, колокольня Варлаамо-Хутынского монастыря, Кунсткамера, Монетная башня (Münzturm)
  1. Алленов М. Русское искусство XVII — нач. XX в. M.: Трилистник, 2000.
  2. Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М.: Наука, 1996.
  3. Барокко в России / Г. Г. Поспелов, отв. ред.; Н. А. Евсина, Н. В. Сиповская, ред.-сост. М.: ГИИ, 1994.
  4. Блохина И. В. Всемирная история архитектуры и стилей. М., 2014.
  5. Вздорнов Г. И. Строительство колокольни Троице-Сергиевой Лавры (в свете новых данных) // Архитектурное наследство. 1962. № 14. С. 125–134.
  6. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.
  7. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М.: Книга по требованию, 2011.
  8. Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом // Старые годы. 1911. № 7–9.
  9. Грабарь И. Э. Заграничные пенсионеры Петра Великого // История русского искусства. Т. 3. М.: Изд. И. Кнебель, [б.г.]. С. 165.
  10. Грабарь И. Э. Мичурин и московская архитектура 30–40-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века / И. Э. Грабарь, ред. М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1954. С. 241.
  11. Дмитриев В. К. Архитекторы Санкт-Петербурга. СПб., 2007.
  12. Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век / Ю. В. Артемьева, С. А. Прохватилова, ред. СПб.: Лениздат, 1997.
  13. Клименко С. В. Бурхард Кристоф фон Миних. Опыт создания «архитектурной» биографии // Исследования по истории архитектуры и градостроительства / Д. О. Швидковский, общ. ред. МАРХИ. Вып. 2. М.: ДПК Пресс, 2011. С. 298–337.
  14. Клименко С. В. Иван Коробов и особенности формирования стиля барокко в архитектуре Аннинского времени // Architecture and Modern Information Technologies. МАРХИ. М., 2012. С. 519–529.
  15. Клименко С. В. Архитектурная деятельность И. Ф. Мичурина. 1720–1750-е годы: дис. … канд. архитектуры:18.00.01. М., 2002.
  16. Клименко С. В. Архитектурный замысел колокольни Троице-Сергиевой лавры и немецкая барочная традиция. К интерпретации первоначального проекта И. Я. Шумахера // Architecture and Modern Information Technologies. МАРХИ. 2017. № 4 (41). С. 144–162.
  17. Малиновский К. В. Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII веке. СПб.: Книга, 2007.
  18. Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. М.: Гос. изд-во по строительстви архитектуре, 1954.
  19. Мурзин-Гундоров В. В. Архитектурное наследие России: Дмитрий Ухтомский. М.: Издательский дом Руденцовых, 2012.
  20. ПСЗРИ (Полный свод законов Российской империи). Т. VII.
  21. Седов В. В. Аннинское барокко в Москве // Проект классика. XXII. № V. С. 122–129.
  22. Секретарь Л. А. Колокольня Хутынского монастыря в Новгороде (история строительства и архитектуры) // Новгородский исторический сборник. Вып. 6 (16). СПб., 1997. С. 211–221.
  23. Снегирев И. Троицкая — Сергиева лавра. М., 1842.
  24. Трофимов И. В. О принципах реставрации памятников Троице-Сергиевой лавры // Советская археология. 1970. № 4. С. 74–86.
  25. Трофимов И. В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой лавры. М.: Госстройиздат, 1961.
  26. Ухналев А. Е. Особенности стилистической ситуации в архитектуре Петербурга первой четверти XVIII века // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 140. URL: htpp://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stilisticheskoy-situatsii-v-arhitekture-petrburgapervoy-chetverti-xviii-v).
  27. Финкельштейн В. Соборная колокольня // Вече Твери. 2002. 15 окт. (№ 188). С. 11–13.
  28. Bernd Nicolai. Andreas Schlüter // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 23. Duncker & Humblot. Berlin, 2007.
  29. Das Reiterdenkmall des Großen Kurfürsten // Gesellschaft Berliner Schloss e. V. Zentralblatt der Bauverwaltung. 1883. № 1, 2. S. 3.
Подкаменная Анна Юрьевна
Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 1270521, г. Москва, Лихов пер., д.6/1;
ORCID: 0000-0001-6077-4161;
Электронный адрес: anfem-klir@yandex.ru.