/
Результат поиска


Гончаров М. А., Плохова М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в россии в конце XIX - начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 101-117.
PDF
В статье раскрываются место и роль церковно-приходских школ в деле подготовки педагогических кадров в России в конце XIX ― начале XX в. Анализируется взаимодействие сети церковно-приходских школ и непосредственно связанных с ними педагогических учебных заведений — второклассных и церковно-учительских школ. Дается оценка целей, задач, форм и методов учебно-воспитательной работы в духовно-учебных учреждениях.
Православная Церковь, Святейший Синод, народное образование, духовно-учебные заведения, церковно-приходская школа, земская школа, второклассная учительская школа, Епархиальный училищный совет
Гончаров Михаил Анатольевич
Плохова Маргарита Григорьевна
Гончаров М. А., Плохова М. Г. Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 120-130.
PDF
В статье рассматривается место духовно-учебных заведений, играющих важную роль в процессе развития русской культуры, формировании общеобразовательного и педагогического потенциала общества со времени их создания в середине XVII в. и на протяжении более трех столетий. Раскрывается типология конфессиональных учебных заведений, анализируется их нормативно-правовая база, показывается роль духовно-учебных заведений, выпустивших множество квалифицированных и добросовестных преподавателей, руководителей учебных заведений, администраторов в сфере просвещения, в подготовке кадров для общеобразовательной средней и высшей школы.
духовная академия, духовная семинария, духовное училище, православная школа, пастырское богословие, педагогическая подготовка, конфессиональная школа
Гончаров Михаил Анатольевич
Плохова Маргарита Григорьевна
Гончаров М. А., Плохова М. Г. Священный Синод и его роль в системе подготовки педагогических кадров в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 80-88. DOI: 10.15382/sturIV201537.80-88
В последнее время начинает возрождаться интерес к Церкви и ее духовно-учебным институтам, которые рассматриваются в перспективе общего процесса формирования потенциала российского общества. В исторической науке их не принято считать педагогическими, хотя в чем-то духовные академии и семинарии XVIII — первой половины XIX в. можно считать таковыми. В статье анализируются понятия «духовно-учебные заведения», «духовное образование», «духовная школа», раскрывается идея создания централизованного управления духовно-учебными заведениями, роль Священного Синода в деле организации и управления духовно-учебными педагогическими заведениями (епархиальные училища, второклассные церковно-учительские школы и др.) в дореволюционной России. Рассматриваются проекты организации в России единой системы духовного образования (1766–1778). Анализируются непростые взаимоотношения в сфере народного образования Министерства народного просвещения, Священного Синода и Комитета по усовершенствованию духовных училищ. Показывается историческое и культурное значение педагогической подготовки в женских епархиальных училищах, в формировании учительского корпуса для церковно-приходских школ.
Священный Синод, духовно-учебные заведения, духовное образование, педагогическое образование, духовные училища, семинарист, епархиальные женские училища, второклассные церковно-учительские школы (церковно-приходские школы)
1. Исторический очерк развития церковно-приходских школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909 гг.). СПб., 1909.
2. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.
Гончаров Михаил Анатольевич
Плохова Маргарита Григорьевна